Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Когнитивная психология, основанная на знании с учётом мыслительной деятельности. Она учитывает роль мышления, речи, памяти, внимания, то есть мыслительной деятельности.
Интерактивная психология. Ее сущность – изучение законов общения, взаимодействия, конфликтов и т.д.
Нач. ХХ в. Деятельный подход к психологии. Выготский, Леонтьев, Ананьев, Лурия, Гальперин, Рубинштейн, Брушлинский.
Самым главным конструктом в психологии становится деятельность: общение, игра, учение, труд. Все перечисленные представители рассматривают деятельностный подход по-своему. Выготский и Леонтьев – два выдающихся методолога, на определённых этапах имели разные взгляды. Причем, эти разные взгляды профессиональных позиций еще и влияли на личные отношения.
Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление, речь, логическая память), заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. В качестве основного вида деятельности рассматривал коммуникативную символическую деятельность, где именно система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак содержит в свёрнутом виде программу поведения. Высшие психические функции по Выготскому развиваются в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Он доказывает, что важным периодом коммуникации является подростковый возраст, юношеский период.
Леонтьев доказывал, что ведущим видом деятельности трудовая предметная деятельность, без всяких примесей других деятельностей. В нее не входят ни коммуникация, ни процессы учения или научения. Он считал, что основными компонентами, обеспечивающими развитие трудовой деятельности человека, являются сознание, индивидуальные личностные характеристики и мотивация. Ему также принадлежат такие понятия, как интериоризация и экстериоризация.
Лурия – нейрофизиолог; учёт физических и физиологических параметров, которые влияют на ход деятельности. Вместе с Выготским Лурия написал монографию, которая посвящена индивидуальному развитию ребенка; в ней много психодиагностических средств по улучшению речи ребенка, мышления и памяти.
Рубинштейн – рассмотрение учебной и предметной трудовой деятельности, ее инструментарии: операции, навыки, внешняя и внутренняя деятельность. Именно Рубинштейн описал роль темперамента в деятельности, показал, какие виды темперамента могут заниматься определенной деятельностью, а какие нет, как характер учитывается в деятельности.
Гальперин рассматривал все психические процессы + мышление, как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Он так же автор концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий. Эта концепция позволяет сегодня повысить эффективность обучения.
Место психологии в системе наук:
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и другие науки, но в других аспектах. Психология имеет тесную связь с другими науками, такими, как:
1) биология – т.к. психику невозможно понять без знания природы, строения ЦНС и её функционирования. Конкретные связи между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривает физиология ВНД;
2) социология – появление анкет, опросников, вырабатывается тип социально адаптированного поведения;
3) медицина – психические заболевания, а так же многие физические заболевания тесно связаны с нашей психикой;
4) педагогика – психология занимает не последнее место в учебном процессе, воспитании детей, адаптации. Срабатываемость педагога и класса;
5) юриспруденция – выработка коллегиальных решений, психология ведения суда.
5 Методы психологии
Существует 4 группы методов в психологии:
1) эмпирическая; 2) экспериментальная; 3) психодиагностическая; 4) психоррекционная.
Эмпирическая – самая древняя и основная группа методов. В неё входят наблюдение и самонаблюдение.
Наблюдение – это научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений.
По форме наблюдение бывает:
Свободное – когда нет установленных рамок и определённой процедуры поведения. Стандартизированное – чёткое, продуманное наблюдение в пределах определённых рамок.
Наблюдение бывает внешнее и внутреннее.
Внешнее – способ сбора данных о психологии и поведении человека путём наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее (самонаблюдение) – наблюдение, объектом которого являются психические состояния и поведение самого наблюдаемого субъекта.
Экспериментальная группа методов включает в себя 3 группы экспериментов:
1) естественный – организуется и проводится в естественных жизненных условиях. Экспериментатор практически не вмешивается в ход событий, они разворачиваются сами по себе.
2) лабораторный – создаётся определённая ситуация при которой изучаемое свойство проявляется лучше всего. Это более точный вид эксперимента, но на результат могут повлиять мотивационные искажения.
3) формирующий – это когда исследователь меняет в зависимости от обстоятельств условия эксперимента или особенности личности.
Психодиагностическая группа методов включает:
1) беседа – психологический метод взаимодействия, предусматривающий прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности изучаемого.
2) нтервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
3) анкеты и опросники – существуют для сбора и анализа информации. Но опросник более дифференцирован, чем анкета. Анкета менее показательна. Опросник носит более осведомительский характер, а анкета социологический.
4) тест – это стандартизированная методика психических измерений, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств и состояний у человека при решении практических задач. Бывают тесты интеллекта, достижений, креативности и многие др.
