Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Западные теории личности
Психоанализ (Фрейд) – личность включает в себя 3 структурных компонента: ИД – Оно (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго - Я (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер Эго – Сверх-Я, идеал Я (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека.
Индивидуальная психология (Адлер) – люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство или стремление к власти. Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). Последний конструкт личности – социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности – показатель психологического здоровья.
Аналитическая психология (Юнг) – личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм (Эриксон, Фромм, Хорни) – придается особое
значение Эго и его
функциям. Эриксон: Эго – автономная структура,
в своем развитии проходит 8 универсальных
стадий. Фромм: на личность особенно влияют
социальные и культурные факторы.
Диспозициональная
психология (Олпорт, Кеттелл, Айзенк)
– люди обладают некими устойчивыми внутренними
качествами, сохраняющимися со временем
в различных ситуациях. Олпорт (первый
выдвинул теорию черт личности): личность
- это динамическая организация тех внутренних
психических процессов, которые определяют
характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм (Скиннер) – личность – это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное направление (Бандура, Роттер) – личность – результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты.
Когнитивная психология (Келли) – теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное – как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая
психология (Маслоу) – личность определяется через
иерархию потребностей.
Феноменологический
подход (Роджерс) – поведение можно
понять с точки зрения субъективных переживаний.
Единственная реальность – это личный
мир переживаний человека, это и есть личность.
Центральное место занимает Я-концепция.
57 Психодинамич. концепция хар-ра Фрейда
Считал, что 3 особ-ти (черты) хар-ра: аккурат-ть, бережл-ть, упрямство – связаны с анальной эротикой.
Типы хар-ров:
1) Оральный – поведенч. патерн хар-ра этого типа связан с сильной завис-тью от окр-щих. Сильный страх потерять любовь или какого-то Ч. вызывает депрессию. Люди этого хар-ра считают, что жизнь им обеспечат окр-щие, а не они сами. Это прилипч. тип, т.е. он высасывает чужую силу и энергию, ничего сам по себе не создавая. Не знает проявления любви, только знает, что «мне надо». Всё требуют от людей, не проявляют сами свои способ-ти. С критикой – беда. О себе говорят только хорошее, инфантильны. Не агрессивны, но достанут так, что отдашь все сам.
2) Мазохист. – хронич. ощ-ние страдания, кот. превращ-ся в тенденцию жаловаться абсолютно на все. Наблюд-ся самобичевание (моральный мазохизм), а так же навязч. желание мучить др. Много провокаций, св-венно страдание, страдает с удов-вием, часто унижается. Не доверяет др. людям и выс. ч-ва у него блок-ны, закрыты для др. людей. Пост-ая неудовлетв-ть, от этого начинает всех винить. Присут-ет злоба и ненависть.
3) Истерич. (женский) – связь жен. истерии с секс. неудовл-тью. Иррац. эмоц. вспышки. Театр-ное поведение вплоть до вранья только для того, чтобы получить желаемое (в походке, в кокетстве). Очень любит массу партнеров и не стремится к стаб-ти отношений. Тревожна, энергии много, но она напр-на не на рац. поступки. В основе хар-ра амбивал. отношение к мужчине (с одной стороны люблю, с др. – ненавижу). Женщинам этого типа свойств. и ситуативная, и личностная тревожность. Постоянно нарушено равновесие, очень любит внебрачные отношения, флирт.
4) Фаллически-нарциссич. (муж. антипод истерич-му) – самоуверен, высокомерен, энергичен, успешен в проф. делах, гордыня, хорошая адаптация в соц. окружении, соц. привлекат-ть, агресс. поведение, амбиции, напор, а половой потенцией не обладает. Из-за этого общаться старается со слабыми партнершами, либо с такими, кот. можно много наговорить. Стараются связываться с партнершами гораздо старше, хвастливы (н-р: компенсируют мал. рост большой машиной).
5) Шизоидный хар-р – ƒ-ет в реал-ти ради выживания, но без внутр. убеждения в истин-ти ее цен-ти (не знает, ценна жизнь или нет, но чтобы выжить – живет). Если шизофреник полностью утрачивает свое «Я», то шизоид «Я» свое сохраняет, но осн. состояние, в кот. он пребывает –отшельн-во, одиноч-во, изоляция. Фокус-ся на соц-но-дух. сфере, а не на матер. цен-тях (аутисты – желание быть наедине с собой). Не может длит. время фокус-ть нежные ч-ва на др. Ч., потому что это вызывает у него напряжение. Все шизоиды любят быть одни.
58 Трехкомпонентная теория личности по З. Фрейду
Психоанализ (Фрейд) – личность включает в себя 3 структурных компонента: ИД – Оно (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго - Я (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер Эго – Сверх-Я, идеал Я (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека.
59 Аналитическая психология К. Г. Юнга. 60 Феномен коллективного бессознательного
«Архетип и символ»; монография по коллективному бессознательному и аналитической психологии.
