Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

3) циклоидный – циклически меняется настроение: от повышенного – в подавленность (из эйфории – в депрессию), в период повышенного настроения могут быть общительными,  в период пониженного – замкнутыми. Во время душевного подъема ведут себя как люди с гипертимичной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимичной. С ними очень тяжело находиться рядом.  Могут дома подстраиваться, а на работе кричать на всех и наоборот;

4) демонстративный – выраженное стремление быть в центре обстоятельств. Присуще хвастовство, слезы, обмороки, болезни, наряды – что угодно, лишь бы добиться своей цели, внимания любой ценой. Быстро забывает о своих неблаговидных поступках;

5) эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость. Глубоко переживают малейшие личные неприятности, очень чувствительны к замечаниям, неудачам (поэтому нельзя таких подростков ругать). Очень часто печальное настроение, всё пропускают через себя;

6) возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость. Льстивость и услужливость у него как маскировка (по Юнгу – маска). Он надевает маску и может быть льстивым и услужливым. Если выгодно, то приспосабливается к любому, кто даст выгоду. Может проявлять нецензурную брань, может быть дебоширом, скандалистом и очень активно участвовать в конфликтах;

7) застревающий – основной характеристикой данного типа является проявление ярких акцентуаций на эмоциональных, волевых и поведенческих проявлениях, застревает на своих обидах, занудлив, склонен к нравоучениям, к затяжным конфликтам, несговорчив, предъявляет непомерные требования к близким и подчиненным;

8) педантичный – занудлив, изнуряет окружающих своей аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) – всегда пониженное настроение, робость, неуверенность в себе, нерешительность,  долго переживает неудачи, постоянно сомневающийся, вследствие своей беззащитности часто бывают «козлами отпущения»;

10) экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, ярко выраженные эмоции, словоохотлив, очень влюбчивый.

11) интровертированный (шизоидный и аутический) – присуща малообщительость, замкнутость, погружение в себя, не сообщает о себе никакой информации, повышенная ранимость, всё переживает в себе, находятся в группе риска т.к. слабая нервная система;

12) экстровертированный (комфорный) – высокая общительность, высокая коммуникативная компетентность, несамостоятельность, неорганизованность, любит подчиняться, нет своего мнения, позиции, без стержня.

 

48 Особенности проявления акцентуаций характера

 

49 Способности как психическое свойство личности

В психологии чаще всего  встречается следующая классификация  уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности. Способности бывают специальные и общие.

Специальные (профессиональные) способности – это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности, н-р, математические, музыкальные, литературные и т.д.

Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности, н-р, интеллект, креативность (способность к творчеству), обучаемость.

Формирование способностей происходит на основе задатков.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности НС, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки могут передаваться по наследству. Любые задатки должны пройти огромный путь, прежде чем смогут развиться способности. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности, которые определяются окружающей средой и характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, н-р, задаток, как подвижная НС, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия и др. Но при неблагоприятных условиях имеющиеся задатки вообще могут остаться не воплощенными.

Одаренность – это уровень развития общих способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Признаки одаренности (только в  совокупности): мало спит; повышенное чувство справедливости; открытость; доброжелательность; тяга к словообразованию и новым словам; свойственен с раннего возраста «пугающий страх»; интеллектуальное развитие превышает нравственное.

Характерна ненависть  к шаблонам и индивидуальность во всем. На базе одаренности формируется талант.

Талант – это высокий уровень развития специальных способностей. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень  одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче. Гениальность – это девиация, это отклонение от нормы.

Человек может быть одаренным во всем, а талантливым только  в чем-то одном: в музыке, в литературе, в психологии.

 

50 Факторы формирования способностей

Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности; являются важной предпосылкой становления личности. Наибольший вклад в изучение развития способностей  внес известный отечественный ученый Теплов. В понятии способности, по мысли Теплова, заключены три идеи:

1) под способностями  понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями  называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие «способность»  не сводится к тем знаниям,  навыкам или умениям, которые  уже выработаны у данного человека.

Способности определяет средовый фактор:

1) мотив, интерес (н-р, хочу рисовать);

2) хорошее здоровье (н-р, рисовать нужно в течение длительного времени).

Нужно сформировать богатую  среду, огромную роль играет наследственный фактор.

 

51 Основные особенности одаренности

Одаренность – это уровень развития общих способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Признаки одаренности (только в  совокупности): мало спит; повышенное чувство справедливости; открытость; доброжелательность; тяга к словообразованию и новым словам; свойственен с раннего возраста «пугающий страх»; интеллектуальное развитие превышает нравственное.

