Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.
а) спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
б) начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится;
в) все стороны должны быть активными в споре;
г) спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности;
д) применение аргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.
Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть на специальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения;
техники, формирующие умения и навыки, когда перед пациентом ставится определенная задача. Ему сообщается об умениях или навыках, которые он должен сформировать, и сообщается критерий правильности действий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось;
проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например игра в "звериную семью", в которой участвуют папа-кот, мама-кошка), "обмен ролями" (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой), "живые скульптуры" (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений), что позволяет приобщить семейную дискуссию к реальным взаимоотношениям.
Наиболее приемлемым на практике нам представляется целостный подход гуманистической психологии, в частности, ее основателя К. Роджерса. Представители этой школы отводят главную роль личному опыту, в процессе которого должно происходить максимальное согласование реального и идеального «Я-образа». Причем задачей психотерапевта здесь является создание определенного типа отношений с другим человеком, который становится способным использовать эти отношения для развития и изменения своей личности.
Каким же образом создаются такие помогающие отношения? Первым и главным условием является правдивость отношений, т. е. искренность и откровенность. Второе условие заключается в следующем: чем более я принимаю другого человека, чем больше он мне нравится, тем более я способен создать те отношения, которые он сможет использовать для самореализации и развития. Это значит, что принимается весь спектр отношений человека в данный момент независимо от того, положительные они или отрицательные. Это принятие внутреннего мира другого создает теплоту и безопасность в отношениях, при этом другой человек чувствует свою значимость.
Третье условие — постоянное желание понимать другого человека, чувство эмпатии.
К необходимым условиям отношений относится также свобода от любой моральной и диагностической оценки, которая является угрозой для личности.
Таким образом, при наличии подходящего психологического климата, обеспеченного помогающими отношениями, реализуется индивидуальный потенциал человека двигаться вперед к зрелости. Это проявляется в способности понимать и самого себя, и те стороны жизни, которые причиняют боль и неудовлетворение. Это понимание помогает извлечь из подсознания опыт, спрятанный там из-за его угрожающей природы. При таких отношениях индивид изменяется и на сознательном, и на глубинном уровне своей личности. Он становится более цельным, действенным, у него сглаживаются невротические и психопатические черты. Он более уверен в себе, владеет собой, лучше понимает себя и принимает других.
В семейной жизни клиентов также происходят множественные изменения. Во-первых, они начинают более открыто выражать свои истинные чувства перед членами своей семьи и перед другими людьми. Например, муж, разгневанный на свою жену, начинает выражать это чувство в тех ситуациях, в которых раньше сохранял спокойствие. Это приводит к тому, что он начинает ощущать себя самим собой, а жена, чувствуя его открытость, идет на контакт с ним, и супруги впервые заводят разговор о глубоких чувствах друг друга. Здесь психотерапия помогает разорвать порочный круг: когда клиент выплеснул долго копившиеся чувства, последние теряют свою взрывную силу, более соответствуют ситуации и скорее будут поняты. С другой стороны, клиент обнаруживает, что семейные отношения могут быть построены на основе реальных чувств, а не на основе защитных реакций.
Человек становится сильнее, когда обнаруживает, что может выразить нежность, обиду, опасение — и его не предадут. Он обучается тому, как начать и поддерживать хорошую двухстороннюю коммуникацию, основанную на глубоком понимании чувств и мыслей другого человека, их смысла для партнера; может разрешить себе увидеть жизнь глазами одного из членов своей семьи. А в результате — позволить себе и другим людям быть самими собой. Причем ребенку также разрешается иметь и выражать свои неповторимые собственные чувства, что способствует росту самоуважения ребенка, его ответственности и самостоятельности.
