Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Фром рассматривал только зрелую лич-ть, кот. самореализовалась, воплотила свои потенц. способ-ти. Противоположные составляющие плодотворности – ленность и вынужденная активность, когда у Ч. нет ответст-ти, мотивации, установки, что приводит в дальнейшем к диструктивным стилям поведения.

 

74 Взаимосвязь темперамента и характера

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между  собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов ВНД. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны направляться не на изменение темперамента, а на выявление и осознание его особенностей. Это позволит выявить способы деятельности, которые наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Формирование характера зависит от свойств темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

 

75 Возникновение и развитие психики в филогенезе

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Функции психики:

1) отражение окружающего мира;

2) регуляция поведения в деятельности живого существа.

Филогенез – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.

Онтогенез – развитие индивида в отличие от развития вида.

В психологии нет единого  подхода к происхождению психики, и существует несколько теорий:

1) Панпсихизм – теория в естествознании, согласно которой душой наделена вся природа, в том числе неживая (Импидокл, Бруно, Дидро, Геккель).

2) Антропопсихизм – теория в естествознании, согласно которой психика присуща только человеку, а животные и растения – только живые автоматы (Декарт).

3) Биопсихизм – теория в естествознании, согласно которой психика приписывается всему живому, включая растения (Гоббс, Бернард, Вундт).

4) Нейропсихизм – теория в естествознании, согласно которой психика есть только у существ, обладающих НС (Дарвин, Спенсер).

5) Мозгопсихизм – теория в естествознании, согласно которой психика есть только у организмов с трубчатой НС, имеющих ГМ (Платонов).

6) Агностицизм – теория в естествознании, согласно которой нельзя познать тайну соотношения психического и материального (Кант, Юм).

7) Теория Фабри-Леонтьева – критерием зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Чувствительность (по Леонтьеву) – это способность организмов реагировать на различные воздействия, т.е. отражать биологически нейтральные воздействия и любые ощущения.

 

76 Структура  психики человека

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Составляющие  психики:

1) психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные – ощущения, восприятие, воображение, память и 2 ВПƒ-и – мышление и речь.

Эмоциональные – эмоции и чувства, которые возникают и исчезают.

Волевые – настойчивость, целеустремлённость, воля и её качества.

2) психические состояния – интегрирование субъектом внутренних или внешних стимулов без их отчётливого осознания. К психическим состояниям относятся: стресс, фрустрация, эйфория, депрессия, угнетённость, подавленность, устойчивый интерес, творческий подъём.

3) психические образования – это знания, умения и навыки.

4) психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень поведения, типичный для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности).

 

77 Основные характеристики и свойства сознания

Сознание – это высшая свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности; психическая деятельность по отражению действительности.

Общественное  сознание – это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении.

Сознание, как функциональное состояние организма – это состояние  человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках.

Содержание  сознания – это мысли, чувства, понимание ч.-л.

Сознательность – это способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему.

Уникальные  свойства сознания:

1) многие учёные сравнивают сознание с цветущим лугом, на котором одновременно сосуществуют образы, мысли, эмоциональные состояния;

2) неоднородность поля сознания – в сознании всегда выделяется центральная область (фокус сознания), а за её пределами менее отчётливая область (периферия сознания). Павлов сравнивал сознание с лучом прожектора, который высвечивает актуальное, а остальное затеняет;

3) непрерывное движение содержания сознания – Джемс выделял 2 состояния сознания – устойчивое и изменчивое. Сознание можно сравнить с полётом птицы (проходящее, минувшее состояние сознания нельзя повторить).

4) Представленность процессов сознания 2-мя большими классами:

а) произвольные (с помощью воли);

б) непроизвольные (спонтанные, импульсивные, без учёта воли).

Состояния сознания:

Сон – это период, когда психика и организм находятся в состоянии покоя; является восстановительным периодом, прежде всего, для всего организма, а уже потом для психики.

Бодрствование – состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. Активное состояние сознания, которое позволяет анализировать сигналы внешнего мира и реагировать на них.

 

78 Особенности самосознания в общей психологии

Самосознание – один из уровней познания человеком самого себя как индивидуальности, в т.ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам. Самосознание тесным образом связано с развитием личности, т.к. самосознание проявляется, прежде всего, в деятельности и общении.

Главная функция  самосознания – сделать доступным для человека мотивы, результаты поступков и дать возможность понять каков есть человек на самом деле (оценить себя). Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может заняться самосовершенствованием или включить защитные механизмы и вытеснить неприятные для себя сведения.

