Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
55. Теоретико-методологические основы инженерной психологии
Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии". Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности. В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.П редмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии: 1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (все-таки уточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.Основными методологическими принципами инженерной психологии: -принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда); -принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует); -принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства); -принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ); -принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками). Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии - по А.А. Крылову: 1. Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой концепции, на первом этапе в основном было использование опыта других наук "для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда.2. Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции (по В.П. Зинченко, Д.Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу "дистанционно"… 3. Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции - определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. 4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Например, Г.М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора. В основе - составление и анализ алгоритмов рабочих процессов.
Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:
1. Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ (главное - не синтез изолированных исследований, а "синтез нового" знания).
2. Эмпирические способы получения нового знания: психофизиологические методы (исследования или испытания): исследование - раскрывают механизмы и закономерности; испытания - выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины; -физиологические методы (определяют затраты организма, "психофизиологическую цену" успешности в труде); -наблюдение и самонаблюдение; -эксперимент (лабораторный, производственный, "формирующий"); -диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью...); -приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий...); -метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование…) - это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.
3. Приемы
обработки данных (количественные и качественные);
математические способы (статистическая
обработка, определение зависимостей
и соотношений); разновидность математических
методов - имитационные (моделирование
с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов
и труда в целом). 4. Способы
интерпретации данных - в контексте
целостного, системного подхода.Поскольку
метод моделирования является наиболее
специфичным для инженерной психологии,
есть смысл рассмотреть его более подробно.
Как уже отмечалось, необходимость учета
специфики взаимодействия человека с
техникой (дистантность работы с объектом
управления, работа с образными моделями
и др.) определяет и специфичность методов.
Это - методы моделирования деятельности
оператора в системе "человек - машина".
Как отмечает Б.А. Смирнов, сущность метода
моделирования - "изучение деятельности
и построение на основе этого изучения
психологической, математической или
статистической модели". Б.А. Смирнов
выделяет следующие виды моделирования
деятельности оператора: 1. Психологическое
моделирование - это замещение реальной
деятельности некоторой ее модификацией
(через имитаторы, макеты, испытательные
стенды). Выделяется два основных вида
психологического моделирования: а) внешнее
воспроизведение, имитация деятельности
и рабочего места оператора; б) воспроизведение
характерных сторон деятельности без
внешнего сходства 2. Математическое
моделирование - исследование деятельности
с помощью математических моделей (через
формулы, неравенства, закономерности),
когда такая модель ставится в соответствие
реальному процессу труда. 3. Статистическое
(имитационное) моделирование - имитация
деятельности оператора при помощи ЭВМ
(с учетом воздействия и просчета различных
факторов, включая и прогнозирование случайных
факторов).
Значимость
разных методов моделирования на разных
этапах проектирования СЧМ:
-на первых этапах - преимущество за методами математического и статистического моделирования; -на более поздних - за психологическим моделированием; -на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).
57. Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ
Разными авторами предлагается общее представление о системе "человек - машина" (СЧМ). Система (в общей теории систем) - это "комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи". Система нередко рассматривается как некий "организм", состоящий из отдельных органов. Интересно, что еще Н.А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом - единая задача, общая цель строит систему.Выделяются различные критерии классификации СЧМ:А. По степени участия в работе системы человека: 1) автоматические (работающие практически без человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств). Б. По целевому назначению: 1) управляющие (основная задача - управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения - ТСО); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделирующие установки, макеты). В. По характеристике "человеческого звена" ("человеческого фактора"): 1) моносистемы (1 человек - например, пилот или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются: "паритетные" (когда все операторы работают "на равных") и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов). Г. По типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система "водитель - автомобиль"); 2) частичного, стохастического (например: система "оператор - компьютер, ЭВМ", "наладчик - станок с ЧПУ"); 3) эпизодическое взаимодействие.Д. По типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы - инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до "человек - человек - машина" - это как некая иерархия более простых систем).Традиционно выделяются следующие показатели качества систем "человек - машина" (СЧМ). 1. Важнейшей характеристикой СЧМ является ее "эргономичность". В целом эргономичность СЧМ предполагает: а) управляемость системы (социально-психологические и психологические характеристики; возможность контролировать систему); б) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора); в) освояемость (соответствие системы антропометрическим характеристикам оператора); г) обитаемость (соответствие гигиеническим требованиям).
