Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.
- наивность, отзывчивость, беззащитность, импрессивность (все держит в себе, не склонен рассказывать о своих чувствах).
Психологам, педагогам и родителям следует помнить и о типичных детских реакциях нарушения поведения:
Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда «домашний ребенок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких и т. п.
Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).
Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.
Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку. Особенно часто возникают конфликты родителей с подростками. Им присуща эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, перепады настроения, сочетание противоречивых свойств и стремлений (застенчивость - развязность, самостоятельность - нерешительность, мягкосердечность - черствость, зависимость от авторитетов - борьба с ними, излишняя самоуверенность - острая потребность в одобрении).
В подростковом возрасте проявляются
следующие поведенческие
1) реакция эмансипации (
2) реакция группирования со
3) реакция увлечения - хобби -
реакция может быть столь
4) реакция гиперсексуальности - повышенный
интерес к другому полу, сексуальной
литературе, порнографии, влюбленность
и ухаживание подчас
Помощь детям и родителям
В российском обществе меняющихся общественных ценностей, когда жесткая опека государства над гражданами немного ослабла и им предоставлена некоторая свобода выбора, отношение к специалистам «незрелое». В одном из мониторингов жителей Санкт-Петербурга в 1993 г. психологи задавали вопрос: «С кем вы советуетесь в особо ответственных ситуациях?» Оказалось, что чаще советуются с родственниками, из них реже всего — с отцами. К специалистам обратилось бы в ответственной ситуации всего 2% респондентов из 563 опрошенных. Ученые расценили такой результат как проявление недоверия к специалистам, как низкий статус профессионалов-психологов в обществе.
Может быть, вы, читатель, уже посоветовались с родственниками, что вам делать, например, с ребенком-третьеклассником, который вертится в классе, никогда не знает, что задано и часами (уже третий год подряд!) делает домашние уроки только в вашем присутствии? Да скорее не родственники, а учительница настоятельно порекомендует обратиться к врачу-психиатру, так как ученика с двойками она не может перевести в следующий класс. Тогда вы, сами того не подозревая, оказываетесь заложником своего незнания (что же делать с ребенком) проблем школы и учительницы; смутной неопределенности такого рода — «А чего ждать от психиатра?» Прежде всего, следует знать, что существует закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, согласно которому никто не вправе без вашей воли отправить к психиатрам ни ваших детей, ни вас самих. В пп. 4 и 5 разд. IV этого закона говорится, что человек может быть освидетельствован психиатром без его согласия или согласия его законных представителей, когда действия человека представляют опасность для него и окружающих; он проявляет беспомощность в удовлетворении своих жизненных потребностей; существует опасность ухудшения его психического здоровья и, наконец, если он уже находится под диспансерным наблюдением врачей-психиатров. Если же какое-то учреждение (будь то учебное заведение, коммунальные или другие организации) хочет знать о ваших отношениях с психиатрической службой, оно обязано направить официальный письменный запрос на своем фирменном бланке.
Итак, вы все-таки идете к детскому врачу-психиатру. Тот обязательно проконсультирует вашего ребенка очень внимательно, добросовестно и квалифицированно и... направит на консультацию к психологу. В медицинских учреждениях работают клинические (медицинские) психологи. Предметом их труда является исследование того, как личность человека сопротивляется болезненным процессам. Вы к нему очень долго добирались (три года не развивая у ребенка навыков самостоятельного обучения; через проблемы учительницы, через консультацию психиатра). Сами того не ведая, вы уже втянулись в ситуацию, когда на вашего ребенка смотрят через призму болезни.
Не все знают, что есть психологи разного профиля: социальные, инженерные, возрастные, детские и другие. Вам следовало бы привести ребенка к школьному или детскому психологу в одну из городских или районных консультативных служб, когда вы первый раз почувствовали свою неумелость, некомпетентность в обучении сына или дочери. Может быть, еще до школы, может быть, еще в пятилетнем его возрасте. Конечно, если вы уверены, что ребенок от природы здоров.
Психолог и психиатр различаются предметом труда. Психиатр занимается самой болезнью, ее историей в зависимости от этапов жизни человека и нервно-физической целостности его организма. Психолог (медицинский) в первую очередь изучает сами этапы жизни человека и то, как люди разного возраста и разной психической организации в них проявляются, как соотносят свою «душу» с событиями жизни (в том числе и с болезнью, если она есть). Поэтому, если вы уверены, что проявления жизни вашего ребенка здоровые, не болезненные, с разными проблемами и трудностями лучше обратиться сначала к детскому психологу. При этом важно знать: если вы проконсультировались у одного психолога или врача и идете к следующему, лучше иметь на руках письменное заключение предыдущего специалиста.
Здоров или болен?
