Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Доминирующая гиперпротекция —  мелочный контроль, чрезмерная опека, целая система запретов и бдительное наблюдение, иногда превращающееся в слежку. Невозможность принимать собственные решения пугает человека, создает у него впечатление, что ему «ничего нельзя», а другим «все можно». Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте, пользоваться свободой и, конечно, не приучает к самостоятельности. У типологически сильных подростков гиперпротекция доминирующего типа вызывает бурный протест и желание немедленно освободиться от власти родителей. Поведенчески это может выражаться бунтом, разрывом отношений с семьей и фактически уходом туда, где «все можно», т. е. в различного рода уличные компании. Кроме того, неумеренное властолюбие родителей в конечном итоге ведет к психопатическому развитию личности таких подростков.

У сенситивных и психастенических подростков доминирование родителей  усиливает пессимистичность, нерешительность, неуверенность в себе, неумение постоять за себя и свое дело. И в жизнь  они выходят абсолютно несамостоятельными, зависимыми и неуверенными людьми, которым очень трудно приспосабливаться к жизни.

Потворствующая гиперпротекция в  своем крайнем проявлении выглядит как воспитание ребенка по типу «кумир семьи». Это — чрезмерное покровительство  родителей со стремлением освободить свое чадо от малейших трудностей и неприятных обязанностей в сочетании с восхищением мнимыми талантами и преувеличением реальных способностей сына или дочери. Ребе нок с раннего детства живет в атмосфере обожания, восторгов и похвал, что приводит к эгоцентризму, постоянному желанию быть в центре внимания, а все желаемое получать без труда. Рано или' поздно такое воспитание приводит к кризисным ситуациям, так как желание быть постоянно на виду, лидировать формируют высокий уровень притязаний, в то время как навыки систематического труда, упорство в достижении цели, умение постоять за свои интересы, руководить другими не сформированы.

Эмоциональное отвержение ребенка  родителями приводит к тому, что  дети ощущают себя обузой для родителей. Ситуация усугубляется, когда рядом есть любимый родителями брат или сестра. Это так называемое воспитание по типу «Золушки».

Иногда встречается и скрытое  эмоциональное отвержение, когда  мать или отец даже сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном  или дочерью, и искренне возмущаются, если им указывают на это. Разумом и волей они подавляют эти эмоции как недостойные и даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы и внимания. Однако ребенок постоянно чувствует свою отверженность.

При эпилептоидной акцентуации характера подростки борются за свою самостоятельность, свободу и имущественные права. Истероидные подростки демонстрируют свою детскую реакцию оппозиции в виде показного интереса к алкоголю, самооговорам, распутству и суицидальному поведению. Шизоиды, естественно, прореагируют уходом в себя, возведя духовную стену между собой и семьей. Лабильные подростки уходят в компании, сенситивные могут дать психопатическое развитие личности.

Жестокость может проявляться  в виде суровой расправы за мелкие проступки либо в том, что на детях просто «срывают зло». В таких семьях царит душевное безразличие друг к другу, и каждый заботится только о самом себе, может рассчитывать только на самого себя, не ожидая поддержки или участия от других. Аналогичная система взаимоотношений может культивироваться и в закрытых учреждениях для подростков.

Каждый может найти у себя, своих близких и знакомых много  перечисленных выше особенностей. Это  не означает, что у всех есть патология, но какие-то элементы отклонений эмоциональных  реакций могут быть у всякого практически здорового человека. Если они достаточно выражены, мешают вам, и вы хотите что-то изменить в вашем характере и жизни, попытайтесь сами справиться с проблемами. Но если у вас есть сложные волнующие вас проблемы в отношениях с детьми или супругом, мешающие вам жить, не откладывайте их решение в долгий ящик и обращайтесь за помощью к психологам и психотерапевтам.

 

Рекомендуемая литература

1. Абрамова А. Г., Жезятко Л.  Г. О некоторых формах девиантного  поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973. С. 211-215.

2. Байярд Роберт Т. и Джин. Ваш беспокойный подросток. М.,1991.

3. Бехтерев В. М. Психопатия (психонервная  раздражительная слабость) и ее  отношение к вопросу о вменении. Казань, 1886.

4. Бэндлер P., Гриндер Д., Сатир  В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

5. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика  // Избранные труды. М., 1964. С. 116-252.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.

7. Золотарев Ю.Г. Жить, не болея... С-Пб., 1996.

8. Карандашева Э.А. Фобический  синдром при неврозах: Дис... канд. психол. наук. Л., 1976.

9. Кербиков О. В. К учению  о динамике психопатий // Избранные  труды. М., 1971. С. 163-187.

10. Комментарий к Законодательству  Российской Федерации в области психиатрии / Под общей ред. министра здравоохранения РФ, д-ра мед. наук, проф. Т. Б. Дмитриевой. М., 1997.

11. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988,

12. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия  сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.

13. Леонгард К. Акцентуированные  личности. Пер. с нем. Киев, 1981.

14. Личко А. Е. Психопатии и  акцентуации характера у подростков. Л„ 1983.

15. Мясищев В.Н. Личность и  неврозы. Л., 1960.

16. Практическая психология для  менеджеров / Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1996.

17. Проблемы разрушительного поведения  // Региональная программа исследований  научно-технического потенциала  Санкт-Петербурга / ЦНИИРнЭ. С-Пб., 1992.

18. Психологическая помощь и  консультирование в практической  психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. С-Пб., 1998.

19. Раттер М. Помощь трудным  детям. М., 1987.

20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.

21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.  Семейная психотерапия. Л., 1989.

 


Информация о работе Семейное психологическое консультирование