Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.
Сексуальные отношения при наличии настоящей любви, хотя и не столь страстны, как у влюбленных, но более разнообразны и полноценны. Женщины часто получают удовлетворение от интимной жизни в браке, когда накапливается определенный опыт сексуального общения с партнером, когда любящий супруг начинает понимать, что, как и когда нравится его супруге, и старается доставить в первую очередь ей максимальное наслаждение, потому что мужчина, который по-настоящему любит женщину, испытывает истинную радость оттого, что он удовлетворяет свою партнершу в сексуальной жизни.
Любящие супруги обычно хотят иметь детей как реальный плод их зрелого чувства. Они понимают, что без детей семья неполноценна, потому что именно в детях реализуется весь положительный потенциал, заложенный в родителях. Дети укрепляют настоящую любовь, но в то же время их появление является как бы тестом на наличие этой любви. Трудности, связанные с рождением и воспитанием детей, сближают любящих супругов и могут оттолкнуть друг от друга людей, создававших лишь видимость благополучных семейных отношений. Человек, любящий своего супруга, переносит эту любовь и на детей. Тогда семья становится гармоничной, так как основу семейных отношений здесь составляет альтруизм, являющийся корнем настоящей любви.
Таким образом, идеальным исходом влюбленности является ее переход в зрелую любовь. Но это происходит далеко не всегда. Возможны и другие варианты. Например, на смену влюбленности могут прийти привычка, или дружеские отношения, или параллельное сосуществование, а иногда и негативные чувства — вражда, ненависть, отвержение. Во всех этих случаях, с большой вероятностью, семьи из благополучных превращаются в конфликтные. Иногда так и тянется годами серое, однообразное сосуществование, привычное и потому трудно поддающееся изменению. А иногда происходит драматическая развязка, «взрыв», болезнь, развод и т. п.
Обычно на этой стадии человек начинает метаться в поисках выхода, терроризировать своих друзей и знакомых с просьбой дать «ценный совет», но мало кто обращается в психологическую консультацию. А ведь именно здесь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать столь необходимую помощь. Безусловно, когда семья находится в конфликтных отношениях, психологу приходится работать много и долго, чтобы нормализовать ситуацию. Как правило, выход бывает найден, но, как известно, «болезнь легче предупредить, чем лечить», поэтому, несомненно, важным представляется добрачная психологическая подготовка к будущей семейной жизни.
Психологическая помощь создающейся семье может быть оказана в различных формах: это и лекции, и групповые консультации, и индивидуальные беседы с каждой парой. Целью лекций является ознакомление новобрачных с такими особенностями супружеской жизни, как наличие кризисных периодов и пути их преодоления, распределение семейных ролей, обязанностей и бюджета, оптимальная организация жилища, налаживание отношений с родителями супруга, особенности интимных отношений, планирование деторождения и воспитание детей. Во время групповой беседы происходят оживленное обсуждение этих и других вопросов будущей семейной жизни, обмен мыслями и как бы обучение друг друга тем важным моментам, которые, возможно, у других уже проработаны и решены. Например, участниками одной из таких групп были Анна и Валерий, Яна и Павел, Таня и Игорь. Завязалась дискуссия по поводу распределения семейных обязанностей. Анна и Валера высказали точку зрения, что каждый должен делать в семье то, что хочет, а другой — ему помогать. Татьяна возразила, что при такой постановке вопроса либо вся работа ляжет на плечи одного из членов семьи (чаще женщины), либо вообще не будет делаться, что может привести к конфликтам. Она сказала, что их с Игорем небольшой добрачный опыт ведения совместного хозяйства показал, что наилучшим является закрепление за каждым членом семьи конкретного участка работы, за который человек чувствует ответственность и старается выполнять. Яна и Павел придерживались того мнения, что существуют «мужские» и «женские» домашние обязанности, которые нельзя смешивать. В этот момент группа начала подробно разбирать, какие же существуют «чисто мужские» и «чисто женские» обязанности и оказалось, что мужские ограничиваются ремонтом, передвижением шкафа и вбиванием гвоздя, а женские охватывают почти всю сферу повседневной домашней работы: стирка, приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры и тому подобное. Если добавить к этому воспитание детей и работу в дневное время — картина представляется явно несправедливая. Все участники с этим согласились, Яна и Павел задумались, а Аня с Валерой решили перестроить свой подход к проблеме, согласуясь с опытом Тани и Игоря. Аналогичным образом прорабатываются в группе и другие семейные проблемы.
