Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

3) аверсивные стимулы – (контроль поведения) неприятные, болевые стимулы

4) наказание:

а) позитивное – когда ребенок плохо себя ведет (ведет к реверсивному исходу), наказание идет сразу для достижения результата.

б) негативное – когда лишают чего-то приятного.

позитивное  подкрепление – предъявление положительного стимула;

негативное  подкрепление – предъявление аверсивного стимула;

позитивное  наказание – удаление аверсивного стимула;

негативное  наказание – удаление положительного стимула;

Режимы  подкрепления:

1) Режимы подкрепления  с постоянным соотношением: сделал  – получил

2) Режимы подкрепления  с постоянным интервалом –  зарплата

3) Режимы подкрепления  с вариативным соотношением –  игровые автоматы

4) Режимы подкрепления  с вариативным интервалом –  бонус, премия; внеплановая проверка.

 

63 Гуманистическая теория личности (Маслоу, Роджерс)

Гуманистическая психология – психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

В 60-е г. XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». В отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, это направление не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ – гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека. Появление гуманистической психологии отражает растущую неудовлетворенность, особенно обострившуюся с начала 60-х годов, механистическим и материалистическим характером всей западной культуры в целом.

Основные принципы гуманистической  психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли  сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе  воли, спонтанности и творческой  силе индивида;

4) изучение всех факторов  и обстоятельств жизни человека.

Гуманистическая психология имела определенные предпосылки  в более ранних психологических концепциях.

Франц Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах «стимул-реакция». Точно так же и Вильям Джемс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека.

Гештальт-психологи также подчеркивали необходимость целостного подхода к изучению сознания.

Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек – существо, прежде всего, сознательное и наделенное свободой воли, видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения.

Маслоу можно в значительной мере назвать духовным отцом гуманистической психологии. Прежде всего его интересовала проблема наивысших достижений человека, а потому он начал с изучения сравнительно небольшой выборки людей неординарных, способных на поистине выдающиеся результаты в различных областях деятельности: что отличает гениев и героев от остальных.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации – наиболее полному раскрытию способностей и реализации потенциала человека, что по мнению Маслоу, является наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности  - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка,  защищенности, отсутствие страха  и тревоги;

3) потребность в любви  и чувстве общности, принадлежности  к определенной группе;

4) потребность в уважении  со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Большая часть работ  Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Таким людям присущи следующие характеристики:

– объективное восприятие реальности;

– полное приятие своей  собственной натуры;

– увлеченность и преданность  какому-либо делу;

– простота и естественность поведения;

– интенсивный мистический  и религиозный опыт, наличие высших переживаний

– потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному;

– доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

– нонконформизм (сопротивление внешним давлениям);

– демократический тип личности;

– творческий подход к жизни;

– высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у Адлера).

Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они  не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения.

Методы сбора данных и результаты исследований Маслоу подвергали критике в основном за то, что выборки слишком малы для столь широких обобщений. Тем не менее, Теорию самоактуализации используют в сфере бизнеса и производственной деятельности, в сферах образования, медицины и психотерапии.

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному  в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия – подход в психотерапии, основанный на том, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента.

Роджерс тем самым  выражает взгляд, что человек, благодаря  своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Роджерс подчеркивал  значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это ущественным образом  влияет на рост самосознания ребенка. При наличии позитивного внимания – безусловной любви  матери к своему ребенку – у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. При недостатке позитивного внимания велика вероятность, что у ребенка появится либо базальная враждебность – установка на проявление враждебных чувств по отношению к родителям, либо базальная тревога – ощущение одиночества и беспомощности в социальном мире.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

– открытость по отношению  к опыту любого типа;

– намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

– способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и  мнениям окружающих;

– чувство свободы  в мыслях и поступках;

– высокий уровень  творчества.

Роджерс подчеркивает постоянный рост человека, длящийся характер этого действия. Эта теория была хорошо встречена психологами, прежде всего из-за акцента на личностном начале в человеке. Критике же этот подход подвергали в основном за отсутствие ясности в вопросе о врожденных предпосылках и потенциале самоактуализации, а также за постоянное подчеркивание роли сознательных факторов в ущерб роли бессознательного в психической жизни человека. В остальном же и теория Роджерса, и его метод терапии получили признание и широко используются как в научных исследованиях, так и в клинической практике.

 

64 Социокультурная концепция Карен Хорни

«Невротическая личность нашего времени»; «Новые пути в психоанализе»; «Наши внутренние конфликты»; «Неврозы и развитие человека».

Отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. В ее теории присутствует женское начало.

Во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке окрепла  ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

Клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Нарушения в функционировании личности возникают в результате социальных контактов между людьми.

Согласно Хорни, для  детства характерны две потребности:

1) в удовлетворении; 2) в безопасности.

Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Однако основным результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка базальной враждебности – установки на проявление враждебных чувств по отношению к родителям. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Подавленные чувства негодования и враждебности не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога – ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни. Хорни утверждала, что все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации  базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами  недостаточной безопасности, беспомощности  и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей – различные защитные стратегии, формирующиеся в качестве адаптационных механизмов к окружающему враждебному миру.

 Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют  у всех людей. Они помогают  справляться с чувствами отверженности, враждебности и др. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории.

Ориентация  на людей: уступчивый тип. Предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут". Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация  от людей: обособленный тип. Обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке. Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"