Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

42. Причины возникновения  и развития профориентации в  России.

Обычно называют следующие причины появления первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города в поисках работы и лучшей жизни, проблема самого поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее "подходящих" людей уже со стороны работодателей. Но все это причины - социально-экономические.Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Сама проблема свободы создает для людей значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свой выбор. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто порождает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то на этой основе и возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные выборы. Остается теперь проверить, насколько удачно выбран нами критерий появления проблемы профессионального самоопределения, связанный со свободой выбора, и лучше это сделать на примере нашей страны.Для проверки нашего критерия - свободы выбора - можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в данном обществе реальной свободы, тем в большей степени в этом обществе развита профориентация.Первая служба по "приисканию" работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Уже в известном "Кающемся энциклопедисте" (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичных варианта выбора: согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); -случайный, необдуманный выбор; -выбор по призванию; -выбор по расчету. Уже в дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях. Как известно, революции на пустом месте не случаются… Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод профориентации в России еще не было, но социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для этого вызревали.В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К. Крупская.В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория Профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга.В 1928 г. организуются Бюро по Профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 г. - в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 гг. - открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентции. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась.Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики  Таким образом, в период хрущевской "оттепели", т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране - явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.  В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. В результате ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать. Правда, уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи.Вместе с окончанием "эпохи Ельцина" появились новые надежды на возрождение отечественной профориентации. К 2000 г. в некоторых городах стали активнее проводиться конференции по проблемам развития школьной профориентационной службы и подготовке молодежи к самоопределению в условиях переходного периода.

 

 

43.Житейские и  философские представления о труде

Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим образом. Многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и с радостью, и с невозможностью для себя оказаться без дела…В сознании многих людей представления о труде меняются в ходе жизни. У начинающих трудиться - много радостных ожиданий и иллюзий по отношению к труду, хотя у кого-то это перемешивается с чувством страха перед трудовой самостоятельной жизнью. Позже для многих наступает некоторое разочарование и скепсис по отношению к труду. В зрелом возрасте у кого-то постепенно формируется интерес и устойчивая склонность к "своему" делу (человек "втягивается" в свою работу). Перед пенсией и после выхода на пенсию у многих людей отношение к труду чаще положительное (вспоминают чаще "только хорошее"), а значительная часть пенсионеров переживают из-за своей бездеятельности…Особый интерес представляют философские представления о труде. Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие "труд" в более широком, философском контексте, поскольку труд - это явление общекультурное, более того, - это явление, прежде всего, этическое. В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя". В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как "целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей".Крайне важны для нас взгляды на природу труда К. Маркса, положившие основу не только современному пониманию трудовой деятельности, но и ставшие во многом основой для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более широком плане .Интересную попытку связать подобные рассуждения К. Маркса и Ф. Энгельса с психологическим пониманием труда сделал Э. Фромм. Говоря об "отчужденном характере", Э. Фромм определяет его как потерю человеком идентичности, как разъединение (отчуждение) человека и дела, которым он занимается, в результате чего "утрачивается ценность самого труда" и на первое место выходит ценность "продажи своего труда". В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в "товар" на "рынке труда и услуг"...Перспективным здесь представляется выделение такого понятия, как "чувство (или ощущение) собственной значимости", которое возникает у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, в частности, в результате успешного труда. Только успешно создавая что-то, человек осознает себя в качестве настоящего субъекта, а также осознает улучшение самого себя, ведь известно, что, улучшая окружающий мир, мы улучшаем и себя в этом мире. Еще К. Маркс говорил, что "главным результатом труда являются не производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях".Причем, как и у К. Маркса, так и у Э. Фромма возможны, к сожалению, случаи, когда человек отчуждается от своего труда. Так же и при нашем рассмотрении человек отчуждается от полагающемуся ему за труд чувства собственной значимости, гордости за успешно выполненную работу. Даже тогда, когда у человека несправедливо забирают большую часть заработанного им, его, прежде всего, лишают возможности ощущать себя подлинным субъектом, хозяином своего труда, лишают гордости и радости за свой труд.И тогда получается, что тот, кто честно и эффективно трудится, не всегда радуется этому, а тот, кто научился дорого продавать свой менее качественный труд, или научился несправедливо перераспределять ("оттягивать") чувство собственной значимости у других людей с помощью различных коммуникативных игр и приемов, тот и ощущает себя намного лучше ("элитнее").Эти размышления близки пониманию "первичного блага", выделенного философом и социологом Дж. Ролзом в его известной книге "Теория справедливости". По Дж. Ролзу, само "первичное благо" - это, прежде всего, "чувство собственного достоинства". Само чувство собственного достоинства  включает два основных аспекта. Во-первых, оно включает "ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации". Во-вторых, самоуважение включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения.Именно в обществе человек превращается из "отдельно взятого индивида" в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что "поздний" А. Адлер называл "чувством сопричастности с обществом" и к чему призывал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше - Культуры), не только не "теряет" своего достоинства в неизбежных уступках интересам других людей, но возвышает его. В данном случае можно говорить, что достоинство проходит настоящую проверку - проверку значимости цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя Личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обществу в целом.Заметим, что сам разнообразный профессиональный труд во многом предполагает определенное неравенство (и по вкладу в общественную "копилку", и по заработку за эти вклады), и уже от самого человека зависит, какой именно труд (а соответственно, и положение в обществе) он для себя выберет. Еще Платон, рассуждая о справедливости, писал, что "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое".  Таким образом, именно выход на смысловую составляющую труда позволит в перспективе значительно расширить возможности собственно психологического анализа профессионального труда.

