Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Ориентация против людей: враждебный тип. Стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет". Враждебный тип любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими.
65 Основные понятия и принципы психологической теории деятельности
Эта теория была создана в советской психологии усилиями советских психологов: Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Лурии, Запорожца, Гальперина и других в 20-х – начале 30-х г.г. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах Леонтьева в его книге «Деятельность. Сознание. Личность»: общепсихологическая теория деятельности; проблемы развития психики в фило-, антропо– и онтогенезе; механизмы психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления; проблемы человеческого сознания, личности и многое другое.
Характеристика строения, или макроструктуры, деятельности:
1 уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности);
2 уровень действий;
3 уровень операций;
4 самый низкий – уровень психофизиологических функций.
Действие – это основная единица анализа деятельности; процесс, направленный на реализацию цели. Таким образом, в определение действия входит еще одно понятие: цель – это образ желаемого результата. Цель всегда осознанна.
Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента.
1) действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии;
2) действие – это одновременно и акт поведения. =>, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность, но рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием, т.к. движение без цели – это несостоявшееся поведение. В действии заключается принцип неразрывного единства сознания и поведения;
3) через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где, согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри;
4) понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир; цель действия м.б. любой, не только получение пищи, избегание опасности и т.д. Это м.б. производство к.-л. материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.
Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.
Все сказанное до сих пор относилось к тому, что человек делает. Теперь перейдем к обсуждению того, как, каким способом совершается действие. Соответственно мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень. Операция – способ выполнения действия.
Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и внутренние средства самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций, или о действии, абстрагированном от операций, возможно говорить только на этапе планирования.
Психологическая характеристика операций: главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль протекания действия. Уровень операций заполнен уже известными автоматическими действиями и навыками. Характеристики операций:
1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации;
2) операции первого рода практически не осознаются и не м.б. вызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми;
3) всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Движение границы осознания вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.
Наиболее точный психологический
признак, различающий действия и
операции – осознаваемость/
Уровень психофизиологических функций. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов: способность к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии НС, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.
Понятно, что граница
между операциями-
Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он может это сделать только оладая мнемической функцией. Существует болезнь памяти, которая называется «корсаковским синдромом» – при этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад.
Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.
66 Мотивационно - личностные аспекты деятельности
Мотивационно-личностные аспекты деятельности
Потребность – исходная форма активности, носит познавательный характер.
Личностный смысл – значимость предметов и явлений для человека; его необходимо актуализировать.
Мотив – самая мощная движущая сила.
Эмоции – поддерживающий стимул мотива, помогает определить отношение к деятельности.
Всё перечисленное является конструктами мотивации.
Физические и психические спады снижают мотивационную готовность.
67 Проблема мотивации профессионального выбора
Наиболее разработанной областью является проблема профессионального выбора и профессиональной подготовки.
Мотивация профподготовки связана с профессиональным выбором.
Основные этапы профессионального выбора:
1) выбор профессии;
2) профессиональное обучение;
3) практическое овладение профессией;
4) расцвет профессиональной деятельности;
5) завершение профессиональной деятельности
Каждая стадия характеризуется
определенными изменениями
68 Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
Психология Вундта - наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции - проверки состояния собственного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция. Понятие интроспекция - вовсе не открытие Вундта; его появление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведении экспериментов и использовании в них строгих научных методов. Правда, некоторые ученые - критики Вундта - считали, что длительные эксперименты самонаблюдения вызывают у его участников серьезные душевные заболевания.
Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся для исследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так, для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения - приблизительно так, как это делал Фехнер в своей научной работе. Сравнивая вес двух грузов, испытуемый тем самым анализирует собственные ощущения, регистрируя переживания своего сознания.
Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились Вундтом в лейпцигской лаборатории со строжайшим соблюдением установленных им же правил: 1) наблюдатели должны уметь правильно определять момент начала эксперимента;
2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
3) эксперимент должен
быть организован так, чтобы
его можно было провести нескол
4) условия проведения
эксперимента должны быть
Последнее условие выражает суть экспериментального метода: вариабельность факторов раздражения и наблюдение за возникающими изменениями в ощущениях испытуемого.
Вундт редко проводил сеансы так называемой качественной интроспекции, в которых испытуемые просто описывали свой внутренний опыт. Интроспективный анализ он обычно связывал с непосредственными представлениями испытуемых о величине, интенсивности и диапазоне различных физических раздражителей.
В большей части исследований Вундта проводились объективные измерения с использованием сложного лабораторного оборудования; нередко оценивалось время реакции. Таким образом, Вундт делал выводы об элементах и процессах сознания, исходя только из объективных оценок.
69 Стадии стресса
Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Т.е. это состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Три стадии стресса Ганса Селье:
1) стадия тревоги – мобилизация защитных сил организма. Эта стадия характеризуется большим напряжением симпатико-адреналовой системы. Мы особенно волнуемся в ожидании какого-то события, растет напряжение перед свиданием, решающей беседой, экзаменом. И чем больше волнуется человек на этом этапе, тем слабее его реакция на следующей стадии – слишком большое напряжение симпатико-адреналиновой системы в первом периоде приводит к избыточному выделению адреналина. Быстрое истощение резервов симпатико–адреналиновой системы уже вначале имеет результатом то, что на вторую фазу энергии оказывается недостаточно. Вывод: роль первой фазы стресса состоит не только в том, чтобы мобилизовать защитные силы организма, но и подать в нужный момент достаточно энергии для адекватной реакции.
2) стадия резистентности (собственно стресс) – приспособление к трудной ситуации. Подготовленный первой стадией организм хорошо переносит и вторую фазу, реализуя максимум своих возможностей. Спортсмен достигает даже более высоких результатов, чем на тренировках; студент на экзамене обнаруживает блестящие способности и так далее. Однако «высокая нота» не может длиться слишком долго, и затянувшийся стресс грозит срывом.
3) стадия истощения – (постстресс). Научный сотрудник успешно защитил диссертацию. Этому предшествовало предельное напряжение сил. Теперь все позади и вдруг – инфаркт. Случай далеко не исключительный. В этих примерах наблюдалось сравнительно быстрое действие третьей фазы. Однако она может и значительно растянуться во времени.