Эффективным приемом для таких групп являются различные «ролевые игры». Наибольшей популярностью пользуется игра «обмен ролями», когда будущие супруги разыгрывают сцены из семейной жизни, играя роль противоположного пола. Так, в нашей группе была разыграна ситуация, когда жена (роль которой играл Валерий), уставшая от долгой работы, встречает мужа (в его роли — Аня), задержавшегося на работе из-за дня рождения сослуживца. Муж немного «навеселе», в хорошем настроении, пытается заигрывать с супругой, которая, естественно, «мрачнее тучи». Здесь проявляется масса смешных и поучительных моментов, когда актеры сбиваются на привычные роли, забывая об игре, но в то же время происходит понимание и активное обучение тому, что в общей лекции рассказать невозможно. При этом все наблюдатели живо включаются в игру, помогая «актерам», и таким образом сами обучаются.
Хорошие результаты дают применение
техники «зеркало», когда супруги
разбиваются попарно и
В конечном итоге в интересной и доступной форме группой были проработаны те элементарные психологические правила, без которых невозможна хорошая семейная жизнь. Разошлись усталые, но довольные, активно обсуждая по дороге все, что происходило на занятиях.
Другой формой психологического консультирования молодоженов является индивидуальная беседа с ними. Этот вариант имеет свои преимущества и недостатки. Положительным здесь представляется больший контакт с психологом, но, с другой стороны, отсутствует эффект обратной связи и группового научения.
Индивидуальная консультация начинается обычно с выяснения чисто формальных данных: когда познакомились, сколько встречались, если живут вместе, то, как давно и где (с родителями или отдельно). Затем молодоженам может быть предложено нарисовать несуществующее животное(см приложение), чтобы они расслабились, а психолог получил первичное представление о личностных особенностях консультируемых.
Молодоженам предлагается еще один тест для получения первичного представления о личностях супругов, о тех качествах, которые нравятся, о тех, которые не очень или не всегда нравятся, и качествах, которые, по их мнению, должны присутствовать у идеальных супругов.
После того, как задание выполнено, психолог просит каждого из молодоженов предположить или угадать, что написано в листочке партнера. Часто обнаруживается, что будущие супруги совершенно не знают друг друга. Например, пара Наташа и Сергей встречались год, прежде чем приняли решение подать заявление. В результате анализа рисунков несуществующего животного обнаружилось, что у Наташи — крайне занижена самооценка, велик интерес к мнению окружающих и зависимость от этого мнения, высоки эмоциональность и тревожность. Сергей же обнаружил тенденцию к вербальной агрессии, особенно в случае давления на него. Методика оценки качеств дополнила эту картину. Наташа отметила, что ей не нравится, что Сережа «иногда кричит на нее» и всегда принимает решения в одиночку. Сергей был очень удивлен, узнав об этом. Ему казалось, что он «все делает для любимой», исходя из ее желаний. А свою особенность решать конфликты криком он даже не фиксировал. Наташа возразила, робко настаивая на своей правоте. И вот тут-то конфликт разыгрался прямо в кабинете психолога. Сергей почувствовал, что на него давят, что с ним пытаются спорить, начал разговаривать на повышенных тонах, демонстрируя все то, от чего только что отказывался. Психологу оставалось только акцентировать внимание пары на происходящем и предложить проанализировать ситуацию, сделав соответствующие выводы. После разбора ситуации консультант предложил Сергею побеседовать индивидуально, чтобы показать ему личностные особенности Наташи, с которыми нужно считаться, в частности, сочетание тревожности с низкой самооценкой. Каждый «энергетический выброс» на такого человека способствует усугублению этих качеств, что может привести к образованию комплексов неполноценности, нервным срывам и конфликтам. Наташе же была рекомендована дальнейшая индивидуальная работа с психологом по коррекции «образа Я».
Другая пара, Олег и Нина, изначально были очень зажатыми, на контакт идти не желали до тех пор, пока не выяснилось, что Нина весьма ревнива, а Олег очень любит посещать компании и общаться с противоположным полом (конечно, «без всякой дурной мысли»). Причем еще до свадьбы они успели подраться на почве ревности. Нина все время чувствует себя обманутой и обиженной, причем эти чувства она принесла в новую семью из родительской, где отец гулял, а мать постоянно находилась в расстроенном состоянии. Нина понимает, что те отношения, которые сложились с Олегом на данный момент, — не нормальные, но надеется, как очень многие конфликтующие молодожены, что после свадьбы все нормализуется. А это — самое большое заблуждение, потому что в добрачный период многое прощается и игнорируется благодаря обоюдной влюбленности, а позже все несоответствия, «зоны риска», конфликтные моменты превращаются в непреодолимую стену, так как никто не хочет идти на компромиссы.
