Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.
власть, основанная на предполагаемой компетентности Отношения и поведение в пределах предполагаемой компетентности Быстрота; не требует затрат ресурсов Если просьба за пределами обязанностей, то не действует
власть, основанная на отождествлении с руководителем Отношения и поведение, не противоречащие идеалам отождествления Быстрота; не требует затрат ограниченных ресурсов Ограничен влиянием, не противоречащим идеалам, лежащим в отождествлении
власть, основанная на представлении о зависимости Многообразие видов поведе-ния, допускающее управле-ние Быстрота; широта ситуаций использования Повторяющееся влияние поощряет приобретение власти над влияющим
власть, основанная на принуждении и представлении о зависимости Многообразие видов поведе-ния, легко допускающее управление Быстрота; широта ситуаций использования Предрасполагает к ответному удару; очень рискованно
власть, основанная на убеждении Широкий спектр отношений и видов поведения Может изменять внутреннюю мотивацию Может потребовать много времени и слушания
сочетание разных видов власти Система видов поведения и отношений Более эффективен, чем отдельные методы Более затратный подход, чем один метод
Косвенного влияния:
власть, основанная на манипулировании
окружением объекта основного влияния
Широкий спектр отношений и видов
поведения при негатив-ных
изменение: сил, воздействую-щих правил формальной и не-формальной организации; тех-нологии; имеющихся ресурсов; объявленных целей Широкий спектр отношений и видов поведения на непрерывной основе Имеет непрекращающееся влияние, а не одноразовый эффект; может иметь устойчивое и сильное воздействие Часто требует наличия и проявления значительной власти для достижения цели
Существует несколько наиболее часто встречающихся методов воздействия:
- демонстрация теоретических
- проявление профессиональной честности в работе;
- выработка общего взгляда;
- использование участия и
Таблица 21
Сравнительные характеристики методов воздействия в процессе консультирования
Метод Характеристика Функции метода в беседе
Интерпре-тация Новое видение ситуации на основе теории личного опыта психолога Создание альтернативного видения реальности, способствую-щего изменению настроения и поведения клиента
Директива (указание) Представляет пожелание, указание на действие или хитроумную технику Демонстрация желаемого для психолога действия или поведение клиента
Совет (инфор-мация) Имеет форму домашнего задания, поже-лания, общей идеи о том, как вести себя Сообщать полезную информацию
Саморас-крытие Психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет наличные чувства клиента Установление обратной связи на основе “Я-предложений” психолога и раппорта
Обратная связь Создание клиенту возможностей понимания того, как он воспринимается психологом и окружающими Получение конкретных данных для самовосприятия клиента
Логическая последова-
Воздействую-щее резюме Суммирование суждений психолога. Чаще используется в конце беседы и в комбинации с выводами клиента Прояснить результаты беседы, подвести итог сказанному психологом; помочь клиенту перенести эти обобщения и реальную жизнь
Открытые вопросы Задаются вопросы типа: “Кто?” -факты; “Как?” - чувства; “Почему?” - причины; “Можно ли?” - общая картина Выяснение основных фактов, облегчающих разговор
Закрытые вопросы Вопросы, содержащие частицу “ли”, име-ют готовые ответы, позволяют отвечать кратко Сокращение длительного диалога; выяснение декларируемого мнения
Пересказ Повторение рационального содержания высказывания клиента с использованием его ключевых слов Активизация обсуждения, демонстрация уровня понимания
Вербализация (отражение чувств) Повторение психологом эмоционального содержания высказывания клиента своими словами Прояснение эмоционального контекста ключевых фактов, психологическая поддержка, раскрытие клиента в эмоциональном плане
Резюме Психолог кратко повторяет основные факты жизнедеятельности и чувства клиента, пожелания и рекомендации Прояснение направленности беседы, внушение пожеланий и рекомендаций психолога
Рекомендации по оптимизации влияния и воздействия
1. Эффективное использование
1.1. Стремитесь точно определить
потребности слушателя и
1.2. Начинайте разговор с мысли,
которая придется по душе
1.3. Старайтесь создать образ, вызывающий доверие и ощущение надежности.
