Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.
Плохая успеваемость
Причины плохой успеваемости могут
быть субъективными и объективными.
Объективные — это отсутствие
способности у ребенка
С объективными причинами связаны
нередко встречающиеся
Пример. Мальчик, 12 лет 1 мес., 5-й класс.
Жалобы на сложности в оперировании
большими числами. Считает медленно.
По остальным предметам подтянулся
При выполнении заданий в психологическом исследовании проявляет старательность. По данным исследования методом Векслера, IQ: 88, 85, 93. В структуре интеллектуальных функций ослаблены способности пространственного воображения и счета; уровень обобщения в мышлении также несколько ослаблен. Запас впечатлений средний. Отмечается хорошая переключаемость внимания (медленность выполнения арифметических действий связана, возможно, с дисфункцией структур головного мозга, отвечающих за пространственные образы и комбинацию символов). Родительский стиль воспитания (опросник для родителей Э.Г. Эйдемиллера) обнаруживает следующие тенденции: гиперопека, неустойчивость, воспитание неуверенным родителем, проекция на ребенка непризнаваемых в себе плохих качеств, предпочтение женских качеств в подростке, чрезмерная санкционированность и строгость в наказании.
В приводимом выше случае мама очень долго избегала встреч с психиатрами, но только они могли бы содействовать оптимизации условий обучения мальчика, обосновав по медицинским показаниям необходимость «индивидуального подхода» в обучении математике, например, индивидуальную аттестацию.
Субъективные причины плохой успеваемости таковы: неразвитие познавательной активности родителями, несформированность у ребенка установки на учебу, непривитие навыка учебы, негативная установка на учебу. Эти субъективные причины могут быть следствием того, что:
1. Родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки.
2. В семье не формируется
3. Родители высокомерно
4. В семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели.
5. Учитель в начальной школе
был нечувствителен к
6. В начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.
Что же предпринимать в этих случаях, если есть желание улучшить успеваемость ребенка?
В случае причин 1-4 остается смириться с тем, что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». В случаях 5-6 можно изменить отношение учителя и педагогического коллектива к вашему ребенку, а также свое собственное отношение к процессу школьного обучения.
Познавательный интерес к
Несамостоятельность
Вопрос о том, когда ребенок становится самостоятельным, часто беспокоит родителей. Выдающийся психолог Э. Эриксон начало развития самостоятельности связывает с возрастом 1,5 лет, когда ребенок начинает осваивать навыки самообслуживания. Вероятно, первый опыт ответственности ребенок получает из общения и взаимодействия с людьми и предметами, при соотнесении своих интересов с интересами окружающих: оказывается, чего-то нельзя, а что-то можно из богатого мира вокруг.
От одной мамы последовала такая жалоба на сына-третьеклассника: «Такой несамостоятельный! То и дело звонит на работу: как решить то, как сделать это! Я волнуюсь, работа у меня далеко. Прихожу домой вечером — уроки не сделаны Дневник весь в двойках. Рассеянный, забывчивый: не может собрать портфель сам. А у меня еще старший сын кончает школу, в выпускном классе...»
Мальчику 9 лет 8 месяцев. С папой встречается по выходным дням. Мама водит его в кружок механической игрушки. В школе ему нравятся занятия ритмикой, танцами. Участвует в конкурсах. По рабочим дням мальчик действительно предоставлен самому себе.
На вопрос о домашних школьных заданиях он поясняет: «примеры, которые могу делать, делаю, некоторые задания не по силам... пытаюсь еще и еще решить...»
В ситуации обследования у психолога мальчик несколько замедлен в реакциях, эмоционально вял. Коэффициент интеллектуальности: IQ: 111; 106; 114. Это соотносится с уровнем нормы. Данные теста Люшера показывают на актуальность потребности в любви и теплых отношениях. Ему свойственны черты стеничности, активной позиции, высокой мотивации на достижение успеха и самореализации. Повышенно эмоционален, непоследователен, своеволен. Цветовой тест отношений обнаруживает некоторые тенденции отношений мальчика с родными. Образ папы связывается с цветом покоя, брата - комфорта, мамы — эксцентричности, экспрессии; самому себе отдается цвет нейтральный, отгороженный, цвет безразличия.
Анализируя проблему, на которую
указывает мама, можно сказать, что
причина лежит в
Самостоятельность у детей развивается «авансом доверия» к способности ребенка справляться с чем-либо. Это должно быть произнесено бодрым тоном: «ты справишься с этим, ты умный» и т.д. При этом желательно поддерживать в себе непроходящий интерес к школьным делам ребенка и не отказываться от ненавязчивого косвенного контроля.
Непослушание
Непослушание может быть связано с тем, что мы, взрослые, подчас требуем от детей «недетских» качеств. Проблема выражается в форме высказываний «не хочу», «не могу», «не буду», которые нам кажутся слишком частыми.
