Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

 

9. Развитие психологии  труда в России.

Возникновение на рубеже XIX—XX вв. психотехники нашло прямой отклик в научной России. Для отечественной психологии традиционно были характерны тесные связи с немецкой наукой. Большинство известных отечественных психологов учились психологии в Германии. Возникновение нового научного направления (психотехники) было активно поддержано в России. Однако исследования в области психологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопросами занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бехтерева. Развивая идеи «социальной наследственности», В.М. Бехтерев рассматривает проблемы деятельности и действий, психологических состояний в труде, личности и мотивации. Исследованием трудовой деятельности занимались и представители идеалистического направления. Г.В. Чепланов развивал энергетический подход к проблеме труда. Он определил основные задачи психотехники в России: Первым организатором и руководителем психотехнического направления в Советской России был И.Н. Шпильрейн (1891—1941). Профессор психологии И.Н. Шпильрейн получил психологическое образование в Германии, сотрудничал с В. Штерном. В своих работах он уделял основное внимание методологическому аспекту психотехники. Собственно организационное оформление психотехники в России приходится на 1921 г., когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лаборатории» под руководством А. Толчинского исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности, упражняемость двигательных функций.В1931 г. ежегодная Международная психотехническая конференция проводится в Москве, что явилось показателем высокого признания заслуг отечественных ученых в деле развития психотехники. К середине 30-х гг. XX в. психотехническое направление вошло в противоречие с господствующей идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и свободную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как винтика в государственной производственной системе. Она, по мнению руководителей партии, не имела право на существование. Однако к середине XX в. психотехническое направление и в мировой психологии потеряло свою популярность. Выделились более конкретные направления, оформилась как самостоятельная область психология труда. Исследования в большей степени стали концентрироваться в области психологии управления.Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х. В 1970-е гг. сформировались четыре направления, по которым осуществляли основные исследования трудовой деятельности: -психофизиологическое направление. Концентрирует изучение функциональных состояний в труде, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония; -инженерно-психологическое направление изучения вопросов «человек — машина». - эксплуатационное направление по исследованию надежности систем управления. -педагогическое направление. Объединяло работы по профессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации.1980-е гг. привели к окончательному статусному оформлению психологии труда. 1970—1990-е гг. ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. На сегодняшний день психология труда — это наука, решающая различные прикладные проблемы, например, отбора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров;

 

10 Психол-ая струк-ра  профес-ой деят-ти.

Согласно структурно-морфологической парадигме психол-го анализа деят-ти, основным структурным компонентом деят-ти явл-ся действие. Конкретный способ, которым выполняется действие наз-ся операцией. Они реализ-ся через движения. Различают 3 основных уровня организации деят-ти: 1.операции, 2.действие, 3.автономное действие. Согласно функционально-динамической парадигме психол-го анализа деят-ти исключается наличие какого-либо одного компонента. И предполагается сущест-ие нескольких психол-их компонентов: - мотивация, - целеобраз-ие, - информац-ая основа деят-ти, - антицитирование (прогнозирование) результатов деят-ти, - принятие решения, - планирование, - программирование, - контроль, - коррекция, - оперативный образ объекта деят-ти, - система индив-ых качеств субъекта, - совок-ть исполнительных действий.

 

11. Психол-ие механизмы  формир-ия деят-ти.