Устав Всемирной организации
Профессор Б.Д. Карвасарский, уточняя
понятие «психическое здоровье», пишет,
что оно опреде-ляется не только
как отсутствие дезадаптации, «срывов»
в разные моменты жизни, но и «как
способность к постоянному
С позиций общечеловеческих принципов и идеалов критерии здоровья можно сформулировать так:
раз как все, не отличается от сверстников, значит, нормальный;
если хорошо приспособлен, умеет сам есть, пить, разговаривать с людьми, играть с одногодками, смотрит мультики, ласков и привязан к близким, значит, здоров;
если послушен, вежлив со старшими, интересуется игрушками и другими обычными детскими вещами, значит, нормален;
если радует схожестью в чем-то со своими родственниками (бабушками, дедушками, родителями) или знаменитыми людьми, то здоров.
Есть еще одна мерка прогноза
вашего отношения к проблемам
целостности организма и
В чем же выражаются различия между людьми по способу контроля своего здоровья?
«Интерналы», или внутренне контролирующие события люди, полагаются на меры профилактики и предупреждения болезней. Может, и неосознанно, но они стремятся есть здоровую пищу, заниматься спортом, принимать витамины, чутко реагируют на запросы своего организма. «Экстерналы» апеллируют к внешним силам во всех важных событиях жизни, чаще заболевают и затем больше полагаются на врачей, лекарства и знахарей.
В одном исследовании психологи изучали отношение к экономическим реальностям российской жизни трех групп людей: предпринимателей, служащих госбюджетных организаций и школьников. Эти группы испытуемых сравнивались, в частности, по выраженности качества «уровень субъективного контроля ситуаций». Оказалось, что контроль за своим здоровьем выше у предпринимателей и школьников, а ниже — у группы испытуемых госбюджетных организаций. Так как процент предпринимателей в обществе очень невелик, то основная масса родителей — это все-таки служащие. Согласно проведенному исследованию, дети контролируют свое здоровье внутренне, по наитию лучше, а родители — хуже.
Считаете ли вы своего ребенка больным, зависит не только от объективных, внешних проявлений признаков болезни, но в большой мере от вашей субъективной установки на проблемы здоровья и вашего мировоззрения.
Так, в одной известной автору
этих строк семье психологов повышенно
чувствительно относятся к
Особое значение имеет речь родителей в ситуациях воспитания. Часто родители сокрушаются: «Говоришь ему, говоришь — не доходит», «Сколько раз тебе говорить?» Действительно, в спешной, напряженной повседневной жизни родители не успевают говорить так, «чтобы дошло», хотя считают, что «сто раз уже повторили». Секрет заключается в том, как говорить то, что вам хотелось бы или вы считаете нужным сказать ребенку. К сожалению, овладение секретом воспитания и воздействия на ребенка не дается без усилий и работы над собой.
Как говорить с ребенком
Манера речи, интонации, паузы, эмоции, сопровождающие разговор или обращение к ребенку, играют важную роль в том, чтобы сказанное было услышано. Зачастую родители очень возбуждены, эмоционально неспокойны, говорят взволнованно, гневно, кричат. Они сами пребывают в стрессовом состоянии и вводят в него ребенка. Объективно, физически родитель — это отчасти воплощение власти, начальник. Представьте себе начальника, обращающегося с вами, как вы со своим ребенком. Дотошный контроль, повышенная требовательность, постоянные придирки и замечания. Психологи Роберт Т. Байярд и Джин Байярд считают, что в ответ на раздраженный тон родителя у ребенка формируется «отрицательное внимание» на все последующие обращения к нему. Дети эмоционально зависимы от взрослых, до 9—10 лет они очень внушаемы. (Некоторые люди остаются чрезмерно внушаемыми всю жизнь.) У детей быстро развиваются и закрепляются те эмоциональные состояния и реакции, которые им невольно демонстрируют родители.
От негативного стресса
Итак, главное для успешного взаимодействия с ребенком — ваше комфортное, спокойное, умиротворенное, радостное, свободное эмоциональное состояние. Способы достижения такого состояния многообразны: от получасовой прогулки на воздухе и принятия расслабляющего и бодрящего душа до системы аутогенного расслабления и медитации. Если последним вы не владеете, то подойдет занятие любимым делом, вообще, тем, что обычно приводит вас в приподнятое, радостное расположение духа. Иначе говоря, воздействие на проблему с ребенком начинается с работы со своим собственным внутренним «Я».
С какими же проблемами родители чаще всего обращаются к медицинскому психологу? Обычно это плохая успеваемость, несамостоятельность ребенка, нарушение взаимоотношений, жалобы на плохой характер ребенка, на его плохое поведение (непослушание, ложь, воровство, конфликтность).
Информация о работе Семейное психологическое консультирование