Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

власть, основанная на предполагаемой компетентности Отношения и поведение  в пределах предполагаемой компетентности Быстрота; не требует затрат ресурсов Если просьба за пределами обязанностей, то не действует

власть, основанная на отождествлении с руководителем Отношения и  поведение, не противоречащие идеалам  отождествления Быстрота; не требует  затрат ограниченных ресурсов Ограничен влиянием, не противоречащим идеалам, лежащим в отождествлении

власть, основанная на представлении  о зависимости Многообразие видов  поведе-ния, допускающее управле-ние  Быстрота; широта ситуаций использования  Повторяющееся влияние поощряет приобретение власти над влияющим

власть, основанная на принуждении  и представлении о зависимости  Многообразие видов поведе-ния, легко  допускающее управление Быстрота; широта ситуаций использования Предрасполагает  к ответному удару; очень рискованно

власть, основанная на убеждении Широкий спектр отношений и видов поведения Может изменять внутреннюю мотивацию Может потребовать много времени и слушания

сочетание разных видов власти Система  видов поведения и отношений  Более эффективен, чем отдельные  методы Более затратный подход, чем один метод

Косвенного влияния:

власть, основанная на манипулировании  окружением объекта основного влияния  Широкий спектр отношений и видов  поведения при негатив-ных установках объекта влияния Дает результаты в ситуаци-ях неэффективности пря-мых  методов Требует много времени; сложен в исполнении; рис-кован при частом использовании

изменение: сил, воздействую-щих правил формальной и не-формальной организации; тех-нологии; имеющихся ресурсов; объявленных  целей Широкий спектр отношений  и видов поведения на непрерывной основе Имеет непрекращающееся влияние, а не одноразовый эффект; может иметь устойчивое и сильное воздействие Часто требует наличия и проявления значительной власти для достижения цели

 

Существует несколько наиболее часто встречающихся методов воздействия:

- демонстрация теоретических знаний  и опыта консультанта;

- проявление профессиональной  честности в работе;

- выработка общего взгляда;

- использование участия и доверия,  поощрений и наказаний, чувства  напряженности и тревоги.

 

Таблица 21

Сравнительные характеристики методов  воздействия в процессе консультирования

Метод Характеристика Функции метода в беседе

Интерпре-тация Новое видение  ситуации на основе теории личного  опыта психолога Создание альтернативного  видения реальности, способствую-щего изменению настроения и поведения клиента

Директива (указание) Представляет пожелание, указание на действие или хитроумную технику Демонстрация желаемого  для психолога действия или поведение  клиента

Совет (инфор-мация) Имеет форму  домашнего задания, поже-лания, общей идеи о том, как вести себя Сообщать полезную информацию

Саморас-крытие Психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет  наличные чувства клиента Установление обратной связи на основе “Я-предложений” психолога и раппорта

Обратная связь Создание клиенту возможностей понимания того, как он воспринимается психологом и окружающими Получение конкретных данных для самовосприятия клиента

Логическая последова-тельность  Психолог объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения: “Если, то...” Дать клиенту точку отсчета для понимания его переживаний и действий, позволить предвидеть результаты его действий

Воздействую-щее резюме Суммирование суждений психолога. Чаще используется в конце беседы и в комбинации с выводами клиента Прояснить результаты беседы, подвести итог сказанному психологом; помочь клиенту перенести эти обобщения и реальную жизнь

Открытые вопросы Задаются вопросы  типа: “Кто?” -факты; “Как?” - чувства; “Почему?” - причины; “Можно ли?” - общая  картина Выяснение основных фактов, облегчающих разговор

Закрытые вопросы Вопросы, содержащие частицу “ли”, име-ют готовые ответы, позволяют отвечать кратко Сокращение длительного диалога; выяснение  декларируемого мнения

Пересказ Повторение рационального  содержания высказывания клиента с использованием его ключевых слов Активизация обсуждения, демонстрация уровня понимания

Вербализация (отражение чувств) Повторение психологом эмоционального содержания высказывания клиента своими словами  Прояснение эмоционального контекста  ключевых фактов, психологическая поддержка, раскрытие клиента в эмоциональном плане

Резюме Психолог кратко повторяет  основные факты жизнедеятельности  и чувства клиента, пожелания  и рекомендации Прояснение направленности беседы, внушение пожеланий и рекомендаций психолога

 

Рекомендации по оптимизации влияния  и воздействия

1. Эффективное использование влияния  убеждением

1.1. Стремитесь точно определить  потребности слушателя и обращайтесь  к ним.