Критерии  самосознания:

1) выделение себя из  среды, физическая или социальная  автономность;

2) управление своей  активностью, своим потенциалом  (своими ресурсами, эмоциональной  сферой);

3) осознание себя через  другого (т.е. то, что я вижу  у других – это может быть  и моё качество);

4) наличие рефлексии  (осознание своего внутреннего  опыта).

Структура самосознания:

1) сознание близких  и отдалённых целей (Я, как  действующий субъект);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (они должны совпадать);

3) познавательное и  когнитивное представление о  себе (Я, как наблюдаемый объект);

4) Эмоциональное, чувственное  представление о себе.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Самопознание – это интеллектуальный аспект; самоотношение – эмоциональный компонент самосознания.

Представители: Столяренко, Зинченко, Рубинштейн.

3 пласта  типичных отношений, которые основаны  на осознании:

1) эгоцентрический – если мне люди помогают, то они хорошие, если нет, то плохие.

2) группоцентрический – если люди принадлежат к моей группе, то они хорошие.

3) просоциальный –  поступай с другими так, как  хочешь, чтоб поступали с тобой.

 

79 Общее представление о гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Левин, В. Коффка)

Гештальтпсихология – психология формы, целостного образа; направление психологии, возникшее в Германии в начале 1910-х, имевшее поистине революционное значение. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время послужило еще одним доказательством важности его идей. Движение сторонников гештальтпсихологии против атомистических взглядов Вундта началось в то же время, что и движение бихевиористов в США. Хотя оба эти течения были независимы друг от друга, они возникли из противодействия одним и тем же идеям.

Сторонники гештальтпсихологии были убеждены в том, что восприятие – это нечто большее, чем видят наши глаза, что оно каким-то образом идет дальше того, что воспринимают наши чувствительные элементы, дальше набора простых физических параметров, получаемых нами от органов чувств.

Как и у любого научного направления, у гештальтпсихологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах И. Канта. Согласно Канту, восприятие - это не пассивное впечатление и не комбинация чувствительных элементов, как предполагали эмпирики и ассоцианисты, а активная организация элементов в связный, согласованный опыт. Таким образом, утверждал Кант, именно разум придает определенную форму результатам восприятия.

Основатель гештальтпсихологии – Макс Вертхеймер. Разработал новые  подходы на основе работ Эренфельса, Джемса и Мюллера, представителя феноменологии. идея атомизма, оказавшая сильное влияние на создание новой науки психологии, стала активно пересматриваться в физике. Физики оказали поддержку сторонникам гештальтпсихологии, приняв идею  силового поля.

Эксперименты со стробоскопом привели к открытию «Фи-феномена»  – иллюзии перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников ствета. По мнению Вертхеймера, «кажущееся движение» существовало в таком виде, в каком воспринималось, и не могло быть разбито на более простые составляющие (1912 г., статья «Экспериментальные исследования восприятия движения»).

Среди основателей гештальт-психологии – К. Коффка. В 1922 г. написал статью «Перцепция: введение в гештальт-теорию», изложил основы гештальт-психологии, а также результаты многих исследований и их оценки. У многих, прочитавших эту статью, сложилось впечатление, что гештальт-теория имеет дело только с перцепцией и не имеет отношения к другим областям психологии. На самом же деле гештальт-психология в значительной мере затрагивала проблемы мышления и научения, а в конечном итоге и все аспекты сознательного опыта. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии.

В. Келер был глашатаем  движения гештальт-психологии. Его  книги дали классическое представление о многих аспектах этого научного направления. Занятия физикой убедили его в том, что эта наука должна быть связана с психологией и что гештальты (формы или структуры) встречаются в психологии так же, как и в физике. Автор книг «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», «Интеллект человекообразных обезьян». В 1929 году он опубликовал книгу «Гештальтпсихология», наиболее полно отразившую взгляды нового направления.

После опытов по восприятию кажущегося движения гештальт-психологи  принялись за исследование другого перцептивного явления. Опыт по исследованию константности восприятия позволил им укрепить свои научные позиции. Его суть состояла в сравнении результатов восприятия объекта при его различных положениях относительно наблюдателя. Перцепция представляет собой целостное понятие - то есть гештальт - и любая попытка разложения ее на отдельные составляющие приводит к ее нарушению. Базовая предпосылка состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя. Несколько основных принципов организации восприятия: близость, непрерывность, сходство, замыкание, простота, фигура-фон. Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"