Решение психологических проблем в семье
Проблемы одиночества и
Всем знакомы школьники и школьницы, находящиеся в социальной изоляции, испытывающие трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и друзьями, страдающие от неразделенной первой любви и т. п. Нередко встречаются солидные дамы и кавалеры «за 30», отчаянно пытающиеся создать семью через «Службы знакомств», газетные объявления, терроризирующие своих друзей и знакомых просьбами «найти спутника жизни».
Действительно, в наше время довольно сложно даже просто познакомиться с возможным будущим супругом. Не будешь же приставать к людям в метро или в магазине? Конечно, есть такие контактные люди, для которых не проблема даже уличные знакомства. А что делать остальным? Здесь может помочь психология, так как оказалось, что посетителями «Служб знакомств» и клубов встреч одиноких людей, как правило, являются люди, имеющие личностную структуру с гипертрофией одних и недостаточной выраженностью других личностных качеств. В частности, можно выделить группу лиц со сниженной самооценкой, застенчивых, крайне интровертированных и тревожных. Такие люди боятся новых знакомств, как огня, даже при наличии высокого уровня интеллекта. К примеру, в «Службу знакомств» обратился некто Андрей, мужчина средних лет, нормальной внешности, высокий, с высшим техническим образованием. Он никогда не был женат, но очень хотел бы иметь семью и много детей. Его проблема в том, что он считает себя очень некрасивым и неинтересным собеседником. Андрею все время кажется, что он говорит глупости и люди должны смеяться над ним. А так как он ужасно боится насмешек, особенно от женщин, то выработал способ «глухой» защиты — просто избегает всяческих контактов, доводя себя постепенно до одиночества и отчаяния. Психологи предложили Андрею принять участие в тренинге общения, где можно получить обратную связь; в игровых ситуациях, моделирующих реальные процессы общения; впоследствии — раскрепоститься, а в результате — вступить в контакт с окружающим миром, позволить себе открыться и принять открытость других людей.
В процессе тренинга Андрей смог осознать,
что его образ «Я» был
Существует и другая группа кандидатов в посетители «Служб знакомств» — это личности гиперактивные, эгоцентричные, имеющие массу требований и претензий к будущему партнеру, ригидные и консервативные. Типичная представительница этого класса Ирина заполнила карточку желаемого партнера в «Службе знакомств» таким образом: «возраст —от 30 до 40 лет, рост— 180-185 см, вес — 70-80 кг, глаза — голубые, волосы — черные, чтоб никогда не пил и не курил, зарплата — выше средней, интеллектуал, хозяйственный, чтоб умел готовить и делать домашнюю работу, любил заниматься детьми, чтоб не было хобби и личных друзей, чтоб был добрый, покладистый, но в то же время мужественный и сильный».
При этом сама Ирина — женщина «не первой молодости» (ей далеко за 40), полная, невысокая, характер сложный: очень активная, говорливая, доминантная, не желающая ни в чем уступать. Первоначально все попытки изменить уровень притязаний ни к чему не привели. Но после того как в течение нескольких месяцев, Ирину не выбрал никто из мужчин, числящихся в картотеке «Службы», она расстроенная пришла на прием к психологу. Ей было предложено описать ситуации прежних знакомств и отношений с мужчинами, а одну из этих ситуаций описать более подробно. Она рассказала, что несколько лет назад встретила свой «идеал». Валерий был красив, мужественен и богат. Она «взяла его в оборот» прямо на стоянке такси, после чего их роман начал стремительно развиваться. Через некоторое время они стали жить вместе. Валерий был послушен и тих, ради нее отказался от друзей, занятий спортом. Все больше сидел дома и смотрел телевизор. Она же, будучи женщиной активной, начала скучать, в ней нарастало раздражение, се перестали удовлетворять интимные отношения с мужем. В результате стали возникать скандалы, обоюдное неприятие, закрытость. Ирина все время чего-то требовала от Андрея, зачастую не осознавая причину своей неудовлетворенности. Муж несколько раз пытался прояснить отношения, найти компромиссное решение, но ничего не получалось. В конечном итоге они расстались по инициативе Ирины, которая тогда даже не пыталась проанализировать причину развала их семьи. Ей было дано задание вспомнить свои чувства и поведение в той ситуации и написать об этом отчет. Главной задачей терапевта в данном случае было стимулировать самоаналитическую активность клиента с целью более адекватного восприятия себя. В результате Ирина поняла, что не набор «идеальных» качеств партнера является залогом хорошей семьи, а те особенности личности, которые способствуют созданию гармоничных отношений. Это позволило ей изменить подход к поиску партнера, снизить уровень притязаний.