1.2. Начинайте разговор с мысли,  которая придется по душе слушателю.

1.3. Старайтесь создать образ,  вызывающий доверие и ощущение  надежности.

1.4. Просите немного больше, чем  Вам на самом деле нужно.

1.5. Говорите, сообразуясь с интересами  слушателя, а не со своими  собственными.

1.6. Если высказывается несколько  точек зрения, постарайтесь говорить последним; аргументы, прослушанные последними, имеют больше шансов повлиять на слушателей.

2. Приемы эффективного использования  влияния

2.1. Потребность, к которой Вы  апеллируете, должна быть актуальной  и сильной.

2.2. Человек, на которого оказывают влияние, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности.

2.3. Человек, на которого оказывают  влияние, должен считать достаточно  вероятным, что исполнение (просьбы, приказа и т.п.) приведет к удовлетворению потребности.

2.4. Человек, на которого оказывают  влияние, должен верить, что его  или ее усилия имеют хороший  шанс оправдать ожидания руководителя.

3. Эффективное использование влияния

3.1. При подборе методов влияния учитывайте сферы их применения, положительные и отрицательные особенности.

3.2. Учитывайте при этом особенности  свои и субъекта воздействия.

3.3. Для реализации стратегического  влияния используйте систему  методов воздействия и влияния.

 

Технология ведения беседы консультантом

Изучение работы хороших консультантов  позволяет сформулировать следующие  основные ПРИНЦИПЫ ведения БЕСЕДЫ:

1.ОГРАНИЧЕНИЕ речи консультанта  в диалоге. В ходе беседы  реплики, замечания должны быть  по возможности наиболее краткими и редкими. Это необходимо для того, чтобы максимально использовать время, побольше узнать о человеке, который обратился за консультацией, не забывая о том, что один из древних приемов психотерапии состоит в том, чтобы дать человеку выговориться. За счет того, что собеседник внимательно слушает, создавая, таким образом, атмосферу полного доверия, у рассказчика возникает ощущение облегчения, освобождения от напряжения и беспокойства. Этот прием неосознанно используется среди близких людей, когда тому, кто попал в беду и страдает, говорят: "Поплачь, выговорись - будет легче".

Появление другого заставляет человека быть более критичным, более логически  осмысливать различные факты, останавливаться  на деталях; ориентированный на собеседника  рассказ более осмыслен, завершен. Это углубляет понимание человеком, пришедшим на консультацию, собственных проблем, способствует принятию необходимых решений, является составляющей психологического воздействия. Кроме того, много говоря о себе, человек оказывается как бы в собственной реальности, где легче вспоминаются детали, связываются события, меньше проявляется сопротивления.

При слушании, если человек говорит  по делу, нужно стараться ничем  не перебивать его, с пониманием и  уважением относиться к тем паузам и остановкам, которые встречаются в рассказе (паузы в одну-две минуты вполне естественны и означают, что человек активно осмысливает свою жизнь).

2.ПРИБЛИЖЕНИЕ разговорной речи  психолога к ЯЗЫКУ КОНСУЛЬТИРУЕМОГО. Первым шагом в реализации  этого требования является освобождение речи психолога от профессиональных слов и выражений, которые не могут быть поняты другим человеком (консультируемым). Непонимание сложной речи специалиста ведет к тому, что клиент замыкается, эмоционально отдаляется, перестает интересоваться тем, что происходит.

Следующим шагом является максимальное использование консультантом тех  слов и выражений, которые содержатся в речи консультируемого. Психологу  следует придерживаться словарного запаса того, с кем он работает.

3.КРАТКОСТЬ и точность высказываний консультанта. При этом необходимо:

а) не пускаться в излишние объяснения по поводу беседы или заданных вопросов;

б) использовать краткие вопросы, в  которых по возможности опущены  все те слова, которые так или  иначе могут быть поняты из общего контекста беседы;

в) собирать дополнительную информацию о клиенте и об окружающих его  людях.

В наиболее простой форме вопрос консультанта может состоять всего  из двух частей: первая часть будет  выполнять функцию указаний на некоторые  события или действия, требующие  уточнения, а вторая - просто вопросительное слово. Например, Вы встречались с ним...и что? он этого не знает... но почему? и т.д.