Действия – это относительно завершенный элемент деят-ти, направленный на достижение определенной промежуточной для деят-ти в целом и осознаваемой цели. Действия классифицир-ся: 1)по виду психол-ой деят-ти(перцептивные), 2)по степени осознанности, 3)по принадлежности виду деят-ти (игровые, трудовые), 4)по своим целям (ориентир-ые, теорет-ие и практические, исполнительские, корректир-ые). С точки зрения психол-го анализа деят-ти целостное действие имеет след-ую структуру: а) ориентировочная основа, б) исполнительская часть, в) контролирующий эталон. Исследования действий и операций предполагает выделение их психол-ой сущн-ти и механизмов. Одним из таких механизмов явл-ся механизм формир-ия навыков – это автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллек-ой или псих-ой задачи. Промежуточный этап овладения новым способом дейс-ия на основе знания, не достижимого уровня навыка наз-ют умением. Согласно Бернштейну в построении любого навка выделяют 2 периода: 1) построение навыка, вкл-ет след-ие фазы: а) установление ведущего уровня, б) определение двигат-го состава навыка, в) выявление адекватных сенсорных коррекции. 2) стабилизация навыка, вкл-ет след-ие фазы: а) срабатывание элементов навыка, б) стандартизация, в) стабилизация. С проблемой построения навыка тесно связана проблема научения – это устойчивое целесообразное изменение физич-ой и псих-ой деят-ти, которое возникает благодаря предшествующей деят-ти. Существует 2 вида научения: 1) ассоциативный, 2) интеллектуальный. Любой вид научения может выступать на рефлекторном или когнитивном уровне. 3 вида научения: а) наращивание, б) переструктурирование, в) настройка.

 

12. Понятия: "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "модель специалиста", "формула профессий"

Для современного психолога-практика и профконсультанта важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельного рассмотрения отдельных (особо интересных) профессий совместно с клиентом. В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК. В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).Е.М.Иванова выделяют следующие типы профессиограмм: Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала)Методические профессиограммы, которые служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.          5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи. В самом общем плане "модель специалиста" предполагает выделение: а) профессиограммы; б) профессионально-должностных требований (ПДТ); в) квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям). Причем, (б) и (в) - это то, что обычно отражается в должностных инструкциях..Кроме того, при построении "модели специалиста" выделяют: Модель реально действующего, "готового" специалиста, куда входят: а) модель деятельности специалиста (цели, задачи, действия, операции…); б) модель личности специалиста (традиционно личность определяется "личностными профилями", а фактически - системой ПВК).          2. Модель самой подготовки специалиста. Однако такие модели могут сильно варьироваться в зависимости от опыта обучающегося (или переобучающегося) специалиста, поэтому реальное построение таких моделей сильно осложнено. 

13. Методы и различные  схемы профессиографирования

Традиционно в психологии труда выделяют следующие основные методы профессиографирования :1.Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности. Среди организационных методов выделяются: -сравнительный метод -лонгитюдный метод ("срезовый")-комплексный подход, объединяющий различные междисциплинарные исследования. 2.Методы сбора эмпирических данных, среди которых выделяют: -изучение документации по данной профессии; -наблюдение за работой специалистов; -опрос специалистов (экспертный метод); -изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок; -трудовой метод (метод "включенного эксперимента", который называют иногда "методом Петра I"), -метод искусственной деавтоматизации. Суть метода - исследовать не столько сформированные - автоматизированные - навыки работника, сколько саму трудовую деятельность, которую осваивает обучающийся рабочий. -биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь данного профессионала (профессионалов) на основании опроса и изучения документации; -метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естественных факторов или влияния, специально организованного); -метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделить и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда. 3.Методы обработки эмпирических данных: -качественные методы анализа: экспертная оценка; -сравнительный анализ эмпирических -данных; анализ ошибок; -различные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы; -количественные методы анализа: статистический анализ; графический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений). 4.Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полученные результаты и выявить определенные закономерности трудового процесса. Среди этих методов условно выделяют: -структурно-системный анализ, который предполагает психологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические модели конкретной трудовой деятельности; -функционально-структурный анализ, предполагающий психологический анализ функциональной структуры трудовой деятельности Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. По Е.М. Ивановой, вся трудовая деятельность включает две основные составляющие: субъект труда и объект труда: 1.Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик: -объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы...); -социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности); -профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату); -операторная психологическая структура "отдельной" деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); -эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда). 2..Объект труда: -история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс - НТП, социально-экономический прогресс...); -социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда); -сама структура трудового процесса,

 

14.Уровни анализа трудовой  деятельности. Е.М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности: Нормативно-параметрический уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…).Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую..Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом) В.Д.Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа: Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость…Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции          Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект, оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов. Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.          3. Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е.А. Климов:          Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние - как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели")Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"