Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

- наивность, отзывчивость, беззащитность,  импрессивность (все держит в  себе, не склонен рассказывать  о своих чувствах).

Психологам, педагогам и родителям  следует помнить и о типичных детских реакциях нарушения поведения:

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда «домашний ребенок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких и т. п.

Реакция оппозиции заключается  в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании  одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется  в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить  какие-либо свои слабости. Так, неудачи  в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку. Особенно часто возникают конфликты родителей с подростками. Им присуща эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, перепады настроения, сочетание противоречивых свойств и стремлений (застенчивость - развязность, самостоятельность - нерешительность, мягкосердечность - черствость, зависимость от авторитетов - борьба с ними, излишняя самоуверенность - острая потребность в одобрении).

В подростковом возрасте проявляются  следующие поведенческие реакции:

1) реакция эмансипации (освобождения) проявляется в стремлении вырваться  из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями. Стремление  поступить по-своему, наперекор родителям и даже здравому смыслу, не воспринимают даже справедливую критику в свой адрес со стороны других;

2) реакция группирования со сверстниками; выделяют: смешанные неустойчивые  группы в зависимости от увлечения,  обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией, такие группы обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными группами;

3) реакция увлечения - хобби - реакция может быть столь сильной,  что целиком захватывает подростка,  снижает интерес к учебе. Увлечение может быть интеллектуальное (музыка, рисование, стихотворчество, радиотехника), телесное (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, рукоделие), лидерское (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать), накопительское (коллекционирование), эгоцентрическое (выделиться модной одеждой, внешностью, изучением, к примеру, японского языка, увлечение литературным или философским течением), азартное (пари, карты, ситуация риска), коммуникативное (болтовня, сплетничание и т. п.);

4) реакция гиперсексуальности - повышенный  интерес к другому полу, сексуальной  литературе, порнографии, влюбленность  и ухаживание подчас сопровождаются  петтингом (интимные ласки), онанизмом,  ранней половой жизнью. Если родители  не были готовы к закономерным подростковым реакциям эмансипации, группирования, сексуальным и др., с негодованием это воспринимают, то конфликт неизбежен. Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе большой тактичности и терпимости - вот путь к ликвидации конфликта.

 

Помощь детям и родителям

В российском обществе меняющихся общественных ценностей, когда жесткая опека  государства над гражданами немного  ослабла и им предоставлена некоторая  свобода выбора, отношение к специалистам «незрелое». В одном из мониторингов жителей Санкт-Петербурга в 1993 г. психологи задавали вопрос: «С кем вы советуетесь в особо ответственных ситуациях?» Оказалось, что чаще советуются с родственниками, из них реже всего — с отцами. К специалистам обратилось бы в ответственной ситуации всего 2% респондентов из 563 опрошенных. Ученые расценили такой результат как проявление недоверия к специалистам, как низкий статус профессионалов-психологов в обществе.

Может быть, вы, читатель, уже посоветовались с родственниками, что вам делать, например, с ребенком-третьеклассником, который вертится в классе, никогда не знает, что задано и часами (уже третий год подряд!) делает домашние уроки только в вашем присутствии? Да скорее не родственники, а учительница настоятельно порекомендует обратиться к врачу-психиатру, так как ученика с двойками она не может перевести в следующий класс. Тогда вы, сами того не подозревая, оказываетесь заложником своего незнания (что же делать с ребенком) проблем школы и учительницы; смутной неопределенности такого рода — «А чего ждать от психиатра?» Прежде всего, следует знать, что существует закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, согласно которому никто не вправе без вашей воли отправить к психиатрам ни ваших детей, ни вас самих. В пп. 4 и 5 разд. IV этого закона говорится, что человек может быть освидетельствован психиатром без его согласия или согласия его законных представителей, когда действия человека представляют опасность для него и окружающих; он проявляет беспомощность в удовлетворении своих жизненных потребностей; существует опасность ухудшения его психического здоровья и, наконец, если он уже находится под диспансерным наблюдением врачей-психиатров. Если же какое-то учреждение (будь то учебное заведение, коммунальные или другие организации) хочет знать о ваших отношениях с психиатрической службой, оно обязано направить официальный письменный запрос на своем фирменном бланке.