Характерна ненависть  к шаблонам и индивидуальность во всем. На базе одаренности формируется талант.

 

52 Общая характеристика мотивационной сферы

Мотивационно-личностные аспекты деятельности

Потребность – исходная форма активности, носит познавательный характер.

Личностный  смысл – значимость предметов и явлений для человека; его необходимо актуализировать.

Мотив – (побудитель, движение, активность) побуждающее начало к деятельности, ее активность. Мотив – самая мощная движущая сила.

Эмоции – поддерживающий стимул мотива, помогает определить отношение к деятельности.

Всё перечисленное является конструктами мотивации. Физические и психические спады снижают мотивационную готовность.

Мотивация – психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности. 

Впервые термин «мотивация» был использован в философском трактате Шопенгауэра «4 принципа достаточной причины». В ней впервые он определил, что мотивация – это движущая сила к активной деятельности. Важен гомеостаз психической и физической активности, которая зависит от генотипических особенностей личности, т.е. от темперамента. Не только темперамент является движущей силой активности, но и пассионарность – активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели. У мотивации должна быть определенная направленность в деятельности.

Виды мотивов:

1) социальные мотивы определяются биологическими потребностями (Леонтьев);

2) мотивы учебной и трудовой деятельности (Мясищев);

3) профессиональные мотивы – проблема выбора профессии и профессиональной подготовки;

4) познавательные мотивы – необходимость выработки новых навыков для выхода на более высокий уровень деятельности.

 

53 Проблема мотивов и мотивации  в отечественной и зарубежной  психологии

Античность:

Стоики  (Зенон) – восприятие мотива через волю, умение распоряжаться своими эмоциями, желаниями. Вводят понятие своеволия. Свобода воли – соотношение философских и психологических категорий.

Декарт – связь мотива с эмоциями через ощущения. Только тот мотив является главным и понятным, который человек ощущает.

Бехтерев: мотив – это энергия, побуждающая к действию, которая заложена в мудрости самого тела. Речь идет об органике, физическом стимуле.

Павлов: мотив – это рефлекторная процедура; биологическая значимость мотива. Он впервые употребляет термин «подкрепление» (различные индивидуальные характеристики, удовольствие от деятенльности).

Абульханова-Славская: активность и мотив – одно и то же. Мотивы охватывают всю сферу социального взаимодействия личности; у мотивов существует своя иерархия.

Петражицкий («О мотивах человеческих поступков») – связь мотива с бессознательной активностью; посвящена тому, почему человек совершает те или иные поступки.

Лазурский и Узнадзе: основные мотивы лежат в свойствах личности (темпераменте, характере, способностях, направленности). Лазурский впервые вводит понятие «борьба мотивов».

Рубинштейн («Основы психологии») – мотивация и мотив связаны с волевыми действиями. Рассматривает мотивы в связи с конкретными видами деятельности, что явилось первым шагом в исследовании мотивации. Он начал рассматривать цель деятельности, т.е. конечный результат, который зависит от направленности мотива.

Леонтьев: мотивация осуществляется только через сознание (мотивы – это осознаваемое побуждение) и выступает в форме переживания и желания. Соотношение мотивов и потребностей – новая сфера (впервые вводит выражение) «мотивационно-потребностная сфера личности». По утверждению Леонтьева субъект рождается уже с наделенными потребностями. Предлагает 2 основные схемы:

1) потребность – деятельность  – потребность;

2) деятельность – потребность – деятельность (по мнению Леонтьева эта схема более верная).

Выделял социальные и  биологические потребности, считал, что биологические потребности  определяют социальные мотивы. Вводит понятие «личностный смысл деятельности». Формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы.

Мясищев: изучает мотивацию с позиции отношения личности к объекту деятельности. Исследовал мотивы учебной и трудовой деятельности.

Шадриков: связывает мотивацию с моделью психологической функциональной системой деятельности, показывая ее роль в профессиональной подготовке.

Бажович: мотивации учения. Совокупность мотивов и их направленность будет обуславливать учебную деятельность. Направленность – доминирующий мотив. Ее теория легла в основу педологии.

Ильин: динамические характеристики мотива, такие как сила и устойчивость. Классификация:

1) в зависимости от  различных видов потребностей (самоуважение, самоактуализация, стремление к  результату);

2) по принадлежности стимулов, вызывающих потребности;

3) социальные установки  и направленность личности (нравственность, эгоистичность)

4) по ведущему мотиватору (однозначные, многозначные);

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"