Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

48. Профессиональное самоопределение  личности.

Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Наиболее популярная на сегодняшний день в России типология профессионального и личностного самоопределения предложена Е.А.Климовым. Он выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предметом труда: 1) человек — природа; 2) человек — техника; 3) человек — знаковые системы; 4) человек — человек; 5) человек — художественный образ.Профконсультант может подобрать наиболее адекватную ситуации типологию либо специально разработать новую типологию, либо поискать какую-то универсальную типологию, адекватную разным культурно-историческим ситуациям.Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета. В ходе обучения могут возникнуть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики, различных спецкурсов и т.п. По окончании — выбор места работы. Таким образом, вся карьера — это чередующиеся выборы.Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя, конечно, лучше поменьше делать неудачных выборов.Профессиональный план — это четкая последовательность действий по достижению конкретных целей: можно спланировать по конкретным дням и часам посещение «дней открытых дверей», встречу с профконсультантом. Профессиональная перспектива более обобщенна, она обычно бывает ориентирована на отдаленное будущее, поэтому — менее конкретна. Профессиональная перспектива обычно более оптимистична (само слово — «перспектива» содержит в себе что-то хорошее, желательное). И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения'. 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента: 4) помощь в выборе, в принятии решения.Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается вместо клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является субъектом выбора); 2) проблема решается имеете (совместно) с клиентом — диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенно у клиента формируется готовность самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).Для того чтобы выйти на третий уровень помощи надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один присест» — это профанация).Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции», по В.Франклу).

 

 

 

47.Методы исследования психологии профессий. -неправильный

Сущность любой методики - расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие "эффективно работающие" методики. Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи.  1.Информационно-справочные, просветительские методы:

*профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий); *справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); *информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); *профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена); *экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов); *познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

2.Методы профессиональной  психодиагностики (в идеале - помощь  в самопознании): -беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); -открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование); -опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии); -опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; -"личностные" опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя "просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни,  когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); -проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

-методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога - по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.); -сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение "стукачей" и доносчиков); -психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности); -"профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе по типу "F-теста" японского профессора Фукуямы, что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение "заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;

-использование различных  игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с "испытательным сроком"); -использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия. 3.Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

группы общения своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали "Клубы ищущих работу" и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы; тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах); сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;

"пламенные" публичные  выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов; профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать); различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем; "праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не "торжественное заорганизованное мероприятие"). 4.Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив; использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

49. Психолог. сопровождение  профессионального становления  личности.Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка.Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отражен-ным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления. Важное значение в детерминации профессионального становления личности имеет характер профессионального труда. Монотонный, однообразный, алгоритм способствует профессиональному развитию работника лишь на стадиях профессиональной подготовки и адаптации. В дальнейшем наступает профессиональная стагнация. Раэнообразный, неалгоритмизированный труд предоставляет большие возможности для профессионального развития специалиста и становления профессионала.Исследование закономерностей профессионального становления в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, производящим началом признаются объективные обстоятельства — социально-экономические условия, а следствием отражения этих воздействий — изменения в субъектах.Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.А.В.Брушлинский, специально проанализировавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия1. Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.

  1. Влияние рассмотренных факторов на сценарий (траекторию и темп)профессионального становления личности зависит от возраста, пола и стадий становления. Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадии становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из трех основных вариантов становления имеет разнообразные версии. В заключение следует подчеркнуть, что решающее значение в профессиональном становлении личности принадлежит ее профессиональной активности. 

 

50."Акмеологический подход" в исследовании развития профессионала

Само слово "акме" происходит от древнегреческого "akmy" - "вершина, высшая точка чего-либо". Интересно, что древнегреческие доксографы, составлявшие жизнеописания своих великих соотечественников, часто указывали не даты их рождения и смерти, а то время, когда они являли себя миру в наивысшем расцвете своей мудрости и величия.Понятие "акмеология" впервые предложил в 1928 г. Н.А. Рыбников для обозначения особого раздела психологии - психологии зрелости, или взрослости. Б.Г. Ананьев в книге "Человек как предмет познания" (1968) определил место акмеологии в системе наук о человеке и поставил ее в ряд: "педагогика - акмеология - геронтология". При этом Б.Г. Ананьев указал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации: хорошо исследована "периферия" онтогенеза (детство и старость), а вот время основного расцвета личности исследовано сравнительно плохо.Ниже мы приводим некоторые интересные рассуждениия об акмеологии А.А. Бодалева, представленные в его книге "Вершина в развитии взрослого человека" (1998).Акмеология - это многомерное состояние человека, что требует исследования данного явления с позиций разных наук.

Основные задачи акмеологии: *выявление сходного и различного у разных людей, добившихся выдающихся успехов; *выяснение характеристик (качеств), которые должны быть сформированы у человека на разных этапах его развития и которые могут привести его к успеху; *исследование механизмов и факторов, воздействующих на развитие человека и приводящих его к успеху; *освещение феноменологии "акме" (описание его проявлений); *специальное исследование именно профессиональных достижений в зрелом возрасте; *изучение труда профессионалов экстракласса (выделение общего и специфичного для разных профессий); *связь профессиональных достижений с внепрофессиональной деятельностью; *исследование способности человека накапливать разносторонний опыт и "аккумулировать" его в конкретной деятельности; *изучение высших достижений в условиях работы в коллективе; *создание методического инструментария для исследования "акме" как отдельного человека, так и трудовых коллективов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"