Бабушка и мама привели на прием к психологу девятилетнюю девочку, которая причину обращения к психологу объясняет так: «Мама считает, что я плохо веду себя дома (и я так считаю). Если меня о чем-то просят, могу выполнить, могу не выполнить... Если мне не идут на уступки — повышаю тон на маму... меня просят, что мне не нравится... если настроение хорошее с утра — могу сделать что-то — кастрюлю помыть, кашу сварить. Если плохое настроение — ничего не хочу делать. Чаще плохое настроение... Например, отрывают меня в самый разгар игры, посылают за хлебом... »
По данным обследования тестом Люшера, у девочки отмечаются такие особенности: стеничная, активная, с высоким уровнем мотивации достижений и потребности самореализации, непоследовательна, своевольна, повышенно чувствительна к средовым воздействиям, прихотлива и капризна. Зона жизненного ком форта сужена, напряжение в контактах с близкими, испытывает потребность в щадящем режиме.
Свое представление о «самых счастливых людях» излагает так: «Они не нервные, умные, с хорошим характером, здоровые, не очень переутомляются». «Самые несчастные», по ее мнению, «это мои родители оттого, что терпят такую дочь».
Воспитательные стили мамы и бабушки отличают тенденции недостатка требований к ребенку, неуверенность в применении тех или иных воздействий. Мама, к тому же, проецирует нежелательные в себе качества на девочку, а бабушка чрезмерно запрещает. Чрезмерность запретов ведет к форсированию эмансипации (ускоренному взрослению, свободе от авторитетов, независимости).
В ответ на детское «не хочу»,
«не могу», «не буду» в более
младшем возрасте родитель может
избрать тактику обходного
Как относиться к ребенку
Самое простое, что приходит в голову: к детям надо относиться с любовью, заботой и лаской. Остается только уточнить, когда и сколько, и возможно ли это? Любовь бывает слепа, не критична. Как совместить с любовью наши раздражение, злость, негодование на ребенка, вызванные его поступками?
Психологи Р. и Дж. Байярды разделяют
уровни любви. Они считают, что сначала
мы любим и заботимся о
В нашем обществе превалирует авторитарный тип управления. Этот стиль принят и в семьях. Вариации в стиле воспитания связаны с некоторыми традициями отдельных семей, с мировоззрением родителей. Социологи детства исторически выделяют неоднозначное отношение общества к детям и взгляды на проблемы воспитания. Стили воспитания рассматривают по таким аспектам:
обучение послушанию;
обучение ответственности, обычно путем участия в хозяйственной деятельности и домашних делах;
обучение заботливости, т. е. научение детей помогать младшим братьям и сестрам и другим зависимым людям;
формирование потребности в достижении, обычно путем соревнования или оценки качества исполнения;
обучение самостоятельности, умению заботиться о себе, не зависеть от помощи других в удовлетворении своих потребностей и желаний;
обучение общей независимости, включающей не только удовлетворение собственных нужд, но и все прочие формы свободы от внешнего контроля, господства, надзора.
Стили воспитания в разных культурах особенно различаются по критерию дисциплинарного контроля. В европейском стиле принято контролировать в младшем возрасте и предоставлять больше свободы в юном возрасте. У японцев, малайцев и некоторых других народов, наоборот: маленьким детям предоставляют максимум свободы, мало ограничивают и не наказывают строго, с возрастом же дисциплинарный контроль возрастает.
Американский психоаналитик, социолог и историк Ллойд Демоз создал концепцию стилей воспитания и форм взаимоотношения между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами человечества.
Так, с древности до IV в. н.э. превалировал стиль, который Л. Демоз называет «инфантицидным». Он характеризуется массовыми детоубийствами, а выжившие дети часто становились жертвами насилия.
В IV-XIII вв. еще только начали признавать в ребенке зачатки души. Прекращаются убийства детей и жертвоприношения. Однако ребенок остается объектом агрессии для родителей. Родители его не воспитывали, а старались сбыть с рук - отдать в монастырь, на воспитание в чужую семью, либо держали заброшенным в собственном доме («бросающий» стиль).
Стиль воспитания и отношений с
ребенком в XIV-XVII вв. назван амбивалентным:
ребенку было дозволено войти
в эмоциональную жизнь
«Навязчивый» стиль XVIII в. обозначил
усиленный контроль над внутренним
миром и волей растущего
Стиль воспитания XIX — середины XX в.
назван социализирующим. Важным было не
столько подчинить ребенка, сколько
воспитывать его волю, готовить его
к будущей самостоятельной
Стиль воспитания середины XX в. характеризуется Демозом как «помогающий». Этот стиль предполагает, что ребенок лучше знает, что ему надо, а родители только помогают его индивидуальному развитию, способствуют раскрытию его индивидуальности. Детство - это полноценный этап жизни со своими радостями, горестями и проблемами, а не только подготовка к некоей "подлинной" взрослой жизни. Поэтому в наше время столь сильны тенденции к эмоциональной и моральной близости с детьми, взаимопониманию, сопереживанию. В частности, с середины века ребенку предоставляли большую "телесную" свободу: не было регламентации в режиме питания, ребенка долго не отрывали от груди и, кормили не тогда, "когда положено", а когда он требовал. Детей поздно приучали к туалету и терпимо относились к "детскому греху" - проявлению сексуальности. Однако физическую подвижность младенцев жестко ограничивали: в течение первых четырех месяцев полностью пеленали, позже освобождали руки, а затем ноги.
Информация о работе Семейное психологическое консультирование