Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

 

32 Нарушения мышления

Нарушение мышления – это нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных  психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Нарушение мышления распространяется либо на вербально-логическую, либо наглядно-образную, либо наглядно-действенную форму интеллектуальной деятельности. При локальных поражениях ГМ нарушение мышления зависит от локализации очага поражения в пределах левого и правого полушария. При поражении лобных долей мозга (левая доля)  в первую очередь страдают регулятивные механизмы интеллектуальной деятельности (программирование и контроль). Поражение третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушария приводит  к расстройству наглядно-действенной и наглядно-образной интеллектуальной деятельности.

Существует особый вид  психического развития, который связан с недоразвитостью интеллектуальной деятельности и речевой системы, когда страдают анализ, синтез, логика, счёт, а так же происходит задержка психического развития, связанная с нарушениями речевой деятельности и интеллектуальной системы.

Патологии мышления:

1) дебильность – задержка психического развития, проявляется в слабости абстрактного мышления, в неспособности подавлять свои влечения; легкая степень олигофрении;

2) деменция – приобретенное слабоумие; глубокий и малообратимый дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта и утрате ранее приобретенных знаний;

3) эмбицильность – ярко выраженное отставание в психич. развитии, средняя степень олигофрении.

 

33 Речь как высшая психическая функция

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли; исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – это процесс материализации мысли.

Основные  функции речи:

1) воздействие – способность побуждать людей к определенным действиям;

2) сообщения – обмен информацией между людьми;

3) выражение – с одной стороны, человек может передавать свои чувства и желания, с другой – эмоциональность и выразительность.

4) обозначение – способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

 

34  Основные  виды речи

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли; исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – это процесс материализации мысли. Речь бывает внешней и внутренней.

1) Внешняя речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Особенности внешней речи:

1) интонация – совокупность элементов речи, фонетически ее организующих: ритма, темпа, интенсивности, тембра – всё это предназначено для эмоциональной окраски речи.

2) жаргон – стилистические особенности языка узкой социальной или профессиональной группы людей.

3) устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух и восприятия людей. Устная речь бывает диалогическая и монологическая.

Диалог – это вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информации двух или более субъектов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое. Это речь одного человека в течение относительно длительного времени, последовательное изложение одним лицом системы знаний и своей мысли. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность; грамматически правильное  оформление речи голосовыми средствами. Монологическая речь сложнее диалога и предполагает достаточно высокий уровень речи говорящего. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Реплика – это ответ, возражение, замечание на слова собеседника, отличающиеся краткостью, неразвёрнутостью конструкции.

2) Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных обозначений. Это речь про себя, это речь, не  выполняющая функции общения, а обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Речь  имеет свойства:

1) содержательность  – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

2) понятность – это синтаксически правильное построение предложений, а так же применение в соответствующих местах пауз или выделение слов с помощью логического ударения.

3) выразительность – эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств.

4) действенность – это свойства речи, заключающиеся в ее влиянии на мысли, чувства, волю других людей, на их убеждение и поведение.

 

35 Специфика речевой деятельности

 

36 Проблема соотношения мышления и речи в концепции Выготского

Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли; исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

По мнению Выгосткого сам процесс «мышление-речь» представляет собой единое целое, разложение которого на составные элементы невозможно, как  невозможно разложить воду на компоненты и сохранить при этом свойства воды как целого. Согласно Выготскому, М. и Р. имеют различные корни и развивается по различным «кривым», кот. в процессе роста ребенка могут «расходиться и сходиться», но «затем снова разветвляться». Сущ-ет «доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии Р.». Источник «дореч. М.» похож на зародышевые формы М. некоторых видов ж-ных, в то время как Р. имеет соц. происхождение. М. и язык имеют разл. корни – М. в дореч. формах, связ. с биологич. развитием Ч., а язык в доинтел. формах, связ. с соц. окружением ребенка. Однако когда ребенок открывает для себя то, что каждый объект в окруж. его мире имеет свое название, имя, то в этом открытии диалектически участвуют обе эти категории (М. и язык); и с этого момента М. и язык перестают сущ-ть отдельно д/о/д. «Интернализация» языка служит причиной того, что мысль начинает выражаться в форме внутр. Р.; в свою очередь, влияние логики на развитие Р. приводит к тому, что она стан-ся все > связной и осмысленной.

Р. явл-ся осн. ср-вом человеч. общения. Без нее Ч. не имел бы возм-ти получать и передавать большое кол-во i, в частности такую, кот. несет большую смысл. нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с помощью ОЧ. Благодаря Р. как ср-ву общения индивид. сознание Ч обогащается опытом др. людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и др. процессы нереч., непосредств. познания, осуществляемого через ОЧ.

Слово – это обобщение  и понятие. Значение слова – речевое  мышление, в нём заключены единство мышления и речи, единство обобщения и общения, единство коммуникации и мышления. Слово является внешней деятельностью, включает в себя разложение на единицы: знаки (символы) и  значение, понимание, символы, смысл. Мысль – внутренняя деятельность, включает в себя разложение на единицы: единицы мышления, ассоциации, значение.

Выготский утверждал: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове». Отношение мысли к слову непостоянно; это процесс, движение от мысли к слову и обратно, становление мысли в слове. Выготский описывает «сложное строение всякого реального мыслительного процесса и связанное с ним его сложное течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до ее окончательного завершения в словесной формулировке», выделяя следующие уровни:

1) мотивация мысли; 2) мысль; 3) внутренняя речь; 4) семантический план (т.е. значения внешних слов); 5) внешняя речь.

 

37 Классификация эмоций по Додонову

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктам, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

1) альтруистические – возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье;

2) коммуникативные – возникают на основе потребности в общении;

3) глорические – связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет;

4) праксические (или праксические чувства – по Якобсону) – возникают в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей;

5) пугнические – связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе;

6) романтические – связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному;

7) гностические – обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии»;

8) эстетические – разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом;

9) гедонистические – связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;

10) акизитивные – возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей.

 

38 Общая характеристика эмоций

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Сопровождая практически  любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции возникают как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта они более длительны и менее интенсивны, это душевное волнение. Эмоции как реакция возникают не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Свойства эмоций:

1) субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

2) полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

3) фазность эмоционального характера эмоций. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу «напряжение – разрядка» и «возбуждение – успокоение».

 

39  Эмоции и чувства

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Они выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, может в зависимости от ситуации переживать разные эмоции. Эмоции и чувства – это не одно и то же. Прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, а одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. И те, и другие могут быть положительными и отрицательными.

Характеристики чувств:

1) устойчивость;

2) полярность – обладают положительным или отрицательным знаком: веселье – грусть; радость – печаль; счастье – горе и т. д.

3) интегральность  – исключительная возможность к объединению и подчинению других состояний и реакций.

4) амбивалентность – двойственность или противоречивость, вызванная противоречием между устойчивыми и ситуативными чувствами.

Чувства выполняют  две функции: сигнальную и регулирующую.

Сигнальная выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"