Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

 

14 Ощущение как психический познавательный процесс

Ощущение – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные качества и свойства предметов и непосредственно воздействуют на органы чувств.

Ощущение возникает вследствие воздействия на органы чувств различных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением. Раздражение вызывает в НС еще один процесс – возбуждение, которое по афферентным нервам переходит в кору ГМ, где и возникают ощущения.

Ощущения являются тем  каналом, по которому информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга и дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и своем теле. Ощущение – это начальный источник всех наших знаний. Любое ощущение дает понять, насколько человеку комфортно, насколько человек удовлетворен тем, что происходит. Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций.

Познавательная сфера  позволяет расширять мировоззрение, позволяет развивать новые знания, является важнейшим фундаментом развития всех остальных сфер. Познавательная сфера личности является важной и от нее часто зависит развитие других сфер, в том числе эмоциональной сферы.

Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Цвета, звуки, запахи могут сами по себе вызвать у нас приятное или неприятное чувство.

 

15 Общая классификация ощущений

Ощущение – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные качества и свойства предметов и непосредственно воздействуют на органы чувств.

Классификация простых ощущений:

1) обоняние – раздражителями для рецепторов обоняния служат различные пахучие вещества, проникающие в нос вместе с воздухом. Обонятельные ощущения в большинстве случаев смешиваются со вкусовыми. Но при насморке, когда обонятельные ощущения «отключены», пища кажется безвкусной. Строгой классификации запахов не существует. Все запахи привязывают к конкретному предмету, который обладает ими.

2) осязание – кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений, т.е. они возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира. При этом могут возникать ощущения: прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли. Точки отдельных видов ощущений по поверхности тела расположены неравномерно. Н-р, на кончиках пальцев точек прикосновения вдвое больше, чем точек боли. На роговице глаза есть только точки боли, так что любое прикосновение к роговице вызывает ощущение боли и защитный рефлекс закрытия глаз. Наиболее чувствительны к боли спина, щеки и наименее чувствительны кончики пальцев. Что касается температурных режимов, то наиболее чувствительны те части тела, которые обычно прикрыты одеждой:  поясница, грудь.

 3) слух – раздражителем для органа слуха являются звуковые волны. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т. д.). Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Чувствительность человеческого  уха имеет свои пределы. Верхняя граница слуха у детей — 22 000 герц. К старости эта граница понижается до 15 000 герц и даже ниже. Нижняя граница слуха человека — 16-20 герц.

4) зрительные ощущения. Возможность видеть определяется наличием у глаза сетчатки, представляющей собой разветвление зрительного нерва, входящего сзади в глазное яблоко. В сетчатке имеются аппараты двух типов: колбочки и палочки. В сетчатке человеческого глаза насчитывается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек, которые неравномерно распределены по сетчатке. Колбочки заполняют центральную ямку сетчатки, т. е. то место то место, куда падает изображение предмета, на который мы смотрим. К краям сетчатки количество колбочек уменьшается. Колбочки обладают малой чувствительностью. Чтобы вызвать их реакцию, нужен достаточно сильный свет. Поэтому с помощью колбочек мы видим при ярком свете. Палочки обладают большей чувствительностью, и с их помощью мы видим ночью. Однако только с помощью колбочек мы различаем цвета. Кроме этого, колбочки обеспечивают необходимую остроту зрения.

5) вкусовые ощущения сводятся к четырем основным типам: сладкое, кислое, горькое, соленое. Сочетание этих четырех компонентов позволяет получить многообразные вкусовые варианты.

Экспериментальным путем  было установлено, что различные  части языка имеют различную чувствительность к четырем вкусовым качествам. Например, чувствительность к сладкому максимальна на кончике языка и минимальна у задней части его, а чувствительность к горькому – наоборот.

Сложная классификация ощущений:

1) Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозговой организации раздражение от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.

2) Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве, которые составляют основу движения человека, играя решающую роль в их регуляции.

3) Экстерорецептивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира, тем самым связывают человека с внешней средой. Делятся на 2 подгруппы:

а) дистантные ощущения – вызываются раздражителями, действующими  на органы чувств на некотором расстоянии (слух, зрение, обоняние).

б) контактные ощущения –  вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа (вкус, осязание).

 

16 Основные свойства ощущений

Ощущение – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные свойства и качества предмета и непосредственно воздействуют на органы чувств.

