Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Бодрствование – состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. Активное состояние сознания, которое позволяет анализировать сигналы внешнего мира и реагировать на них.
8 Психологическая структура сознания
Леонтьев выделяет в
психологической структуре
1) чувственная ткань – это обобщённое наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается, она состоит из всплывающих в памяти воображаемых образов, или из актуально воспринимаемых образов, которые различаются по чувственному тону, модальности, степени ясности. Чувственная ткань своего рода толчок, позволяющий более активно развиваться познавательным функциям у человека. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания, как объект деятельности человека;
2) значение – это содержание общественного сознания, усваемого человеком. Значения могут быть предметные, вербальные (связанные со смыслом), операционные, житейские и научные;
3) смысл – это индивидуальное сознание, субъективное понимание и отношение к ситуации и информации;
4) биодинамическая ткань (Фабри, Шпет) – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия, (н-р, импульсивное поведение взрослых, развитие моторной сферы, активность обусловленная темпераментом).
9 Психология бессознательного
Сознание не единственный уровень, существует ещё и бессознательное, которое является глубинным пластом и всё содержание сознания сводится к бессознательному. Основоположник теории бессознательного – Фрейд, а термин первым ввёл Лейбниц в 16 в.
Бессознательное – это характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Группы бессознательных явлений:
1) ошибочные действия – это оговорки, описки (оговорки зачастую носят функцию прогноза);
2) непроизвольное забывание – забывание имён, обещаний, событий, предметов (что прямо или косвенно связано с неприятными воспоминаниями);
3) сновидения, грёзы, мечты – Фрейд хотел подчеркнуть при помощи сновидений психическую жизнь человека и очень тщательно анализировал сны. Он говорил, что очень важно обращать внимание на ощущения во время сновидений. Психика воспринимает действительность, это отражается в сновидениях.
Юнг пошёл дальше, чем Фрейд, он начал изучать коллективное бессознательное. И вместе с Фрейдом они выявили несколько составляющих бессознательного:
1) низшее бессознательное – примитивные потребности;
2) среднее бессознательное – опыт.
3) высшее бессознательное – проявляется в высших чувствах и способностях.
4) поле сознания – анализируемые чувства, мысли, суждения.
5) ясное осознавание – проявляется, как сознательная самость.
6) высшая самость – существует отдельно от сознания. Это высшая духовность, милосердие, совесть.
Среди современных техник самопомощи можно выделить – аутотренинг, медитация, релаксация, занятие любимым делом.
10 Основные виды деятельности
Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.
Деятельность игровая – исторически возникший вид деятельности, мотив которой лежит в самом процессе деятельности, состоит в воспроизведении детьми деятельности взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
Деятельность коммуникативная (общение) – взаимодействие ребенка со взрослыми людьми и другими детьми, в ходе которого осуществляется обмен информацией, чувствами или предметами с целью наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.
Деятельность трудовая – продвижение к более высоким уровням овладения предметно-орудийными действиями и формирование сложных навыков.
Деятельность учебная (познавательная) – особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
11 Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева
Теория деятельности – система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Выготского и на философскую теорию Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – известный отечественный
психолог. В начале 1930-х г. встал во главе
харьковской деятельностной школы и приступил
к теоретической и экспериментальной
разработке проблемы деятельности. В результате
им была выдвинута концепция деятельности,
являющаяся в настоящее время одним из
признанных теоретических направлений
современной психологии. В отечественной
психологии на основе предложенной Леонтьевым
схемы деятельности (деятельность–действие–
Деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней: уровень особых видов деятельности – это верхний уровень; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций – самый низкий.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:
1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
2) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3) Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4) Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Действие – это сложный элемент, который состоит из многих более мелких. Каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Крупные цели делятся на более мелкие частные, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т.д.
Каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль протекания действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.
Самый нижний уровень структуры деятельности – психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. К таким возможностям, в первую очередь, следует отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии НС, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, т.е. они имеют генетическую обусловленность.
12 Психологическая теория деятельности С.Л. Рубинштейна
Теория деятельности – система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Выготского и на философскую теорию Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
На основе этого положения Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание – это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Рубинштейн различал деятельность трудовую и поведение. В целом, деятельность может быть как психическая, так и практическая. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, согласно которому человек взаимодействуя с миром, изменяет его и изменяется сам. Выделим основные положения теории деятельности:
1) Принцип предметности.
2) Принцип активности. Деятельность субъекта избирательна и направлена в зависимости от ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта. Психические процессы порождают психические образы. Любые психические процессы – результат активной деятельности субъекта.
3) Принцип неадаптивной природы предметной деятельности. Согласно биологической теории гомеостаза человеческий организм пассивно приспосабливается к воздействиям окружающей среды. Напротив, согласно психологии деятельности, личность осознанно способна изменяться.
4) Принцип опосредствования. Связан с положением Л.С. Выготского
об опосредствованном характере высших
психических функций, об использовании
внешних и внутренних средств, знаков
как «орудий», при помощи которых человек
овладевает своей деятельностью. Принцип
интериоризации/
Рубинштейн рассматривает личность как субъект деятельности: «Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его».
13 Деятельность и психические процессы
Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.
Ощущение – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные качества и свойства предметов и непосредственно воздействуют на органы чувств.
Восприятие – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются качества и свойства предметов в целом и непосредственно воздействуют на органы чувств.
Внимание – это психический познавательный процесс, при помощи которого человек сосредотачивает внимание на каком либо реальном, или идеальном объекте, предполагающем повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
Память – психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное.
Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.
Речь – это высшая психическая функция, присущая только человеку; система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли; исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Воображение – психический процесс оперирования образами (представлениями) и синтеза новых образов.
Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказываться. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущимся объектом автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.