Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

- готовность клиента к принятию  интерпретации, предлагаемой психологом;

- адекватность данного момента  беседы для формулирования интерпретации.

Интерпретация не должна быть слишком  длинной по форме. Ее следует изложить понятным для консультируемого языком.

Для того чтобы сделать своевременную  и объективную интерпретацию  полученной информации о человеке, необходимы опыт ведения консультационных бесед и высокий уровень знаний в области психологии.

- ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ. Техника этого  приема проста: психолог, используя жалобу или замечание человека, перефразирует, изменяет ее таким образом, что-то, что было негативным основанием для беспокойства и переживаний становится причиной положительных эмоций, способных существенно уменьшить их значимость и интенсивность. Например:

Клиент: но все друзья его и товарищи учатся, может кому-то что-то и не нравится, но они продолжают учебу".

Психолог: Так это значит, что  ваш сын, более сильный и независимый  человек, чем они, вам следует  не переживать, а гордиться им".

5. КОНТАКТ С КЛИЕНТОМ во время беседы. Для того чтобы общение психолога с клиентом состоялось, необходим хороший контакт на вербальном и невербальном уровнях.

- ВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. К первой  группе относятся все те формы  общения, которые направлены на  установление доверительных и откровенных отношений между психологом и человеком, обратившимся за помощью. Это подбадривание, похвала, выражение поддержки и т.п. Необходимо использовать такие формы общения в самых разных случаях: в начале беседы, чтобы установить контакт и снять напряжение; когда обсуждаются слишком важные и щепетильные вопросы; когда человек расстроенный и плачет.

Часто человеку необходимо ощутить  себя не хуже других, почувствовать  поддержку и принятие со стороны  консультанта; ему нужна возможность  воспринимать свои проблемы не как что-то позорное, а как временную неудачу, которая случается в жизни других людей. В таких случаях пригодятся реплики типа: "Подобные проблемы не редко возникают у родителей подростков", "Нет ничего удивительного в том, что вам с мужем так трудно найти общий язык, ведь супружеская жизнь - это настоящее искусство"; "Не стоит так сильно переживать, это дело можно поправить" и т.п.

Одним из важнейших косвенных вербальных средств является использование  имени человека, которое на поддержание контакта. Само упоминание имени работает на контакт с человеком, способствует возникновению у последнего ощущения, что его слушают с уважением и пониманием. Это способствует установлению более доверительного и откровенного уровня беседы.

Также необходимо выражение согласия и одобрения со стороны психолога. Важен в данном случае сам факт, что психолог не молчит, а кивает, подбадривает, соглашается: "Да", "Конечно", "Угу". Это способствует возникновению ощущения, что человека внимательно слушают и понимают.

- НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. Включает  ряд составляющих:

1) "контакт глаз" - Психологу  следует смотреть во время  беседы на консультируемого, иначе  у последнего возникнет ощущение, что его не слушают. Оптимальное  пространственное положение во  время беседы - психолог и клиент сидят под углом, чуть наискось;

2) "выражение лица" - За этим  следует внимательно следить.  Лучше всего, если на лице  можно будет прочесть доброжелательное  участие (стоит специально понаблюдать  за собой перед зеркалом, затем  выбрать то выражение, которое больше всего подходит к ситуации консультирования). Независимо от ситуации выражение лица и голос не должны выдавать растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице психолога само по себе имеет психологический эффект, способствуя ощущению, что все нормально, со всем можно справиться;

3) "поза тела" - Поза консультанта  не должна быть напряженной  и закрытой (закрытость позы связывается  со скрещенными руками или  ногами; напряженность проявляется  в судорожном сжимании ручки кресла, сидении на краю стула, демонстрации чего-то непривычного или неестественного в поведении). Не стоит близко придвигаться к собеседнику или сидеть на кресле, наклонившись прямо вперед (это вызывает ощущение давления и нарушения личностного пространства). Не стоит забывать о том, что консультируемый зеркально отражает поведение консультанта, а изменение в позе влечет за собой изменение психологического состояния;

4) "тон и громкость голоса" - Тон консультанта должен быть  не просто доброжелательным, но и соответствовать тому, что говорится. Не стоит говорить с клиентом слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности;

5) "использование паузы" - Соблюдая  паузу, психолог предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. Пауза дает возможность добавить к тому, что уже сказано, поправить, уточнить. Для нормальной паузы вполне достаточно 30-40 сек.