4.АНАЛИЗ эмоциональных ПЕРЕЖИВАНИЙ.  В рассказе человека о себе  и других, можно условно выделить  два плана. Первый - это оправдания, объяснения, логическое выстраивание деталей рассказа. Обычно в подобных рассуждениях содержится значительный элемент социальной желательности, стремления поддержать свой авторитет и престиж в глазах консультанта; мысли и оценки, которые приходят в голову консультируемого по поводу себя и окружающих меняются в зависимости от настроения, от отношений со значимыми людьми, личности собеседника и т.д.

Для понимания и анализа глубинных  причин поведения человека большой  интерес представляет второй план - эмоции, чувства, переживания, связанные с ситуациями и отношениями. О чем бы не рассказывал человек, психологу следует стараться как можно больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в определенное время. Могут быть заданы следующие вопросы: что вы почувствовали, когда..? как вы на самом деле относитесь к..? Часто люди затрудняются ответить на эти вопросы, ссылаясь на забывчивость и невозможность разобраться в своих чувствах. Это просто отговорки. Многим действительно нужна помощь психолога.

Рассмотрим ТЕХНИКУ АНАЛИЗА эмоциональных переживаний консультируемого:

- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ. Цель  формулирования альтернатив - не  поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его, демонстрация  некоторых образцов, отталкиваясь  от которых легче описать  собственные чувства. Умение формулировать альтернативу - важный профессиональный навык.

В качестве схемы, при помощи которой  можно легко формулировать предлагаемые клиенту альтернативы ответов для  любой ситуации, предлагаю схему  анализа причин поведения человека, предложенную К. Хорни. Она считала, что любой поведенческий паттерн (набор элементов поведения) может быть отнесен к одной из трех условных групп:

ГРУППЫ ПРИМЕРЫ

(ситуация: мать ругает ребенка  за какой-то поступок)

1) от людей - уход от межличностных  отношений и контактов; 1) ребенок  обижается, поворачивается и убегает

2) к людям - ориентация на взаимодействия и межличностные отношения; 2) чувствует вину, просит прощение обещает больше никогда не совершать таких поступков

3) против людей - стремление к  разрушению контактов. 3) ребенок  злится, начинает скандалить, грубить,  обвинять в чем-то мать

- АКЦЕНТИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ  ПЕРЕЖИВАНИЙ. Это всего лишь  первый шаг к пониманию переживаний.  своеобразными знаками эмоций  в речи являются прежде всего  наречия, прилагательные и глаголы,  обозначающие отношения к чему-либо, а также качество действия. Например фраза: "Я услышал звонок и медленно подошел к телефону". В этом случае эмоционально окрашенным выступает слово "медленно"; за ним может стоять напряженность ожидания, страх услышать неприятное известие и т.п. Уточняя это слово, можно задать такой вопрос консультируемому: "Медленно...почему?".

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ  ВОПРОСОВ. Цель таких вопросов  поставить под сомнение то, что  человек считает абсолютно очевидным  или само собой разумеющимся. Формулировка их обычно проста: "А почему бы и нет?..". Многим людям требуется лишь небольшой толчок для того, чтобы поразмышлять над тем, что раньше казалось бесспорным.

- УТОЧНЯЮЩИЕ И УГЛУБЛЯЮЩИЕ ФОРМУЛИРОВКИ. Их использование позволяет постепенно  переводить рассказ консультируемого  с уровня поверхностных на уровень глубинных переживаний. Такое осторожное использование подобных комментариев позволяет более точно охарактеризовать состояние и переживание человека, расширить образ осознаваемого и понимаемого им, не вступая при этом в конфронтацию. Пример диалога: "Когда я ругаюсь со свекровью, я ощущаю растерянность", на что консультант отвечает следующим вопросом: "А как вы ощущали свою растерянность?" и тут же "Вы чувствовали себя растерянной, т.е. у вас возникало чувство, что вы не понимаете происходящего?"(перефраз), и углубляющие реплики: "Вы потеряли ощущение, что вы кому-то нужны, что кто-то действительно заинтересован в вашем присутствии".

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.  Это сложная техника, при использовании  которой, следует учитывать ряд  моментов:

Информация о работе Семейное психологическое консультирование