Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

5) темп развития мыслит. процессов – число упражнений, необходимых для решения задач

6) широта – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний и практики

7) глубина – умение вникать в сущность явлений и предвидеть их последствия, вскрывать причины

8) критичность – позволяет осущ-ть строгую оценку рез-тов мыслит. деят-ти, находить в них сильные и слабые стороны

9) устойчивость – проявл-ся в ориентации на совок-ть выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закон-ти

10) осознанность – проявл-ся в возможности выразить в слове как рез-ты работы, так и способы, при помощи которых этот рез-т был найден.

Этапы мыслительных операций:

1) осознание проблемной ситуации;

2) постановка задачи, выделение  того что известно и неизвестно, когда проблема превращается в задачу;

3) ограничение зоны поиска,  основано на к.-л. представлениях из прошлого опыта;

4) построение гипотезы;

5) реализация гипотезы;

6) рефлексия действий  и результатов.

Логические  мыслительные  операции:

1) анализ – операция расчленения сложного объекта на составляющие части;

2) синтез – мысленное объединение частей и свойств, в единое целое;

3) сравнение – мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов, свойств, отношений и нахождение различий между ними;

4) обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

5) абстрагирование – выделение одних признаков и отличение от других (несущественных) на основе анализа;

6) классификация – это систематизация соподчиненных понятий в к.-л. области знания или деятельности человека, используемая для установления связи между этими понятиями или классами понятий; это действия от общего к частному путем существенных оснований.

 

29 Развитие мышления в филогенезе и онтогенезе

Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.

Особенности развития мышления в онтогенезе. Концепция  мышления.

1 период – младенческий – делится на 2: ранний (0–1 г.) и поздний (1 – 3 г.).  Восприятия и действия  – это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного периода.

2 период – раннее детство (3–5 л.). Мышление наглядно-действенное, сенсомоторный период. Ребенок разбирается в действиях, большая роль практической деятельности.

3 период – дошкольный (5–7 л.). Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, к концу – к словесному. Ребенок понимает условие, запоминает задачу и знает что делать. Речь формируется от 2 до 4 лет. Словесное мышление должно быть развито к 7 годам. Период развития речи, понятия образуют логические связи. К концу периода ребенок умеет обобщать.

4 период – младший школьный (7–10 л.). Преобладает словесно-логическое мышление, начинается формироваться теоретическое мышление, преобладает много мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

5 период – отрочество (11–14 л.). Задача этого периода применить гепотетико-дедуктивный тип мышления. Мышление начинает подчиняться формальной логике, начинает формироваться рефлексия.

Особенности развития:

1) наглядно-действенный характер деятельности;

2) непосредственное оперирование вещами;

3) обобщение вещей и их свойств;

4) предметный характер деятельности;

5) перестройка процесса мышления;

6) целенаправленная мыслительная деятельность;

7) способность к абстрактно-логическому мышлению.

Развитие мышления в филогенезе предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Для того, чтобы понять специфику и природу развития мышления, нужно ответить на вопрос, как и почему возникло и развивалось мышление, необходимо рассмотреть биологическую эволюцию возникновения психики вообще.

Вся история  развития психики и поведения  животных делится на 3 стадии:

1) стадия элементарной сенсорной психики – охватывает достаточно длинный эволюционный ряд животных – инфузории, черви, ракообразные и даже некоторые позвоночные. Все они обладают чувствительностью. Чувствительность – способность к элементарной форме психического отражения – ощущению. Рефлекс – это ответ организма на раздражение, производимый посредством НС;

2) стадия перцептивной психики – поведение животных управляется сочетанием многих одновременных воздействий. Деятельность определяется воздействием не отдельных свойств, а предметом в целом. На этой стадии очень распространены инстинкты, как вид врождённого поведения. Инстинктивное поведение – это видовое поведение животных. Инстинкты – это сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах.

К биологическим  потребностям относятся витальные  потребности: пищевой, питьевой, оборонительный инстинкты, регуляция сна, размножение, самосохранение. К ролевым инстинктам относятся: половой, родительский, территориальный инстинкты;

3) стадия интеллекта – появляется возможность решать двухфазовые задачи, задачи, состоящие из двух операций: 1) взять палку; 2) сбить банан (человекообразные обезьяны).

Интеллектуальное  поведение обнаруживает следующие  особенности:

1) нужное решение приходит довольно быстро;

2) если опыт повторяется то решение приходит мгновенно;

3) способность обходить препятствия и способность к инсайту;

4) возможность решения двухфазовых задач.

Психика возникла потому, что она оказалась могучим средством приспособления животных к окружающей среде.

 

30 Различные подходы к теории мышления

Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.

Основные  концепции мышления:

Пиаже – развил концепцию, которая влияет на всё онтогенетическое мышление. Назвал операционный интеллект – это интериоризация.

Проходит 4 стадии:

1) стадия сенсомоторного интеллекта (0–2 г.) – ребенок способен познавать предметы и явления в их устойчивых свойствах и признаках;

2) стадия операционального мышления (2–7 л.) – складывается речь, происходит процесс интериоризации, формируются наглядные представления;

3) стадия конкретных операций с предметами (7–8 и 11–12 л.) – умственные операции осознаны;

4) стадия формальных операций (11–12 и 14–15 л.) – ребенок в уме выполняет операции. Внутренние умственные операции превращаются в структурно-организованное целое.