Свойства  ощущения:

1) качество  – основная особенность данного ощущения, которая отличает его от других видов ощущений;

2) интенсивность – количественная характеристика, которая определяется силой действия раздражителя на рецепторы;

3) длительность – временная характеристика, которая определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью (регулируется мышлением);

4) пространственная локализация – это особенность ощущения распространяться только в пределах данного ощущения.

 

 

17 Восприятие как психический познавательный процесс. 18 Основные свойства восприятия

Восприятие – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются качества и свойства предметов в целом и непосредственно воздействуют на органы чувств. Чувственный этап познания, неразрывно связан с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается мотивационным фоном, имеет индивидуальные различия.

Ощущения и восприятия неразрывно связанны друг с другом и образы восприятия построены на основе разных ощущений, однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений, так как восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений с соотнесением их к различным категориям по определенным признакам и основаниям. Восприятие является базой для развития мышления. Люди избирательно выбирают то, что  привыкли и хотят видеть.

Характеристики  и свойства восприятия:

1) избирательность – выделение объекта из фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которого оценивается пространственные и цветовые качества фигуры. Объект выделяется из фона по его контуру, при равнозначности объектов выбирается преимущественно  центральный объект и объект больший по величине. При изменении условий один и те же предметы  воспринимается по-разному;

2) целостность – отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности;

3) осмысленность – сознательность восприятия предмета или явления, а это значит, мысленно его обозначить или назвать и отнести к определенной группе, классу, либо обобщить его в слове;

4) константность – относительное постоянство предмета при изменении условий. Это не наследственное качество, формируется в процессе обучения и опыта;

5) аконстантность – зрительная иллюзия или искажение;

6) структурность – это поэтапность его развития и формирования;

7) апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта.

 

19 Отличительные особенности ощущения от восприятия

Ощущение – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные свойства и качества предмета и непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие – психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются качества и свойства предметов в целом и непосредственно воздействуют на органы чувств.

Сходства ощущения и восприятия:

1) являются познавательными психическими процессами, отражающими окружающий мир;

2) возникают непосредственно от воздействия раздражителя на органы чувств;

3) формирование явлений и образов предметов;

4) имеют эмоциональный фон;

5) служат для связи организма с внешней и внутренней средой.

Различия:

1) Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие отражает целостность предметов и свойств.

2) Восприятие достаточно сложный процесс, имеет свою структуру, в восприятии учавствуют практически все наши органы чувств и происходит анализ ощущений, т.е. задействовано мышление.

3) Ощущения невозможно отследить и описать, потому что мышление на них не фокусируется.

4) Восприятие имеет постоянство, независимо от изменчивости условий, а ощущения могут отличаться по степени воздействия, т.е. изменение условий влияет на характеристики ощущений.

5) Ощущения рассматриваются как физиологический процесс, а восприятие – как психический.

6) Ощущения являются объективной составляющей, а восприятие – субъективной.

 

20 Внимание как психический познавательный процесс. 21 Виды внимания

Внимание – это психический познавательный процесс, при помощи которого человек сосредотачивает внимание  на каком либо реальном, или идеальном объекте, предполагающем повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.

Виды  внимания:

1) произвольное – управляется сознательной целью, тесно связано с волей человека. Вырабатывается в результате трудовых усилий, называют  волевым, активным, преднамеренным;

2) непроизвольное – пассивное, вынужденное. Возникает не зависимо от целей человека, без каких-либо специальных усилий. Значительную роль играют настроение, эмоциональное и физическое состояние человека.

3) послепроизвольное: прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, н-р, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.

 

22 Основные свойства внимания

Внимание – это психический познавательный процесс, при помощи которого человек сосредотачивает внимание  на каком либо реальном, или идеальном объекте, предполагающем повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека

Свойства  внимания:

1) концентрация – степень интенсивности или сосредоточения на ком или на ч.-л.;

2) устойчивость – временная характеристика, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту;

3) избранность  предмета внимания – выделение предмета из толпы;

4) распределение – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов одновременно;

5) объем  (количественная характеристика) – количество предметов и явлений, которые находятся в центральной части внимания;

6) отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного  объекта на другой (при действии раздражителей).

7) рассеянность – неспособность человека сосредоточиться на ч.-л. в течение длительного времени.

 

23 Память как психический познавательный процесс. 24 Виды памяти.

Память –  психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное. Виды памяти:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

а) эмоциональная – память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память имеет большое значение в жизни и деятельности каждого человека, потому что  эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, или, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев – усиливается;

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"