Юнг и Фрейд по-разному интерпретировали понятие бессознательного. Личное бессознательное – конфликты, воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты; это комплексы, скопления эмоционально заряженных мыслей, прошлое, родовой наследственный опыт. Коллективное бессознательное – самый глубокий слой в структуре человеческой психики; это хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших предков. В нем отражены мысли, чувства, это наше общее эмоциональное прошлое, оно одинаково для всех нас в силу наследственности и состоит из архетипов – врожденных идей или воспоминаний:
1) анима (душа) и анимус (дух). В мужчине много женского начала, а в женщине – мужского. Но есть характерологические особенности, присущие конкретному полу;
2) самость – более индивидуальные характеристики, чем персона, база для развития персоны, позволяющая человеку по истечению к.-л. этапа занять определенное место (социальный статус);
3) персона – многие модели поведения одинаковы для разных людей; социальный статус, личность, лицо; по Платонову – «маска для ритуала»;
4) мудрец – системность, интеллектуальный уровень, качество ума, опыт, оказывающий на нас положительное влияние;
5) дитя (ребенок) – сохранение детской непосредственности, открытость, доброжелательность, чистота помыслов;
6) мать (для мужчин, соответственно – отец) – альтруизм, реализация как женщина, как мать. Мужчина – как отец. Роли не могут быть перепутаны, система обязанностей; «мать» надо развивать с раннего детства;
7) тень (ИД) – то, что инстинктивно ведет нас к соблазнам, нашим «страстям». Единственный из архетипов, который не может доминировать; копирование чужого поведения, без выстраивания своего.
61 Общая характеристика бихевиоризма
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений амер. психологии ХХ века, предметом изучения которого является поведение. Основатель – Джон Уотсон.
Рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Стимул вызывает реакцию: S → R. В бихевиоризме эмоциональная сфера преобладает над познавательной, сознание будто бы недоступно для объективного изучения. Абсолютно все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно к двигательным. Мышление отожествляется с речедвигательными актами, а эмоции с изменениями внутри организма.
На почве бихевиоризма в 70-е годы возникает Теория социального научения, сущность которой в том, что все наши действия формируются под влиянием социальной среды. Представители – Бандура и Бенедикт Спиноза.
« – » бихевиоризма – игнорирована роль сознания, творчества и самоопределения личности, т.е. не до конца учтена сложность всей психической деятельности.
« + » бихевиоризма:
1) внедрение метода наблюдения;
2) открытие закономерности научения;
3) образовались навыки и реакции наблюдения.
Поведение – внешнее проявление психической деятельности человека. В данной трактовке поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. По мнению Титченера «всё, что не м.б. передано в терминах сознания, не есть психологическое».
Уотсон определяет факты поведения:
1) внешние проявления
физиологических процессов,
2) отдельные движения и жесты (поклон, кивок и др.);
3) более крупные акты
поведения (действия с
В публикации «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон пишет, что психология должна заниматься не сознанием, а поведением. Для этого есть следующие основания:
1) кризис психологии сознания;
2) запросы практики.
Для установления отношения «S→R» необходимо выявить типы реакций, исследовать процессы их образований, изучить законы их комбинаций (образование сложного поведения).
Типы реакций:
1) врожденные;
2) приобретенные.
Уотсон составляет список врожденных реакций: чихание, мигание, сосание, изменения давления, пульса, частоты дыхания, плач, улыбка и т.д. Попутно изучает работы Павлова и Бехтерева, берет их основные идеи в качестве научной базы для своей теории: «Безусловный стимул вызывает безусловную реакцию». Н-р, мать гладит ребенка, у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже – безусловный стимул, а улыбка – безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери, а потом становится достаточно ребенку увидеть мать, чтобы у него появилась улыбка.
Все человеческие действия это сложные реакции. В основном эксперименты проводились на животных («чистые объекты», т.к. к их поведению не примешивается сознание). Сама формула «S → R» сильно ограничена, даже после того, как были введены промежуточные переменные (намерения, цели, «познавательные карты», которые являются эквивалентами сознания). Н-р, у собак нет эквивалентов сознания, есть только намерения, но не цель.
К достоинствам бихевиоризма можно отнести следующее:
1) введен некий объективный
метод, основанный на
2) психология была
развернута на
Недостатком бихевиоризма является то, что не была учтена сложность психической деятельности.
62 Научающее – бихевиоральное направление в теории личности (Скиннер)
Теория Скинера (биогинетический подход - необихевиоризм)
Человек рассматривается через стимул: реакция - обучение (обучающийся организм).
Респондентное и оперантное научение
Классическое (респондентное) научение – предполагает реакцию под стимулом (свет в зрачок – глаз закрывается)
Оперантное научение – определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятные, то вероятность повторения усиливаются, если неблагоприятные – то уменьшаются (или исчезают).
Выделяет:
1) позитивное подкрепление – это все то, что будет подкреплять оперантное поведение.
2) негативное подкрепление – (наказание) стремятся, чтобы человек убрал то, что может помешать нужному поведению (выключить телевизор, чтобы делать качественно уроки).