Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
25. Проблема стресса и дистресса в труде
Выдающийся психофизиолог и философ основатель теории стрессов Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Комплекс физиологических реакций Селье назвал стрессом — напряжением, или общим адаптационным синдромом, представляющим собой трехфазную реакцию адаптации, состоящую из фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Стресс — это неспецифический ответ организма на любое воздействие — стрессор. Неспецифические требования, предъявляемые к воздействиям как таковым, — это и есть сущность стресса. Выделяют системный, или физический, стресс, отражающий, в основном, напряжение биологических систем (отравление, ушибы, воспаление), и психологический стресс — отражающий вовлечение в реакцию эмоциональной сферы. В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма, это нормальное состояние для человека. Дело в его выраженности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Практически, современный человек постоянно находится в состоянии стресса. Выделяют шесть основных симптомов хронического стресса: бессонница, мышечные боли в груди, кашель (покашливание «для очистки горла»), сексуальная неудовлетворенность, эмоциональный дисбаланс (перепады настроения). Частыми проявлениями стресса бывают хроническая усталость и избыточный вес. Профилактика психологического стресса может идти по следующим направлениям. Выяснение природы, причин стрессового состояния. Выявление стресс-факторов и выработка условий, позволяющих их контролировать или нейтрализовать. Использование различных способов релаксации: психологическая, мышечная, дыхательная, саморегуляция, аутотренинг. Применение физических нагрузок: бег трусцой, ходьба и другие виды активности в аэробном режиме. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «...всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление». Дистресс – дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний.Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) :информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п. Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:в зависимости от частоты и силы проявления кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;в зависимости от направленности стрессовой агрессии — на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций. В основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».
Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:раздражительность в деловом общении, причины — привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека Главная проблема — человек не всегда осознает собственную агрессивность (для него все это «нормальное явление», хотя сам же он и страдает).Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить».
26. Принципы и методы диаг-ки и коррекции функц-ых состояний чел-ка в труде.
Психодиагностика функциональных состояний проводится на основе принципа:• системности, т. е. следует рассматривать состояние как функциональную систему, определяемую в каждый момент как состояние различных подсистем, обеспечивающих реализацию данной деятельности;комплексности. Под этим подразумевается необходимость разработки психодиагностического комплекса, включающего регистрацию показателей разного уровня анализа: психологического, психофизиологического, деятельностного;деятельной отнесенности, или включенности. Это предполагает включение в диагностический комплекс в качестве определяющих параметров показателей деятельности;динамичности, т. е. динамический анализ, позволяющий контролировать наличие детерминант исследуемых состояний, моментов их проявления на разных уровнях и последствий в развитии состояний; целостности. Означает, что психодиагностика ФС не должна нарушать целостности выполняемой человеком деятельности, особенно в реальных условиях, не прерывать ее, не переключать человека на другую деятельность, что может в реальных условиях вызвать ошибки и даже срыв деятельности; объективности. Предполагает, что психодиагностика ФС не должна зависеть от квалификации экспериментатора или эксперта и должна иметь однозначную интерпретацию, быть статистически достоверной;достоверности. Является существенным для ситуаций,когда высока цена ошибки человека, когда оценка готовности человека к деятельности должна быть проверена в очень короткие сроки, в реальном режиме времени; прогностичности, позволяющий на основе проведенной психодиагностики текущего наличного состояния предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека; выделения системообразующего фактора исследуемого континуума состояний. Позволяет направленно создавать психодиагностический комплекс; валидности. Предполагает выделение области применения психодиагностической процедуры, разработку индивидуальных норм для различных групп. Выделяют две группы критериев, с помощью которых оценивают состояние субъекта: физиологические и психологические показатели.Значение физиологических методов состоит в том, что они дают возможность,- во-первых, объективной диагностики состояния, обеспечивают возможность соотнесения психологических явлений с органической основой; во-вторых, количественно оценить наблюдаемые сдвиги в функционировании той или иной системы. В психологических методах исследования выделяют два направления: методики субъективной диагностики, среди которых — методы субъективного шкалирования и опросники; и методы психометрического тестирования. Преимущества опросников — хорошо разработанная симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобства обработки. Недостатки — отсутствие количественной оценки выраженности состояния. Обычно опросник рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, утомление, монотония), т. е. заранее предполагается наличие определенного состояния. Достоинства шкалирования состояния — в возможности получения количественной оценки признака. Недостатки данного метода состоят в трудности дифференцировки и анализа признаков, необходим определенный уровень обучения, культуры, интеллекта у исследуемого.
27.Сущность и структура производственного конфликта
Конфликт (от лат.— столкновение) рассматривается в разных науках. В психологии конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей — связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Существуют два
основных подхода к определению конфликта. Первый ориентирован на актуальные
действия, где у противоборствующих сторон
часто взаимоисключающие или несовместимые
ценности, что исключает соревнование,
конкуренцию и т. п. по обладанию этими
ценностями (поскольку ценности разные);
второй ориентирован на мотивы и действия,
где ценности могут и совпадать, но различаются
психологические состояния конфликтующих сторон (конфликт идей, ценностей,
установок, мотивов и т. п.).Различными авторами формулируются основные функции
и возможные результаты конфликта.
При этом главная функция
конфликта — выявление проблем и
противоречий в жизнедеятельности социального
субъекта, определенной психологической
системы (человека, группы, организации,
общества), а также определение путей разрешения
этих противоречий и развития данного
социального субъекта (психологической
системы).В целом можно перечислить следующие
функции:сигнальная функция характеризует
конфликт как показатель определенного состояния общества
(что-то в системе расстроилось и нуждается в преобразованиях);информационна
28.Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей
Причинам возникновения конфликтных отношений особое внимание
уделяют многие авторы. Например, В. Р. Дольник считает, что в основе человеческих
конфликтов лежат биологические программы,
направленные на стремление выжить в схватке за
существование (соревнование особи с враждебным
миром, с представителями других видов,
с сородичами). Дж. Ролз главную причину
конфликтов в человеческом обществе связывает
с нарушением норм социальной справедливости
и как следствие — ущемленное чувство собственного
достоинства. При этом сама справедливость
— это соответствие между вкладом человека
в решение каких-то вопросов и получаемыми
за это благами (моральными или материальными).
Данное «соответствие» определяется уровнем
развития конкретного общества, группы
или отдельного индивида. Исходя из этого
часто конфликт порождается либо нарушением
существующих и общепринятых норм справедливости,
либо столкновением разных представлений
о нормах справедливости.С. Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации
вступающих во взаимодействие людей (различие
потребностей); идеологические причины;
причины экономического и социального
порядка; противоречия между элементами
социальной структуры (например, когда
цели и задачи разных уровней организации
или управления обществом не соответствуют
друг другу).Перечисляются также и более конкретные
причины конфликтов:социально-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"