2. Основные показатели работы
систем "человек - машина": -быстродействие
(определяется временем
3. Классификация основных
условий (элементов), определяющих эффективность
труда: 1) Санитарно-гигиенические
условия: освещенность (естественная,
искусственная); вредные вещества (пары,
газы, аэрозоли); микроклимат (температура,
влажность, скорость движения воздуха);
механические колебания (вибрации, шум,
ультразвук); излучения (инфракрасное,
ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное,
волны радиочастот); атмосферное давление
(повышенное, пониженное); профессиональные
инфекции и биологические агенты (микроорганизмы,
профессиональные инфекции, макроорганизмы
- растения, животные...). 2) Психофизилогические
("трудовые") элементы: физическая
нагрузка (энергозатраты - в ккал/час; грузооборот
за смену - в КГМ); рабочая поза; нервно-психическая
нагрузка; монотонность трудового процесса;
режим труда и отдыха (внутрисменный, суточный,
недельный, годовой); травмоопасность.
3) Эстетические элементы: гармоничность
светоцветовой композиции; гармоничность
звуковой среды; ароматичность запахов;
композиционная согласованность природного
пейзажа; композиционная целостность
интерьеров рабочих помещений; композиционная
согласованность компонентов технологического
оборудования; композиционная согласованность
компонентов дополняющих объектов (объектов,
не несущих функциональной нагрузки; временных
объектов); гармоничность рабочих поз
и трудовых движений; 4) Социально-психологические
элементы: сплоченность коллектива; характер
межгрупповых отношений в коллективе
(лидерство, производственные конфликты);
внепрофессиональные факторы (бытовые
условия, семейные отношения).
Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание). Сами операторы подразделяются на следующие основные группы: -операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции); -операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии);
-операторы-наблюдатели, контролеры (различные
диспетчеры транспортных
Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях: 1) С развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять. 2) Развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов - необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией 3) Увеличиваются скорость и сложность производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п.4) Постоянно изменяются условия труда (часто это ведет к уменьшению двигательной активности). 5) Повышается степень автоматизации производственных процессов - требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях.
Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные режимы
работы оператора 1) Нормальные условия
(оператор просто следит за работой автоматики,
не вмешиваясь в технологический процесс). 2)
Аварийные ситуации (оператор работает
в полуавтоматизированном или механизированном
режимах; многое зависит от точности его
сенсомоторных действий и умения оценивать
ситуацию).3) Технологический процесс еще
идет в заданных пределах, но уже приближается
к своим границам (задача оператора - удержать
процесс в требуемых технологией параметрах,
т.е. задача - стабилизировать управляемый
процесс). 4) Оператор строит режим работы
установки самостоятельно, но на новой
основе (задача - расширение возможностей
эксплуатационной системы, экономия материальной
части, энергии и собственных сил).
Общая схема (и основные
этапы работы) деятельности оператора
СЧМ выглядит следующим образом: 1.
Прием, восприятие поступающей информации,
где выполняются следующие основные действия:
обнаружение сигнала; выделение наиболее
важных сигналов; расшифровка и декодирование
информации; построение предварительного
образа ситуации.2. Оценка и переработка
информации (в основе - сопоставление заданных
и текущих режимов работы СЧМ), предполагают
выполнение следующих действий: запоминание
информации; извлечение из памяти нормативных
информационных образцов; декодирование
информации. 3. Принятие решения (во многом
зависит от имеющихся альтернатив - от
"энтропии множества решений"). При
этом важную роль играет выделение оператором
критерия правильного решения (критерия
выбора одной из альтернатив), соответствующего
представлениям оператора о цели и результате
своей работы.4. Реализация принятого решения,
которая во многом зависит от готовности
оператора быстро, на уровне автоматизма
выполнять сложные действия в экстремальных
условиях. Для поддержания такой (автоматизированной)
готовности важную роль играют специальные
занятия на тренажерах, где моделируются
различные экстремальные ситуации.5. Проверка
решения и его коррекция.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"