Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
32 Нарушения мышления
Нарушение мышления – это нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Нарушение мышления распространяется либо на вербально-логическую, либо наглядно-образную, либо наглядно-действенную форму интеллектуальной деятельности. При локальных поражениях ГМ нарушение мышления зависит от локализации очага поражения в пределах левого и правого полушария. При поражении лобных долей мозга (левая доля) в первую очередь страдают регулятивные механизмы интеллектуальной деятельности (программирование и контроль). Поражение третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушария приводит к расстройству наглядно-действенной и наглядно-образной интеллектуальной деятельности.
Существует особый вид
психического развития, который связан
с недоразвитостью интеллектуал
Патологии мышления:
1) дебильность – задержка психического развития, проявляется в слабости абстрактного мышления, в неспособности подавлять свои влечения; легкая степень олигофрении;
2) деменция – приобретенное слабоумие; глубокий и малообратимый дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта и утрате ранее приобретенных знаний;
3) эмбицильность – ярко выраженное отставание в психич. развитии, средняя степень олигофрении.
33 Речь как высшая психическая функция
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли; исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – это процесс материализации мысли.
Основные функции речи:
1) воздействие – способность побуждать людей к определенным действиям;
2) сообщения – обмен информацией между людьми;
3) выражение – с одной стороны, человек может передавать свои чувства и желания, с другой – эмоциональность и выразительность.
4) обозначение – способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
34 Основные виды речи
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли; исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – это процесс материализации мысли. Речь бывает внешней и внутренней.
1) Внешняя речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Особенности внешней речи:
1) интонация – совокупность элементов речи, фонетически ее организующих: ритма, темпа, интенсивности, тембра – всё это предназначено для эмоциональной окраски речи.
2) жаргон – стилистические особенности языка узкой социальной или профессиональной группы людей.
3) устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух и восприятия людей. Устная речь бывает диалогическая и монологическая.
Диалог – это вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информации двух или более субъектов.
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое. Это речь одного человека в течение относительно длительного времени, последовательное изложение одним лицом системы знаний и своей мысли. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность; грамматически правильное оформление речи голосовыми средствами. Монологическая речь сложнее диалога и предполагает достаточно высокий уровень речи говорящего. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Реплика – это ответ, возражение, замечание на слова собеседника, отличающиеся краткостью, неразвёрнутостью конструкции.
2) Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных обозначений. Это речь про себя, это речь, не выполняющая функции общения, а обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
Речь имеет свойства:
1) содержательность – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
2) понятность – это синтаксически правильное построение предложений, а так же применение в соответствующих местах пауз или выделение слов с помощью логического ударения.
3) выразительность – эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств.
4) действенность – это свойства речи, заключающиеся в ее влиянии на мысли, чувства, волю других людей, на их убеждение и поведение.
35 Специфика речевой деятельности
36 Проблема соотношения мышления и речи в концепции Выготского
Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли; исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
По мнению Выгосткого
сам процесс «мышление-речь»
Р. явл-ся осн. ср-вом человеч. общения. Без нее Ч. не имел бы возм-ти получать и передавать большое кол-во i, в частности такую, кот. несет большую смысл. нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с помощью ОЧ. Благодаря Р. как ср-ву общения индивид. сознание Ч обогащается опытом др. людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и др. процессы нереч., непосредств. познания, осуществляемого через ОЧ.
Слово – это обобщение и понятие. Значение слова – речевое мышление, в нём заключены единство мышления и речи, единство обобщения и общения, единство коммуникации и мышления. Слово является внешней деятельностью, включает в себя разложение на единицы: знаки (символы) и значение, понимание, символы, смысл. Мысль – внутренняя деятельность, включает в себя разложение на единицы: единицы мышления, ассоциации, значение.
Выготский утверждал: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове». Отношение мысли к слову непостоянно; это процесс, движение от мысли к слову и обратно, становление мысли в слове. Выготский описывает «сложное строение всякого реального мыслительного процесса и связанное с ним его сложное течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до ее окончательного завершения в словесной формулировке», выделяя следующие уровни:
1) мотивация мысли; 2) мысль; 3) внутренняя речь; 4) семантический план (т.е. значения внешних слов); 5) внешняя речь.
37 Классификация эмоций по Додонову
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктам, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
1) альтруистические – возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье;
2) коммуникативные – возникают на основе потребности в общении;
3) глорические – связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет;
4) праксические (или праксические чувства – по Якобсону) – возникают в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей;
5) пугнические – связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе;
6) романтические – связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному;
7) гностические – обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии»;
8) эстетические – разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом;
9) гедонистические – связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
10) акизитивные – возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей.
38 Общая характеристика эмоций
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции возникают как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта они более длительны и менее интенсивны, это душевное волнение. Эмоции как реакция возникают не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.
Свойства эмоций:
1) субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).
2) полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).
3) фазность эмоционального характера эмоций. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу «напряжение – разрядка» и «возбуждение – успокоение».
39 Эмоции и чувства
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Они выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, может в зависимости от ситуации переживать разные эмоции. Эмоции и чувства – это не одно и то же. Прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, а одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. И те, и другие могут быть положительными и отрицательными.
Характеристики чувств:
1) устойчивость;
2) полярность – обладают положительным или отрицательным знаком: веселье – грусть; радость – печаль; счастье – горе и т. д.
3) интегральность – исключительная возможность к объединению и подчинению других состояний и реакций.
4) амбивалентность – двойственность или противоречивость, вызванная противоречием между устойчивыми и ситуативными чувствами.
Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.
Сигнальная выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.