Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
Таким образом, главная
задача акмеологии - "через проведение
комплексных разработок предложить…
предельно технологичные стратегию и
тактику организации и практического
осуществления процесса перевода начинающего
свою самостоятельную деятельность специалиста
на все более высокие уровни профессионализма В
последнее время появляется все больше попыток
"технологизировать" подготовку
человека к "акме". Интересен
в этом плане пример такой работы, написанной
А.П. Ситниковым и символично названной
им "Акмеологический тренинг: теория.
Методика. Психотехнологии". Автор отмечает,
что главная
цель акмеологического тренинга -
"коррекция и совершенствование целостного
профессионального мастерства" (речь
не идет о "воспитании личности" и
"всей системы профессионального образования
и обучения"). Основные
критерии и показатели эффективности
- по А.П. Ситникову (заметим, что речь
идет об "эффективности", а не о развитии
личности в труде. - Н.П.): повышение
уровня владения профессиональными умениями
и навыками; совершенствование стиля профессиональной
деятельности, увеличение "степеней
свободы" субъекта профессиональной
деятельности; совершенствование смысловой
сферы личности профессионала. Все это
лишний раз свидетельствует о том, что
самые важные и интересные проблемы личностного
развития человека в труде еще требуют
специальной проработки и рассмотрения. Без такого
внимания к ценностно-смысловой сфере
вообще невозможно понять, как формируется
субъект труда и какую роль играет профессиональный
труд в жизни человека.
53. Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой
В самом упрощенном варианте
профконсультант может рассматриваться
как "посредник" между подростком
и миром профессий. Но самоопределяющегося
подростка собственно профессия часто волнует лишь
как средство для нахождения своего места
в обществе построения жизненного успеха.
Поэтому профконсультант
реально выступает посредником между
подростком и социумом, а также между подростком
и более конкретными социальными институтами. Например,
профконсультант может быть "посредником"
между человеком и конкретной организацией,
(предприятием, фирмой или учебным заведением).
В этом случае психолог помогает человеку
найти свое место в данной организации,
но часто при этом он соблюдает интересы
этой организации в ущерб интересам самоопределяющейся
личности, т.к. организация платит психологу
деньги, рассчитывая в перспективе получить
от данного кандидата на работу высокую
прибыль или реализовать какой-то иной
свой интерес, часто отличающийся от интересов
развития личности данного человека, ведь
известно, что даже в вузах стремление
к высоким показателям успеваемости (или
"качества знаний") нередко достигается
за счет ограничения возможностей личностного
развития обучающихся. В другом случае
профконсультант может выступать "посредником"
между человеком и определенной социально-профессиональной
группой. Например, это может быть
просто "подыгрывание" школьникам,
ориентирующимся на "модные" и "престижные"
для данного момента профессии и профориентация
именно на эти профессии. Здесь также происходит
не столько выбор данной профессии, сколько
ориентация на образ жизни данных профессионалов.
В каких-то случаях профконсультант может
выступать "посредником"
между человеком и конкретной государственно-
Целесообразно рассмотреть этот вопрос в нескольких направлениях:1. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта 2. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала 3. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика 1. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта
Сама идея "модели специалиста", тем более применительно к такой творческой и сложной профессии как психолог вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в "модель" все характеристики профессиональной деятельности, а также невозможно выделить общепризнанный, стандартно-образцовый "профиль личностных и профессиональных качеств специалиста", под который можно было бы "подгонять" будущих психологов. Скорее всего, такой профиль должен включать качества типа "доброта", "умение общаться", "любовь к людям (или к детям)", "порядочность" и т.п. Но, как известно, некоторые (если не многие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером и были далеки от образца "внешней благодетели и пристойности", являя собой лишь пример внутренней порядочности и научной добросовестности.При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты:1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества.3. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система адаптированных и новых профессионально важных качеств. Такую систему качеств В.С. Мерлин называл "симптомокомплексом".
Можно также выделить основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога:На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, т.е. научиться работать так, "как положено". Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач. На втором этапе уже более опытный специалист (научившийся выполнять отдельные задания и даже освоивший определенные виды профессиональной деятельности в целом) может позволить себе некоторое отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. Самое главное при формировании индивидуального стиля труда - не спешить и всегда иметь обеспеченные "тылы" в виде освоенной ранее деятельности по нормативно-одобряемому образцу, гарантирующему успешное выполнение работы в случае неудачного экспериментирования при выработке новых способов деятельности.
Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с "пониманием", но и с "уважением". Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что "если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка" относится не только к возрастной психологии, но и к психологии становления профессионала.При этом кризисы имеют два основных возможных "исхода": 1) кризис может способствовать личностному развитию; 2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально "разъедают" человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально). Таким образом, главное - научиться вовремя выявлять кризисы и управлять ими. Сам кризис - это своеобразный "шанс" для человека стать лучше, а для профессионала - перейти на следующий этап своего развития. Для будущего психолога проблема заключается в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-психолога даже более важным результатом всего обучения на психологическом факультете, чем все знания и умения вместе взятые. Хотя формально результат обучения выражается в экзаменационных оценках, зачетах, в защищенных курсовых и дипломных работах, и мы с этим, конечно же, не спорим. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, мы можем условно выделить следующие этапы профессионального развития психологов:
1.Восторженно-романтический, когда до серьезных "разочарований" психолог еще просто не "дорос". 2.Этап самоутверждения, когда поскорее хочется "узнать что-нибудь этакое" или овладеть какой-нибудь "экзотической методикой". Тоже очень важный и необходимый этап - это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства. 3.Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности). 4.Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются "разочарованием в себе" и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. 5.Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, т.е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную "аллергию". 6.Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Выделенные этапы развития психолога-профессионала
в какой-то степени соотносятся с этапами
развития внутринаучной рефлексии: от
онтологизма, ориентированного на познание
объективной истины - к гносеологизму,
ориентированному на познание средств
познания - к методологизму, ориентированному
уже на производство (и даже "индустрию")
этих средств. Вероятно, есть что-то общее
в развитии конкретного профессионала
и в развитии конкретной науки (или научного
направления).
52. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта
Сама идея "модели специалиста", тем более применительно к такой творческой и сложной профессии как психолог вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в "модель" все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандартно-образцовый "профиль личностных и профессиональных качеств специалиста", под который можно было бы "подгонять" будущих психологов. Одной из наиболее острых проблем при составлении "модели специалиста" является проблема построения "модели личности специалиста". Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, вроде бы и получается "личностный профиль специалиста". При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты:1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества.3. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система адаптированных и новых профессионально важных качеств. Можно также выделить основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога:На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, т.е. научиться работать так, "как положено". Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач. На данном этапе возможно выделение следующих подэтапов: -общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник "в целом" уже знает (или представляет) как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может;
-освоение отдельных действий и операций, а также - отработка отдельных процедур, приемов и методик работы; -освоение деятельности в целом (по нормативно-одобряемому, "правильному" образцу). На втором этапе уже более опытный специалист (научившийся выполнять отдельные задания и даже освоивший определенные виды профессиональной деятельности в целом) может позволить себе некоторое отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы: -возникновение общей идеи работы по-новому, по-своему (хотя бы примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную задачу иначе, чем это делается обычно); -проба и освоение отдельных действий по-новому; -постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности. При рассмотрении вопроса, каким должен быть специалист по профессиональному самоопределению, можно обратиться к проблеме "имиджа" психолога-профконсультанта. Признаки, определяющие "имидж" "настоящего" профконсультанта. Многое зависит от того, что это за психолог: *если он всего лишь "делает деньги", то должен "нравиться" своей клиентуре (как, например, это делают многие "целители" и "психотерапевты"), для этого желательно уметь выглядеть "экстравагантным";
*если профконсультант
Главная проблема построения имиджа заключается в том, что сам профконсультант как бы "разрывается" между стремлением соответствовать некому профессиональному стереотипу (чтобы вызывать доверие у клиентов, чтобы нравиться начальству и застрявшим в своем развитии коллегам-психологам), а с другой стороны, профконсультант - это творческая профессия, предполагающая творчество не только в мыслях, но и в поведении. В любом случае, на первоначальных этапах профконсультирования лучше соответствовать имиджу "настоящего специалиста" (не разочаровывать клиентов), а уже на последующих этапах работы - стараться быть самим собой.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"