Поэтому главная задача пары, собирающейся оформить брак, — решить все вопросы психологической совместимости, все споры и проблемы в сфере отношений именно на добрачной стадии или в первые месяцы супружеской жизни, пока есть желание и силы что-то изменить. Что касается Олега и Нины, им уже сейчас необходимо кардинально менять подход друг к другу и к ситуации. Нине рекомендовано поработать над проблемой принятия жизни такой, как она есть (это длительный процесс работы над собой, желательно с помощью психолога), а Олегу — хотя бы учитывать повышенную ревнивость Нины и стараться не давать повода для активизации этих чувств.
Хотелось бы отметить еще методику «РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке), которая хорошо зарекомендовала себя в консультировании молодоженов(см. приложение).
Этот тест применяется, когда будущие супруги не ориентируются в сфере семейных ценностей друг друга. В частности, Лена и Кирилл, молодые люди (по 18 лет), хотят пожениться, но с трудом представляют себе, что их ждет в браке. Тестирование по методике «РОП» показало, что наиболее значимым для Лены является родительско-воспитательская функция, причем она ожидает, что Кирилл возьмет на себя львиную долю забот о воспитании детей. Для Кирилла же эта функция на данном этапе не значима вообще, он ориентирован на брак как сексуальный и психотерапевтический союз. Причем ни Лена, ни Кирилл не собираются брать на себя хозяйственно-бытовые обязанности, каждый ожидает, что это сделает другой.
В результате ознакомления с этой информацией пара проявила интерес к обсуждению спорных вопросов и пришла к компромиссному решению по многим из них.
Есть и другие проблемы, которые обсуждаются в процессе психологической консультации молодоженов. Например, Эмма и Павел, встречающиеся уже 5 лет, решили пожениться, несмотря на яростное сопротивление родителей жениха. Эмма весьма напугана тем, что будущие родственники постоянно звонят ей и угрожают расправой в случае, если брак с Павлом состоится. Павел же находится в состоянии растерянности, так как, с одной стороны, он любит Эмму, как ему кажется, а с другой — боится войти в конфликт с родителями. Задачей психолога в этой ситуации была индивидуальная работа с каждым партнером и, по возможности, контакт с агрессивно настроенными родителями. Причем Эмме была необходима психотерапия, так как ситуация невротизировала ее и привела в состояние стресса. Для Павла же действенным оказалась работа по аналитическому разбору его ощущений и переживаний, что дало возможность, наконец, сознательно принять окончательное решение на основе истинных чувств. Такой аргументированный выбор дал ему силы еще раз попытаться преодолеть предубеждение родителей и защитить свою невесту от незаслуженных нападок с их стороны.
В заключение хотелось бы упомянуть еще один случай. К психологу обратилась Оксана В., от которой ушел муж через три месяца после свадьбы. Она очень переживала ситуацию, но при этом посетовала: «Вот если бы три месяца назад мы не отказались от предложенной консультации с психологом, наверное, сейчас жили бы вместе».
А теперь поговорим о супругах,
имеющих проблемы или конфликты,
связанные с супружеской
После диагностики начинается длительная психокоррекционная работа со всеми участниками конфликта. Возможны различные варианты такой работы. Например, пара Николай и Ирина. К психологу обратился Николай с жалобами на отсутствие взаимопонимания с женой, конфликты, при этом он отмечал свою апатию и депрессивное состояние с суицидными мыслями. В результате применения методики ММРI обнаружилось, что Николай — человек с высокой аутичностью, испытывающий трудности в выражении своих эмоций и мыслей, отличающихся своеобразием и энергетической насыщенностью. Именно поэтому он ощущал постоянное напряжение, что привело его к высокой степени невротизации.
Первым шагом работы с Николаем было задание по самоанализу. Он должен был составить перечень тех качеств, которые принимает в себе, и тех, которые отвергает. Ему предлагалось также вести своеобразный дневник, отмечая в нем свои чувства и состояния в различные периоды жизни. При исследовании списка качеств выяснилось, что Николай отвергает в себе практически все, а нравится ему только то, что он пришел к психологу и хочет измениться. То есть самооценка Николая оказалась заниженной, но наличие высокой мотивации на изменение давало шанс на успех в работе с ним. Подробно разобрав качества, перечисленные в списке, мы обнаружили, что все их можно сгруппировать в 3 класса, каждый из которых имеет свою психологическую основу. В частности, одним из главных источников заниженной самооценки оказался страх наказания, т. е. доминирование синдрома избегания неуспеха над стремлением к достижениям. При подробном исследовании этого страха выяснилось, что корни его — в детских и юношеских переживаниях, связанных с отцом Николая — очень доминантным и жестоким человеком. Отец постоянно унижал и бил сына, способствуя укоренению страха и снижению способности нормально выражать свои эмоции.
Информация о работе Семейное психологическое консультирование