Психокоррекционная группа методов – направлена на помощь человеку в достижении внутреннего комфорта, в определении своих жизненных планов, чтоб прояснить временную перспективу будущего, самоопределиться, обрести собственную идентичность, приобрести жизненные навыки, навыки решения проблем и принятия решений, умений в межличностном взаимодействии. В эту группу методов входят: тренинги, аутотренинги, методы терапевтического воздействия, медитация, гипноз, интерактивные игры, элементы психодрамы, сказкотерапия и многое другое.
6 Основные отрасли психологии
1) Общая – это базовая отрасль психологии, изучающая закономерности возникновения и функционирования психики в поведении животного и человека. Это фундаментальная наука, является базой для прикладных направлений.
2) Дифференциальная – изучает индивидуальные и психологические различия между людьми. Термин ввёл Штерн в 1900 году.
3) Социальная – это молодая отрасль, появившаяся в середине 20-го века. Изучает закономерности поведения, общения, деятельности личностей, проблемы психологической совместимости, срабатываемости и сотрудничества людей при организации совместной деятельности.
4) Педагогическая – сформировалась на стыке психологии и педагогики в конце 19-го века. Изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания в рамках доступности учебного материала и эффективности различных методов обучения. Изучает личность педагога и особенности педагогического труда.
5) Возрастная – изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому периоду (от младенчества до старости). Делится на: детскую, психологию юности, психологию зрелости, геронтопсихологию.
6) Зоопсихология – изучает поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, как врождённые механизмы, дополненные влиянием среды, влияют на поведение.
7) Психодиагностика – разрабатывает методы выявления индивидуальных психологических и психофизических особенностей человека. Зародилась в 19-ом веке в лаборатории Вундта.
8) Генетическая – изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. В целом изучает психическое развитие от его перинатального состояния до окончания жизни.
9) Психотерапия – пограничная отрасль между психологией и медициной. Ориентирована на включение клиента в сотрудничество с психотерапевтом и оказание ему помощи с использованием его собственных, внутренних резервов.
10) Психология труда – рассматривает психологические особенности деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков.
11) Инженерная – изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники, с целью их использования в практике проектирования.
12) Медицинская – изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функциональных состояний: стресса, напряжённости, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья и разрабатывает методы реабилитации.
13) Клиническая – изучает причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а так же изменения, происходящие во время психических и физических болезней.
14) Психофизиология – изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в НС, чтобы установить, какое влияние эти изменения оказывают на различные аспекты человеческой активности.
15) Юридическая – изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний; психологические требования к допросу; психологические проблемы поведения и формирования личности преступника).
16) Психология рекламы – занимается оценкой нужд и ожиданий людей. Разрабатывает психологические средства воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт.
17) П.Д.О. – отрасль психологии, формирующая коммуникативное общение с целью налаживания деловых отношений.
18) Этнопсихология – изучает психологические особенности различных этнических групп и конкретного человека.
19) Экологическая – междисциплинарная отрасль, изучающая психологический аспект во взаимоотношениях человека с природой.
7 Основные характеристики и свойства сознания
Сознание – это высшая, свойственная человеку, форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Общественное сознание – это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, психическая деятельность по отражению действительности.
Сознание как функциональное состояние организма – это состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках.
Содержание сознания – это мысли, чувства, понимание чего-либо.
Сознательность – это способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему.
Основные функции сознания:
Отражательная – отражение объективной и субъективной реальности, формой выражения является язык.
Порождающая – создающая, творческая.
Регулятивно-оценочная – регуляция и оценка мотивов, целей, процессов и результата психической деятельности.
Рефлексивная – сосредоточение сознания на самом себе, ее следует считать основной, так как она характеризует сущность сознания. Рефлексивная способность – это основание для существования, без рефлексии человек не имел бы даже представления, что у него есть психика.
Уникальность сознания заключается в его свойствах:
1) сознание многие учёные сравнивают с цветущим лугом, на котором одновременно сосуществуют образы, мысли, эмоциональные состояния.
2) Неоднородность поля сознания – в сознании всегда выделяется центральная область (фокус сознания), а за её пределами менее отчётливая область (периферия сознания). Павлов сравнивал сознание с лучом прожектора, который высвечивает актуальное, а остальное затеняет.
3) Непрерывное движение содержания сознания – Джемс выделял 2 состояния сознания – устойчивое и изменчивое. Сознание можно сравнить с полётом птицы (проходящее, минувшее состояние сознания нельзя повторить).
4) Представленность процессов сознания 2-мя большими классами:
а) произвольные процессы (с помощью воли)
б) непроизвольные (спонтанные, импульсивные, без учёта воли).
Состояния сознания:
Сон – это период, когда психика и организм находятся в состоянии покоя; является восстановительным периодом, прежде всего, для всего организма, а уже потом для психики.