Итак, вы все-таки идете к детскому врачу-психиатру. Тот обязательно  проконсультирует вашего ребенка очень  внимательно, добросовестно и квалифицированно и... направит на консультацию к психологу. В медицинских учреждениях работают клинические (медицинские) психологи. Предметом их труда является исследование того, как личность человека сопротивляется болезненным процессам. Вы к нему очень долго добирались (три года не развивая у ребенка навыков самостоятельного обучения; через проблемы учительницы, через консультацию психиатра). Сами того не ведая, вы уже втянулись в ситуацию, когда на вашего ребенка смотрят через призму болезни.

Не все знают, что есть психологи разного профиля: социальные, инженерные, возрастные, детские и другие. Вам следовало бы привести ребенка к школьному или детскому психологу в одну из городских или районных консультативных служб, когда вы первый раз почувствовали свою неумелость, некомпетентность в обучении сына или дочери. Может быть, еще до школы, может быть, еще в пятилетнем его возрасте. Конечно, если вы уверены, что ребенок от природы здоров.

Психолог и психиатр различаются  предметом труда. Психиатр занимается самой болезнью, ее историей в зависимости от этапов жизни человека и нервно-физической целостности его организма. Психолог (медицинский) в первую очередь изучает сами этапы жизни человека и то, как люди разного возраста и разной психической организации в них проявляются, как соотносят свою «душу» с событиями жизни (в том числе и с болезнью, если она есть). Поэтому, если вы уверены, что проявления жизни вашего ребенка здоровые, не болезненные, с разными проблемами и трудностями лучше обратиться сначала к детскому психологу. При этом важно знать: если вы проконсультировались у одного психолога или врача и идете к следующему, лучше иметь на руках письменное заключение предыдущего специалиста.

 

Здоров или болен?

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. «Полное благополучие» — это идеальная цель. Социально-экономические и политические условия в стране существенно влияют на индивидуальную жизнь человека, но мало подвластны нашим усилиям и желаниям. Нестабильность общественных условий действует на наше настроение, формирует материальные возможности, но не избавляет от необходимости самостоятельно управлять своей личной жизнью.

Профессор Б.Д. Карвасарский, уточняя  понятие «психическое здоровье», пишет, что оно опреде-ляется не только как отсутствие дезадаптации, «срывов» в разные моменты жизни, но и «как способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятель-ности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы».

С позиций общечеловеческих принципов и идеалов критерии здоровья можно сформулировать так:

раз как все, не отличается от сверстников, значит, нормальный;

если хорошо приспособлен, умеет  сам есть, пить, разговаривать с  людьми, играть с одногодками, смотрит  мультики, ласков и привязан к  близким, значит, здоров;

если послушен, вежлив со старшими, интересуется игрушками и другими  обычными детскими вещами, значит, нормален;

если радует схожестью в чем-то со своими родственниками (бабушками, дедушками, родителями) или знаменитыми  людьми, то здоров.

Есть еще одна мерка прогноза вашего отношения к проблемам  целостности организма и недомоганиям. Американский психолог Дж. Роттер выделяет два типа людей — «интерналы»  и «экстерналы» — по такому интегрированному социально-психологическому качеству, как «уровень субъективного контроля» над жизненно значимыми ситуациями. Он рассматривает, события, одинаково важные для всех людей: достижения, неудачи, отношения с другими людьми, производственные и семейные проблемы, здоровье и болезни.

В чем же выражаются различия между людьми по способу контроля своего здоровья?

«Интерналы», или внутренне контролирующие события люди, полагаются на меры профилактики и предупреждения болезней. Может, и  неосознанно, но они стремятся есть здоровую пищу, заниматься спортом, принимать витамины, чутко реагируют на запросы своего организма. «Экстерналы» апеллируют к внешним силам во всех важных событиях жизни, чаще заболевают и затем больше полагаются на врачей, лекарства и знахарей.