 

Типичные ошибки в консультационной беседе:

- не установлен необходимый  психологический контакт, что  препятствует созданию благоприятного  для беседы психологического  климата;

- переход к решению проблемы  без достаточного изучения ее сути;

- жесткая приверженность первоначально  избранной гипотезе;

- авторитарность по отношению  к собеседнику, навязывание ему  своего мнения;

- мнение собеседника не выслушивается  или дискредитируется;

- тем или иным способом создаются  препятствия для разъяснения и обоснования собеседником своей точки зрения;

- постановка собеседнику прямых  вопросов ("в лоб") при неясных  ему мотивах самой постановки  вопросов.

 

Как проводить консультации с разными  категориями людей?

К профессиональному консультанту, как и к врачу, обращаются разные люди с самыми разнообразными проблемами, и каждый из них ждет помощи: один — в виде прямого совета, другой хочет подтверждения правильности своего решения, третьему необходимо снять напряжение, а четвертому важно, чтобы на него кто-то обратил внимание (это, в частности, относится к одиноким людям без друзей и родственников).

Самая распространенная категория  — это неуверенные в себе люди, находящиеся в конфликтной или  кризисной ситуации. При успехах  в трудовой деятельности, улучшении самочувствия, подъеме активности и настроения потребность в консультации психолога отпадает.

Следует отметить, что рекомендации психолога, в том числе при  проведении профконсультации, рассчитаны в основном на самореализацию личности как субъекта деятельности, включающей профессиональную составляющую, режим труда и отдыха, социально-психологические контакты с другими людьми и пр. Поэтому представления о психологе-консультанте как о фокуснике, который может в мгновение ока повернуть ситуацию в вашу пользу, беспочвенны.

Неуверенные в себе, тревожные, часто  эмоционально неустойчивые люди, обращаясь  к психологу, пытаются с его помощью  снять с себя ответственность  или хотя бы разделить ее с компетентным человеком. С такими людьми психолог-консультант  должен быть уверенным, четким, даже категоричным в своих выводах. Его задача — прояснить причины и следствия кризисной ситуации и убедительно, простым понятным языком привести консультируемого к необходимости самому принять решение.

При взаимодействиях с такими консультируемыми желательно выдерживать дистанцию, позволяющую лучше осознать внешне наблюдаемые проблемы. Недопустимы примеры из своей жизни, ссылки на собственные трудности, так как они снижают авторитет консультанта.

Второй тип консультируемых  отличается высокой уверенностью в себе и своих решениях. Они приходят к профконсультанту лишь для того, чтобы подтвердить правильность принимаемого решения и убедиться в достаточно высоком собственном профессионализме. Если это действительно так, то консультанту остается только подтвердить выводы и тактично снять некоторые второстепенные трудности. Профконсультант становится ведомым, и его позиция мягкого доброго человека очень импонирует уверенным в себе консультируемым.

Есть, однако, тип консультируемых, не столько уверенных в себе, сколько самоуверенных, вдобавок еще и нигилистов, считающих посещение профконсультанта пустой тратой времени. В таких ситуациях консультант должен найти конструктивный выход путем выяснения причин нигилизма и выбора тем для совместного обсуждения. Можно ненавязчиво предложить пройти психодиагностическое обследование по некоторым методикам, например, по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, тесту Розенцвейга, тесту Лири, что заставит обследуемого задуматься над некоторыми особенностями своего поведения, например, излишней категоричностью и резкостью своих суждений.

Некоторые консультируемые не могут  сформулировать свои затруднения, они  только ощущают резкое снижение комфортности, настроения, активности, самочувствия, когда буквально все валится из рук и трудно сосредоточиться на анализе проблемной ситуации. Профконсультант должен помочь таким растерявшимся, используя биографическую методику, определяя сложности в прошлом и на этой основе, прогнозируя сложности в настоящем и будущем. Уместно использовать аналогии, сравнительные примеры, с тем, чтобы консультируемый мог сравнивать, задумываться и, вообще, более активно управлять течением собственной жизни.

Некоторые люди приходят на профконсультацию с целью выговорить наболевшее. Им нужен хороший слушатель, терпеливый, сочувствующий, внимательный. Каждый человек нуждается во внимании, и если у него дефицит дружеского или родственного общения, усугубляющийся неважным психологическим климатом на производстве, то часто профконсультант должен выполнять функции психотерапевта, особенно если консультируемый эмоционально неустойчив или физически и психически ущербный (инвалиды, люди с профессиональными заболеваниями, одинокие пенсионеры).