Следующим этапом работы с этой клиенткой стало включение ее в тренинг общения, где произошла дальнейшая коррекция личностных черт, что позволило Ирине вступить в контакт с мужчиной 50 лет, невысоким, лысеющим блондином, не обладающим традиционными чертами мужественности, но зато имеющим веселый нрав и активную жизненную позицию. Невзирая на то, что Ирина начала встречаться с Михаилом, т. е. решила основную задачу, с которой пришла в «Службу знакомств», она не прекратила посещение психологической консультации. Отношения, складывающиеся с Михаилом, коренным образом отличались от того, что было у нее ранее, и она справедливо опасалась, что не сможет поддерживать эти непривычные для нее отношения без помощи психолога и, таким образом, психолог автоматически стал для этой пары тем самым «домашним врачом», о котором уже упоминалось.
Построение гармоничной семьи
Итак, настало время поговорить о том, как создать гармоничную семью, когда знакомство уже состоялось, когда чувство всепоглощающей любви сокрыло недостатки друг друга, когда слова «конфликт» или «ссора» воспринимаются как оскорбительные и не имеющие отношения к данной бракосочетающейся паре.
Прежде всего, необходимо напомнить, что любовь не может вечно существовать в той форме, в которой она обычно встречается у молодоженов. Эта форма любви иначе называется влюбленностью, и основана она на восхищении, преклонении, идеализации, а также на эффектах новизны и интереса. Здесь, крайне высок компонент эротико-сексуальной вовлеченности, базирующийся на внешней привлекательности, любопытстве и «сладости запретного плода». Обычно влюбленность очень сильно насыщена энергетически, поэтому молодожены производят впечатление людей, сияющих счастьем и жизнерадостностью, полных оптимизма и уверенных в завтрашнем дне.
В восточной философии и психологии выделяются три типа любви, каждая из которых имеет свои особенности и закономерности развития.
Сознательная любовь —- духовная близость
и взаимопонимание между
Эмоциональная любовь — яркое проявление симпатии, возбуждения, головокружения. Это то, что мы называем влюбленностью. Закономерность развития отношений между партнерами — всплески и падения, неравномерность и несовпадение фаз подъема и спада. Иногда отрицательная реакция на слишком бурные проявления эмоций приводит к эмоциональным стычкам и конфликтам между партнерами.
Чувственно-сексуальная любовь — интимная близость партнеров, стремление доставлять друг другу удовольствие и наслаждение. Закономерность развития — тенденция к бурному развитию вначале сближения, затем стабилизация, возможно привыкание и некоторый спад по отношению к партнеру. Необходимы поддержка и стимулирование интереса и желания близости друг с другом. Это чаще всего бывает, когда сознательная любовь достигает высокого уровня развития.
В единстве всех видов любви партнеры находят счастье и настоящую любовь. Однако следует заметить, что чувство влюбленности довольно скоро угасает, уступая место спектру других межличностных отношений. В идеале влюбленность переходит в стадию зрелой любви, более спокойной и глубокой, основанной на чувстве единения и взаимодополнения. В этой стадии любовь — всегда альтруистична, в отличие от влюбленности, которая имеет эгоистические корни, так как ее основа — наслаждение. Зрелая любовь — гармонична; при ее наличии конфликты, даже если они возникают, легко преодолеваются, не оставляя следа.
Информация о работе Семейное психологическое консультирование