44. Психологическое понимание  труда и профессии.Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. Е.А. Климов выделил следующие основные "предрассудки" о труде и психике .1. Идеал "легкого труда".  2. Наивный антиэнтропизм, проявляющийся в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явления в простые (и даже примитивные) схемы. 3. Душеведческая "слепота" проявляется в неспособности "со-переживать и со-веселиться другому человеку" (по А.Н. Радищеву). 4. Презумпция превосходства "ученого" над "практиком" проявляется в том, что те, кто считают себя "учеными", начинают учить "практиков". Хотя так называемые "практики" часто имеют гораздо больший (и даже более обобщенный) опыт решения тех или иных человеческих проблем. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Как уже отмечалось, подходы К. Маркса и Ф. Энгельса, по сути, и легли в основу разработки деятельностных теорий в отечественной психологии советского периода. В частности, А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. Им была выдвинута гипотеза о том, что сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства", "вне зависимости от отношения к ней субъекта", а главным толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда". При этом сам коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим:1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны. 2. Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный результат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую единицу - отдельное трудовое действие. 3. В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия.4. Наконец, для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык...

На основании представлений К. Маркса о специфичности труда человека, В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности: -предметно-действенный (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); -физиологический (как "функции человеческого организма"); -психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.). При этом отмечается, что "в психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль" Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда: -образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение...); -образ субъекта труда (актуальный "образ Я"; обобщенный "Я-образ" - представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества...); -образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение...). Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия.1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни     2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности.  4. Профессия как исторически развивающаяся система.    5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Можно выделить следующие основные характеристики профессии: -это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда); -это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия "полезности" не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого - меньше. Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фраза: "меня на должность поставили" нередко и переводится так, что "из меня начальника сделали"). Иногда должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу: "место работы и должность"). 

45.ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ - ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ  И ПРАКТИКИ

Становление и институциональное оформление отечественной психологии профессий как самостоятельной отрасли прикладной психологии обусловлено политическими, экономическими и научно-исследовательскими предпосылками. Кратко рассмотрим их.   1. В условиях тоталитарного общества игнорировались индивидуальные особенности человека. Главным было выполнение социального заказа на подготовку работников, необходимых для решения производственных задач.2. Экономическая ситуация до перехода к рыночным отношениям характеризовалась стабильностью и гарантировала минимум социальных благ. Вся система жизнеобеспечения была направлена на закрепление профессионального и квалификационного положения работника в сфере производства на определенном предприятии.  3. Исследование многоаспектных проблем взаимодействия личности с профессией велось отечественной психологией. В основном эти проблемы изучались психологией труда, педагогической и возрастной психологией, инженерной психологией.  Таким образом, к началу 1990-х гг. политические, экономические и научные предпосылки обусловили возможность и необходимость оформления новой отрасли отечественной прикладной психологии — психологии профессий.   В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:  1. Возникновение в конце XIX в. психотехники как направления в психологии, решающего психологические проблемы научной организации труда. Основными задачами исследования психотехники являлись рационализация трудовых приемов и условий труда, снижение аварийности и травматизма, совершенствование производственного обучения1.   2. Развитие в начале XX в. самостоятельной научной отрасли — психологии труда (С.Г.Геллерштейн, А.К.Гастев и др.). 2. Выделение в 70-х гг. нашего столетия в психологии труда и индустриальной психологии задач, направленных на решение проблем взаимозависимости человека и профессии. Предмет, задачи и методы профпсихологии  Предметом профпсихологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профпсихология — это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.   Объектом профпсихологии является взаимодействие личности и профессии.   Психология труда — область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда.   Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.  В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.  Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии.  В профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, кризисы профессионального развития. После нескольких лет выполнения одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» с профессией, перерастает нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций. Необходимы новые перспективы профессионального роста, а если человек не находит их, то наступает профессиональная стагнация, застой.   Актуальными для нашего общества становятся психологические проблемы, возникающие при уходе работника на пенсию. Изменение социально-экономических условий, новая социальная роль, иной режим жизнедеятельности, уменьшение поля социальных контактов порождают психологические трудности у пенсионеров. И конечно, они нуждаются в психологической поддержке и помощи.  Многоаспектные психологические феномены согласования личности и профессии традиционно исследовались психологией труда. Но целостной картины профессионального становления личности при этом не складывалось. Психология труда, возникшая на рубеже XX в., изучала различные виды профессиональной деятельности, требования деятельности к человеку, его психофизиологическим возможностям, морально-волевым качествам, необходимые профессиональные способности и навыки. Одной из важных задач психологии труда был анализ содержания, средств и условий труда. Большое значение придавалось профилактике режима труда и др. Однако в центре внимания исследователей стояли в основном исполнительские, операционные аспекты труда, его психофизиологические характеристики. Таким образом, психологические исследования трудовой деятельности не давали целостного представления о профессиональном становлении работников, формировании профессиональных намерений, причинах выбора или смены профессии, этапах трудовой карьеры, проблемах профессионализации и дезадаптации. 

46.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЛИЧНОСТИПроблема профессионального становления стала актуальной в начале XX в. До этого времени свободного выбора профессии не было. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней.Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А.Бодалева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Н.С.Пряжникова, С,Н,Чистяковой. Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж. Холланда. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:-профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;-ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;-процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности;-профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;-индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;-знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю. Понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось. Мы будем пронимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на  самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможностей реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении. Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть онтогенеза человека с начала формиров/ания профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность — это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.Профессия — социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.Специалист — это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности.Профессионал — работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью.  Концептуальным понятием является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное_согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда. (Л.М.Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:* адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;*модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"