Для людей такой категории больше всего подходит модель рефлексивного слушания, когда консультант не прерывает монолог консультируемого, давая ему возможность услышать себя со стороны. Чтобы консультируемый сам пришел к осознанию собственных проблем, консультант время от времени задает ему эхолалические вопросы типа: «Так вы говорите, что...», создавая тем самым модель конструктивного диалога. Достаточно большую роль при этом играют поза, мимика, жесты — все, что работает на эмоциональный контакт.

Консультируемые могут быть людьми чрезвычайно скрытными, интровертированными, неохотно дающими сведения о себе. В таких случаях профконсультант должен уметь свободно переключаться с одной темы на другую, чтобы вызвать консультируемого на откровенный разговор. При межличностном общении чаще всего консультант называет свое имя и отчество и обращается к консультируемому также по имени-отчеству, но при общении с «неконтактными» возможно анонимное консультирование, аналогичное разговору в пути, когда полная анонимность подкрепляется уверенностью в том, что больше со своим попутчиком мы никогда не встретимся.

Типы консультируемых чрезвычайно  разнообразны, в зависимости от возраста, пола, социального и семейного  положения, материальной обеспеченности, структуры ценностей, темперамента, уровня притязаний, самооценки. Собственно, каждый консультируемый неповторим. Но позиция профконсультанта при всем разнообразии методов и типов, в сущности, сводится к основному принципу: помочь человеку профессионально самоопределиться, так соотнести свои желания («хочу»), возможности («могу», «сумею»), потенциал рынка труда («надо»), чтобы почувствовать себя ответственным за свою профессиональную жизнь, профессиональную судьбу.

 

Психологические подходы к проблемам  семьи

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Но, к сожалению, далеко не всегда удается реализовать эти желания. Одним очень сложно даже познакомиться, другие никак не решатся заключить брачный союз, третьи же, вроде и любят друг друга, а жить вместе не могут.

Вот тогда и приходит на помощь психология, которая призвана помочь людям разобраться в себе и  других, чтобы на основе этого знания «созидать» себя и строить свои отношения с окружающим миром. Обычно человеку удается решать свои проблемы, однако, весьма часто это происходит за счет ущемления интересов других людей, либо за счет игнорирования собственных интересов. В результате появляется внутриличностная и межличностная напряженность, а это может привести к дискомфорту, конфликтам, умственным и физическим расстройствам и, в конечном итоге, к болезням. Поэтому раннее обращение к психологу можно рассматривать и как профилактическую меру.

Во всем мире существует сеть консультативных психологических кабинетов, куда люди регулярно обращаются за помощью. А многие семьи имеют своего «домашнего» психолога, значимость которого аналогична значимости семейного врача. В странах бывшего СССР пока нет такой традиции, но развивающееся общество неизбежно придет к необходимости подобной формы психологического содействия.

Помощь «семейного» психолога  может быть многофункциональной: работа с супружескими конфликтами и  дискомфортными состояниями личности — депрессией, агрессией, астенией; решение вопросов с «непослушными детьми»; налаживание отношений с «ворчливой» тещей и «суровым» свекром; помощь в организации свободного времени, распределении домашних обязанностей и т.п.

К примеру, в психологическую консультацию обратилась некая Мария Петровна, 60 лет, с просьбой помочь наладить отношения с тридцатилетним сыном, который впервые (!) позволил себе проявить самостоятельность и сойтись с той женщиной, которую любит. Мать, узнав об этом, выгнала сына из дома, порвав с ним всяческие отношения. На приеме у психолога она очень нервничала, то и дело принимая таблетки, то «от сердца», то «от давления».

Мы попросили Марию Петровну рассказать о том, в каких условиях рос мальчик, что было главным  в его воспитании и что именно в его поступке вызвало столь  бурное негодование. Оказалось, что с раннего детства мать доминировала и властвовала над сыном, «лепила» из него свой идеал. Причем мальчик, назовем его Анатолий, по натуре был ребенком кротким, нежным и ласковым, а мать хотела сделать из него «настоящего мужчину». Заставляла лазить по заборам, бегать по лужам, пресекала всяческие проявления нежности и любви к родным, чем травмировала ранимую натуру ребенка. В результате Анатолий так и не стал образцом мужественности, но замкнулся в себе, в характере его появилась боязливость, развился комплекс неполноценности. Он с трудом сходился с людьми, первый раз женился по маминому совету и даже после свадьбы старался все делать по ее указке.

Информация о работе Семейное психологическое консультирование