1.4. Просите немного больше, чем Вам на самом деле нужно.
1.5. Говорите, сообразуясь с интересами слушателя, а не со своими собственными.
1.6. Если высказывается несколько точек зрения, постарайтесь говорить последним; аргументы, прослушанные последними, имеют больше шансов повлиять на слушателей.
2. Приемы эффективного
2.1. Потребность, к которой Вы
апеллируете, должна быть
2.2. Человек, на которого оказывают влияние, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности.
2.3. Человек, на которого
2.4. Человек, на которого
3. Эффективное использование
3.1. При подборе методов влияния учитывайте сферы их применения, положительные и отрицательные особенности.
3.2. Учитывайте при этом
3.3. Для реализации
Технология ведения беседы консультантом
Изучение работы хороших консультантов позволяет сформулировать следующие основные ПРИНЦИПЫ ведения БЕСЕДЫ:
1.ОГРАНИЧЕНИЕ речи
Появление другого заставляет человека быть более критичным, более логически осмысливать различные факты, останавливаться на деталях; ориентированный на собеседника рассказ более осмыслен, завершен. Это углубляет понимание человеком, пришедшим на консультацию, собственных проблем, способствует принятию необходимых решений, является составляющей психологического воздействия. Кроме того, много говоря о себе, человек оказывается как бы в собственной реальности, где легче вспоминаются детали, связываются события, меньше проявляется сопротивления.
При слушании, если человек говорит по делу, нужно стараться ничем не перебивать его, с пониманием и уважением относиться к тем паузам и остановкам, которые встречаются в рассказе (паузы в одну-две минуты вполне естественны и означают, что человек активно осмысливает свою жизнь).
2.ПРИБЛИЖЕНИЕ разговорной
Следующим шагом является максимальное
использование консультантом
3.КРАТКОСТЬ и точность
а) не пускаться в излишние объяснения по поводу беседы или заданных вопросов;
б) использовать краткие вопросы, в которых по возможности опущены все те слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста беседы;
в) собирать дополнительную информацию о клиенте и об окружающих его людях.
В наиболее простой форме вопрос консультанта может состоять всего из двух частей: первая часть будет выполнять функцию указаний на некоторые события или действия, требующие уточнения, а вторая - просто вопросительное слово. Например, Вы встречались с ним...и что? он этого не знает... но почему? и т.д.
4.АНАЛИЗ эмоциональных
Для понимания и анализа глубинных причин поведения человека большой интерес представляет второй план - эмоции, чувства, переживания, связанные с ситуациями и отношениями. О чем бы не рассказывал человек, психологу следует стараться как можно больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в определенное время. Могут быть заданы следующие вопросы: что вы почувствовали, когда..? как вы на самом деле относитесь к..? Часто люди затрудняются ответить на эти вопросы, ссылаясь на забывчивость и невозможность разобраться в своих чувствах. Это просто отговорки. Многим действительно нужна помощь психолога.
Рассмотрим ТЕХНИКУ АНАЛИЗА эмоциональных переживаний консультируемого:
- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ. Цель
формулирования альтернатив - не
поиск правильного варианта
В качестве схемы, при помощи которой
можно легко формулировать
ГРУППЫ ПРИМЕРЫ
(ситуация: мать ругает ребенка за какой-то поступок)
1) от людей - уход от межличностных
отношений и контактов; 1) ребенок
обижается, поворачивается и
2) к людям - ориентация на взаимодействия и межличностные отношения; 2) чувствует вину, просит прощение обещает больше никогда не совершать таких поступков
3) против людей - стремление к разрушению контактов. 3) ребенок злится, начинает скандалить, грубить, обвинять в чем-то мать
- АКЦЕНТИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЙ. Это всего лишь
первый шаг к пониманию
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ
ВОПРОСОВ. Цель таких вопросов
поставить под сомнение то, что
человек считает абсолютно
- УТОЧНЯЮЩИЕ И УГЛУБЛЯЮЩИЕ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
Это сложная техника, при
Информация о работе Семейное психологическое консультирование