Гальперин – изобрел концепцию поэтапного формирования умственных действий:

1) выявление ориентировочной основы действия – ребенок должен ориентироваться в действии, в задании;

2) формирование действия в материальном виде – ребенок будет выполнять задания;

3) действия формируются в громкой речи – речевое выполнение предметного действия. Действия перенесли в речевой план.

4) формирование действий во внешней речи про себя – перенесение речи во внутренний план.

5) формирование действий во внутренней речи – происходит процесс рефлексии, анализ опыта, осмысления всего контекста, который заложен.

Гальперин ставил задачу, что ребенок должен сам  догадаться какие он совершил ошибки и в дальнейшем эти ошибки не повторять.

Выготский

В работе «Мышление и речь» определяет, что такое понятие и что такое содержание понятия.

Мышление разлагается  на:

– единицы, т.е. смысловая связь, н-р, еда – то, чем насыщается организм;

– элементы: мясо, хлеб, молоко и т.д.;

Выготский экспериментально установил ряд ступеней и этапов, через которые проходит образование понятий у детей.

I.  Происходит неоформленное, неупорядоченное определение множества предметов и распадается на 3 этапа:

1) выбор и объединение предметов наугад;

2) выбор на основе пространственного расположения предметов;

3) приведение к одному значению всех ранее объединенных предметов.

II. Образование понятий и комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы бывают 4-х видов:

1) ассоциативный – любая внешняя замеченная связь берётся за основание какой-либо деятельности;

2) коллекционный – взаимное дополнение и объединение предметов на основе к.-л. частного функционального признака, н-р, психология разделяется на отрасли: возрастная, общая, социальная и др.;

3) цепной – переход к объединению одного признака в другой так, что одни объединяются на основе одних, а другие – совершенно иных, н-р, общая психология – изучает человека, социальная – группы, но вместе с тем, они изучают и группы и человека.

4) псевдопонятия: во внешней деятельности – это понятия и содержания, а во внутренней – комплекс в виде симптомного, ассоциативного.

III. Образование настоящих понятий, когда ребенок уже может выделить те элементы, которые ему необходимы и абстрагировать все остальное. Понятия – это самый значимый признак, который характеризует понятие или предмет.

 

31 Особенности и условия творческого мышления

Творческое мышление – это вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта  и/или новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созиданию.

Способность к творческому  мышлению – одна из основных особенностей, отличающих людей от животных и одного от другого. Многие исследователи, н-р, Богоявленская, Мелик-Пашаев, Веракса и др. считают, что креативы, т.е. люди со склонностью к творческим решениям, отличаются от других людей не только особенностью мышления, но и главным образом, особенностями мотивации. Творческая одаренность или как сейчас говорят креативность, представляет собой целый «сплав» способностей, мотивации и некоторых личностных качеств, таких, как работоспособность, саморегуляция. Центральным творческим моментом является интуитивное «схватывание» результата, озарение.

Факторы, действующие  на озарение:

1) высокая мотивированность, большое желание решить проблему;

2) вера в успех, в возможность решения;

3) высокая информированность в проблеме;

4) сильная увлеченность проблемой, концентрация на ней.

По Гилфорду, творческое мышление отличается рядом особенностей:

1) пластичность – готовность предлагать множество решений вместо одного-двух;

2) подвижность – легкость перехода от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;

3) оригинальность – стремление порождать неожиданные, небанальные и непривычные решения.

С одной стороны, чем больше знаний получил человек в прошлом, тем более разнообразные его подходы к решению новых задач. Необходимо наличие определенного минимального значений коэффициента IQ, при котором может обнаружиться творческий потенциал. При сочетании высокого интеллекта и высокой креативности творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при высокой креативности с относительно невысоким интеллектом больше проявляются черты тревожности, человек хуже адаптирован.

Чтобы у ребенка с  детства развивалось творческое мышление, нужно создавать для  этого все условия. В богатой  среде формируется и речь и  мышление. В определенных условиях и среднестатистический ребенок сможет писать стихи. Творческое мышление несет способности проявления одаренности и творческих способностей ребенка, интеллекта, все это взаимосвязанные компоненты.

На пути творческого  мышления стоит несколько серьезных  препятствий:

1) конформизм – это понятное человеческое стремление быть «как все», которое тормозит генерацию новых и необычных идей;

2) внутренняя цензура – страх перед собственной творческой активностью;

3) временной прессинг (что особенно верно для решения практических задач) – часто под давлением обстоятельств мы просто не даем развернуться процессам творчества, прибегая к шаблонным способам действия.  + отдельно:

4) явление функциональной ригидности наблюдаются в том случае, когда старые знания о назначении предметов, образе действий или о том, как может произойти к.-л. событие, мешают нам увидеть их с новой стороны.

Максимально эффективной мыслительная активность становится тогда, когда творческое мышление дополняется критическим мышлением, цель которого – проверка творческих идей на применимость, учет ограничений и дополнительных требований ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"