Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.
Доминирующая гиперпротекция — мелочный контроль, чрезмерная опека, целая система запретов и бдительное наблюдение, иногда превращающееся в слежку. Невозможность принимать собственные решения пугает человека, создает у него впечатление, что ему «ничего нельзя», а другим «все можно». Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте, пользоваться свободой и, конечно, не приучает к самостоятельности. У типологически сильных подростков гиперпротекция доминирующего типа вызывает бурный протест и желание немедленно освободиться от власти родителей. Поведенчески это может выражаться бунтом, разрывом отношений с семьей и фактически уходом туда, где «все можно», т. е. в различного рода уличные компании. Кроме того, неумеренное властолюбие родителей в конечном итоге ведет к психопатическому развитию личности таких подростков.
У сенситивных и психастенических
подростков доминирование родителей
усиливает пессимистичность, нерешительность,
неуверенность в себе, неумение постоять
за себя и свое дело. И в жизнь
они выходят абсолютно
Потворствующая гиперпротекция в своем крайнем проявлении выглядит как воспитание ребенка по типу «кумир семьи». Это — чрезмерное покровительство родителей со стремлением освободить свое чадо от малейших трудностей и неприятных обязанностей в сочетании с восхищением мнимыми талантами и преувеличением реальных способностей сына или дочери. Ребе нок с раннего детства живет в атмосфере обожания, восторгов и похвал, что приводит к эгоцентризму, постоянному желанию быть в центре внимания, а все желаемое получать без труда. Рано или' поздно такое воспитание приводит к кризисным ситуациям, так как желание быть постоянно на виду, лидировать формируют высокий уровень притязаний, в то время как навыки систематического труда, упорство в достижении цели, умение постоять за свои интересы, руководить другими не сформированы.
Эмоциональное отвержение ребенка родителями приводит к тому, что дети ощущают себя обузой для родителей. Ситуация усугубляется, когда рядом есть любимый родителями брат или сестра. Это так называемое воспитание по типу «Золушки».
Иногда встречается и скрытое эмоциональное отвержение, когда мать или отец даже сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, и искренне возмущаются, если им указывают на это. Разумом и волей они подавляют эти эмоции как недостойные и даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы и внимания. Однако ребенок постоянно чувствует свою отверженность.
При эпилептоидной акцентуации характера подростки борются за свою самостоятельность, свободу и имущественные права. Истероидные подростки демонстрируют свою детскую реакцию оппозиции в виде показного интереса к алкоголю, самооговорам, распутству и суицидальному поведению. Шизоиды, естественно, прореагируют уходом в себя, возведя духовную стену между собой и семьей. Лабильные подростки уходят в компании, сенситивные могут дать психопатическое развитие личности.
Жестокость может проявляться в виде суровой расправы за мелкие проступки либо в том, что на детях просто «срывают зло». В таких семьях царит душевное безразличие друг к другу, и каждый заботится только о самом себе, может рассчитывать только на самого себя, не ожидая поддержки или участия от других. Аналогичная система взаимоотношений может культивироваться и в закрытых учреждениях для подростков.
Каждый может найти у себя, своих близких и знакомых много перечисленных выше особенностей. Это не означает, что у всех есть патология, но какие-то элементы отклонений эмоциональных реакций могут быть у всякого практически здорового человека. Если они достаточно выражены, мешают вам, и вы хотите что-то изменить в вашем характере и жизни, попытайтесь сами справиться с проблемами. Но если у вас есть сложные волнующие вас проблемы в отношениях с детьми или супругом, мешающие вам жить, не откладывайте их решение в долгий ящик и обращайтесь за помощью к психологам и психотерапевтам.
Рекомендуемая литература
1. Абрамова А. Г., Жезятко Л.
Г. О некоторых формах
2. Байярд Роберт Т. и Джин.
Ваш беспокойный подросток. М.,
3. Бехтерев В. М. Психопатия (психонервная
раздражительная слабость) и ее
отношение к вопросу о
4. Бэндлер P., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.
5. Ганнушкин П. Б. Клиника
6. Годфруа Ж. Что такое
7. Золотарев Ю.Г. Жить, не болея... С-Пб., 1996.
8. Карандашева Э.А. Фобический синдром при неврозах: Дис... канд. психол. наук. Л., 1976.
9. Кербиков О. В. К учению о динамике психопатий // Избранные труды. М., 1971. С. 163-187.
10. Комментарий к
11. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988,
12. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия
сексуальных расстройств и
13. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев, 1981.
14. Личко А. Е. Психопатии и
акцентуации характера у
15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
16. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1996.
17. Проблемы разрушительного
18. Психологическая помощь и
консультирование в
19. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
20. Роджерс К. Взгляд на
21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.
Информация о работе Семейное психологическое консультирование