В одном исследовании психологи  изучали отношение к экономическим реальностям российской жизни трех групп людей: предпринимателей, служащих госбюджетных организаций и школьников. Эти группы испытуемых сравнивались, в частности, по выраженности качества «уровень субъективного контроля ситуаций». Оказалось, что контроль за своим здоровьем выше у предпринимателей и школьников, а ниже — у группы испытуемых госбюджетных организаций. Так как процент предпринимателей в обществе очень невелик, то основная масса родителей — это все-таки служащие. Согласно проведенному исследованию, дети контролируют свое здоровье внутренне, по наитию лучше, а родители — хуже.

Считаете ли вы своего ребенка больным, зависит не только от объективных, внешних  проявлений признаков болезни, но в  большой мере от вашей субъективной установки на проблемы здоровья и вашего мировоззрения.

Так, в одной известной автору этих строк семье психологов повышенно  чувствительно относятся к слову  как носителю энергии или программы  поведения. Считают, что слово обладает силой внушения, что неосторожно  сказанное слово может само «запустить» программу болезни. Поэтому в данной семье избегают фраз и обращений со словами «болит», «болен» и т. п. Когда ребенок испытывает недомогание, ему не говорят: «ты плохо себя чувствуешь, ты заболел, тебя надо лечить», а формулируют по-другому: «отдохни сегодня дома, отоспись, согрейся», т. е. стараются произносить слова, не содержащие «болезненной» подоплеки.

Особое значение имеет речь родителей  в ситуациях воспитания. Часто  родители сокрушаются: «Говоришь ему, говоришь — не доходит», «Сколько раз тебе говорить?» Действительно, в спешной, напряженной повседневной жизни родители не успевают говорить так, «чтобы дошло», хотя считают, что «сто раз уже повторили». Секрет заключается в том, как говорить то, что вам хотелось бы или вы считаете нужным сказать ребенку. К сожалению, овладение секретом воспитания и воздействия на ребенка не дается без усилий и работы над собой.

 

Как говорить с ребенком

Манера речи, интонации, паузы, эмоции, сопровождающие разговор или обращение  к ребенку, играют важную роль в том, чтобы сказанное было услышано. Зачастую родители очень возбуждены, эмоционально неспокойны, говорят взволнованно, гневно, кричат. Они сами пребывают в стрессовом состоянии и вводят в него ребенка. Объективно, физически родитель — это отчасти воплощение власти, начальник. Представьте себе начальника, обращающегося с вами, как вы со своим ребенком. Дотошный контроль, повышенная требовательность, постоянные придирки и замечания. Психологи Роберт Т. Байярд и Джин Байярд считают, что в ответ на раздраженный тон родителя у ребенка формируется «отрицательное внимание» на все последующие обращения к нему. Дети эмоционально зависимы от взрослых, до 9—10 лет они очень внушаемы. (Некоторые люди остаются чрезмерно внушаемыми всю жизнь.) У детей быстро развиваются и закрепляются те эмоциональные состояния и реакции, которые им невольно демонстрируют родители.

От негативного стресса необходимо защищаться. Ребенок и делает это. Он раз, и два, и три, воспринимая  ваше взволнованное, гневное, недовольное обращение к себе, либо прибегнет к уловке, либо будет подстраиваться под тот отрицательный образ, который вы навязываете своими словами, либо «замкнется» — будет нейтрален, глух к вашим обращениям.

Итак, главное для успешного  взаимодействия с ребенком — ваше комфортное, спокойное, умиротворенное, радостное, свободное эмоциональное состояние. Способы достижения такого состояния многообразны: от получасовой прогулки на воздухе и принятия расслабляющего и бодрящего душа до системы аутогенного расслабления и медитации. Если последним вы не владеете, то подойдет занятие любимым делом, вообще, тем, что обычно приводит вас в приподнятое, радостное расположение духа. Иначе говоря, воздействие на проблему с ребенком начинается с работы со своим собственным внутренним «Я».

С какими же проблемами родители чаще всего обращаются к медицинскому психологу? Обычно это плохая успеваемость, несамостоятельность ребенка, нарушение  взаимоотношений, жалобы на плохой характер ребенка, на его плохое поведение (непослушание, ложь, воровство, конфликтность).

Информация о работе Семейное психологическое консультирование