Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
5) по видам активности
(игровые, коммуникативные,
6) с учетом временных характеристик (ситуативные и постоянно действующие; кратковременные и устойчивые);
7) на основании структуры мотивов:
а) первичные – абстрактная цель;
б) вторичные – полные, укороченные.
Единой классификации мотивов в российской действительности не существует, она м.б. разной в зависимости от целей исследователя. Мотивация человека рассматривается как социальная по своей сущности, сформированная под действием окружающей действительности и определенных социальных условий.
Проблема мотивации в зарубежной психологии
В античности: Платон связывал мотивацию с потребностями человека; Аристотель связывал мотивацию с направленностью личности; считал, что направленность – основа характера.
Фома Аквинский: мотив является движущей силой целенаправленного поведения.
Эпоха Ренессанса: возврат к античным идеям. Главные концепции:
1) возрождение идей античности;
2) развитие принципа антропоцентризма.
Эпоха нового времени (XVI-XVII в.в.) Гоббс, Спиноза, Локк, Лейбниц. Гоббс полагает, что существует некая мотивационная направленность личности, которая основывается на самосознании человека и на интеллектуальном развитии; мотивация как автономная категория. Спиноза закладывает психологию мотивационной деятельности («Мотивационные конструкты»).
XVIII в.: ассоциативная психология. Мотивация – цель поведения, баланс, стремление к обозначенной цели.
XX в. – это событие с различного рода школами (гештальтпсихология, интрацептивная, бихевиоризм, психоанализ).
Бихевиоризм – мотивы поведения понимаются как ответ организма на внешние воздействия (стимул-реакция).
Поздний бихевиоризм. Теория Джона Уотсона: осознанным является мотив, а не потребность. Мотив – психический конструкт.
Левин (гештальтпсихология) считал, что мотивы и мотивация это одно и тоже, основной мотив – это деятельностный; составляет основу личностного пространства, куда включены личность и ее окружение, которые формируют мотивацию (социальный аспект). Концентрация на самом себе – основа гештальтпсихологии.
Фрейд (психоанализ): Энергия – основной источник мотива; энергия либидо становится в дальнейшем энергией Эроса (жизненная энергия). Механизм напряжения препятствует развитию мотивации. Мотивация является влечением в любых его проявлениях. Вся активность (мотивационная деятельность) подчинена принципу удовольствия/неудовольствия (активность/неактивность).
Альфред Адлер (глубинная психология): в основе мотива лежит комплекс неполноценности, который обусловлен беззащитностью и слабостью ребенка перед окружающим социальным миром, отсюда главной потребностью становится стремление компенсировать комплекс неполноценности, стремясь к превосходству, что, в свою очередь, так же является комплексом.
Роджерс, Маслоу (гуманистическая психология): основной мотив – это развитие личности. Основными мотивами являются физиологические: потребность в безопасности, любви, уважении, самоактуализации, самореализации.
54 Общая характеристика потребностей
Потребности представляют
собой тот фундамент, на котором
строиться вся психическая деят
Под потребностями, как психологическим образованием, понимают отражение нужды. Актуализация потребностей побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность.
Основной функцией потребности является побудительная, выражающаяся в активизации действий, поведения, деятельности организма. Также потребности выполняют сигнальную функцию. Это связано с информацией о появлении дефицита и отражении связанного с ним состояния в сознании индивида.
Формирование потребности происходит в несколько стадий. Это – латентная стадия, во время которой происходит специфическая подстройка чувствительности организма к внешним раздражителям. Вторая – бессознательная, характеризуется ощущением таких переживаний как чувство непонятной тревоги, двигательного беспокойства, вялости и т.д. Третья стадия – осознание потребности, когда человек сталкивается с предметом ее удовлетворения.
Выделяют три группы потребностей – витальные, социальные и невротические.
Потребности витальные – жизненно важные, органические потребности; состояние индивида, нуждающегося в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования и выступающее источником его активности.
Процесс культурно-исторического развития привел к возникновению множества вторичных потребностей, обусловленных появлением новых предметов их удовлетворения. К ним относятся социальные потребности.
Потребности социальные – это потребности, связанные с определенными аспектами социального поведения, н-р, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление к власти.
Потребности невротические – различные защитные стратегии, формирующиеся в качестве адаптационных механизмов к окружающему враждебному миру.
В зарубежной психологии в основном придерживаются психоаналитического взгляда на потребности. Все потребности, определяющие направленность личности, берут свое начало из бессознательных либидозных влечений.
Потребность – это динамическая сила, исходящая от организма, которая организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение. Они делятся на первичные и вторичные. Первичные относятся к естественным нуждам человека. Это потребности в кислороде, пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении. Вторичные характеризуют человека как социальное существо и вытекают из факта общения людей. К ним относятся потребности в доминировании, агрессии, поиске дружеских связей, отвержении других, автономии, повиновении, уважении, эгоизме, покровительстве, помощи, самозащите, избегании опасности и т.д.
55 История исследований личности
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как Лазурский, Олпорт, Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.
В первые десятилетия XIX
в. врачи-психиатры первыми стали
вести систематические наблюден
В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных – гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности, но такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности как способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.
В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности – англ. психолог Кеттел.
Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты Лазурским, а за рубежом – Айзенком и Кеттелом. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.
Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Кеттел, воспользовавшись методом Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем – «16-факторный опросник Кеттела».
Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Олпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
56 Современные теории личности
Мясищев, Смирнов, Малышев
Личность - это система отношений, отношения –
это компоненты структуры. Н-р, Мясищев
утверждал, что личность как социальный
продукт определяется прежде всего социальным
значением направленности, т.е. «доминирующего свойства, подчиняющего
себе другие и определяющие жизненный
путь человека». Уровень личности
выражается степенью его сознательности,
идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее
отношение охватывает все стороны личности,
то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания
личности является нечеткость, многозначность.
Ананьев, Платонов,
Мерлин
Личность – не весь человек, а лишь его социальные
качества, это не просто субъект деятельности.
Основные компоненты структуры личности
– «некие абстрактные духовные образования».
Ананьев считал, что личностью становится
любой индивид в той мере, в какой он начинает
сознательно определяться. Личность характеризуется
совокупностью общественных отношений
и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов: концепция динамической
функциональной структуры личности. Выделяет
4 подструктуры – взаимосвязанные стороны
личности (группы качеств):
1) социальная подструктура: направленность, отношения, мораль – не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания;
2) подструктура опыта – знания, умения, навыки, привычки;
3) подструктура форм отражения – тип памяти и т.д;
4) биологически обусловленная подструктура – биологические свойства (темперамент, возраст, патологии).
В. Рубинштейн: Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.