Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

Какими характеристиками обладает сознание: - активностью (оно  не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники  своего собственного дви- жения, и эти  источники воспроизводятся в  ходе самого движения); - интенциональностью (направленностью на предмет); - способностью к рефлексии (самопознание внутрен- них психических актов и состояний, их самоанализ и са- мооценка); - периодическими состояниями (бодрствование, сон). Особое место в структуре психики  и в структуре созна- ния занимает самосознание. Самосознание - это уро- вень сознания, на котором осуществляются осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов  поведения и деятельности. Большая  часть процессов, протекающая во внутреннем мире человека, им не осознается. Неосознаваемые пси- хические процессы, операции и состояния образуют осо- бую сферу психической жизни  и получили название бес- сознательного. Бессознательное выступает как  форма психического отражения, в  которой образ действительно- сти  и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной  рефлексии.

г "f 13. Ощущения, их свойства, виды Ощущения - это отражение отдельных  свойств предметов и явлений, непосредственно воздейст- вующих в  данный момент на органы чувств. Особен- ность ощущений заключается в  их непосредствен- ности и сиюминутности. Анализаторы служат физиологическим  аспектом ощущений. Они состоят из: рецептора (ухо, глаз, вкусовые луковицы на поверх- ности языка и т. д.), нервных путей и соответствую- щего участка головного мозга. Когда  тот или иной предмет, явление  воздействуют на рецептор опреде- ленным свойством (цветом, вкусом, температурой, по- верхностью, запахом и т. д.), возникает  ощущение. Когда человек непосредственно  прикасается к предме- ту, кладет его на язык, подносит к носу, такое  воздей- ствие называется контактным. Воздействие предме- та раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение - это физиологический  процесс, под воздействием которого в нервных клет- ках возникает  возбуждение, передающееся по аффе- рентным  нервным волокнам в соответствующий  участок мозга. Только в мозге  физиологический процесс превращается в психический, и индивид ощущает  то или иное свойство предмета или  явления. Свойства ощущений 1 .Наши органы чувств способны менять свои характе- ристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям среды. Эта способность  получила название адаптации ощущений. Например, пребывание в абсолютной тем- ноте повышает чувствительность к  свету за 40 мин. в 20 ты- сяч раз.

•-*

14. Пороги чувствительности  Каждый тип человеческих ощущений  дает специфиче- скую информацию. Однако существуют общие законо- мерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности, или «пороги ощуще- ний». Чувствительность - это способность к распозна- ванию величины и качества раздражителя. «Порогом ощу- щений» называют психологическую зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раз- дражителя. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсо- лютным порогом чувствительности. Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется верхним порогом чувствительности (например, за этим поро- гом свет уже ослепляет). Благодаря порогу чувствительности человек может по- стоянно улавливать незначительные изменения параметров внешней и внутренней среды: силу вибрации, уменьше- ние или увеличение силы звука, уровень освещенности, уровень тяжести и т. д. Пороги чувствительности для каж- дого индивидуальны. Их величина зависит от многих при- чин. Особое влияние на повышение чувствительности оказывают характер деятельности, профессия, мотивы, интересы, степень тренированности. Изменения в силе и характере действующего раздра- жителя, замечаемого человеком, называют дифферен- циальным порогом, или «порогом различения» Величину различения между сигналом, при котором точность и скорость различения достигают максимума,

_ __ ___ тттшя ^^ __. ШШШШ1 ___ __ ттатт ттшшт тшят -N

15. Восприятие, его виды  и свойства Восприятие есть  целостное отражение предметов  и явлений объективного мира  при их непосредственном воздействии  в данный момент на органы  чувств. Дея- тельность системы  анализаторов порождает восприятие. Различают слуховые, зрительные, осязательные, обоня- тельные, вкусовые и  кинестезические (двигательные) восприятия. При резком эмоциональном или  физическом переутомлении часто  происходит повышение восприим- чивости к обычным внешним  раздражителям. Звуки оглуша- ют, свет ослепляет, запахи «въедаются»,  вызывая острое раздражение. Такие  изменения восприятия называются  гиперстезией. Гипостезия - противоположное  состоя- ние, выражающееся в понижении  восприимчивости к внешним стимулам. Свойства восприятия. Исследователи  выделяют пять основных свойств  (качеств) восприятия. Константность  - устойчивость, постоянство образов  восприятия. Это во многом проявление  влияния нашего прошлого опыта.  Парашютист знает, что лес зеленый,  по- этому даже с большой высоты  воспринимает его именно таким.  Закон константности: человек  рассматри- вает окружающие его  знакомые предметы как не- изменные. Целостность - всякий объект и  ситуация восприни- маются как  устойчивое системное целое, даже  когда час- ти этого целого  не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это  становится возмож- ным потому, что  образ, формирующийся в процессе от- ражения действительности, обладает высокой избыточ- ностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит

16. Внимание, его функции,  физиология, виды, качества Внимание - это такое свойство психики,  которое вы- ражает ее направленность  и сосредоточенность на опре- деленных объектах при одновременном  отвлечении от других объектов  в течение определенного периода  вре-

Функции внимания: • отбор  значимых воздействий, которые бы соответ- ствовали потребностям данной деятельности; • игнорирование других, менее  существенных конку- рирующих воздействий; • регуляция деятельности и контроль: удержание, со- хранение и выполнение действия до тех пор, пока не бу- дет  получен результат. Физиологический  механизм внимания был рас- крыт в  работах советских ученых И. П. Павлова, А. А. Ух- томского. Павлов считал, что  концентрация психической деятельности при одновременном отвлечении от всего остального достигается благодаря  закону взаимной ин- дукции нервных  процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного  мозга. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения  в коре больших полушарий вызывает торможение в дру- гих участках мозга. Этот очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет все остальные  участки мозга, А. А. Ухтомский назвал доминантой. Доминанта (от лат. dominaus - господствующий) - это временная господствующая рефлекторная система, обусловливаю- щая работу нервных  центров в данный момент и тем  самым придающая поведению определенную направленность. Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

называют оперативным  порогом. Оперативный порог ощущений в 10—15 раз выше дифференциального. Выделяют также временной порог - это мера дли- тельности и воздействия  раздражителя, необходимая для возникновения  ощущения. Латентный порог - период реакции, отрезок време- ни от момента  подачи сигнала до момента возникновения  ощущения.

2. Повышение чувствительности  в результате взаимо- действия  ощущений или появление других  раздражите- лей называется сенсибилизацией. 3. Нередко под воздействием одного  раздражителя мо- гут возникнуть  ощущения, характерные для другого  раз- дражителя. Это явление  связано с синестезией (от греч. synaisthesin - единовременное ощущение, совмест-  ное чувство), под ней понимается  психическое состоя- ние, при котором  действие раздражителя на соответствую- щий орган чувства, помимо воли  субъекта, вызывает не только  ощущение, специфическое для данного  органа чувств, но одновременно  еще и добавочное ощущение  или представление, характерное  для другого органа чувств. Например, цветовые сочетания влияют на  темпе- ратурную чувствительность: сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода, а желто-оранжевый - тепла. 4. Явление сенсорного голода, большой дефицит ощу- щений называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации в психике человека возникают разнообразные аномальные явления - от галлюцинаций и впадений в забытье до полного отключения мозга. Виды ощущений. При классификации ощущений вы- двигают следующие критерии: 1) по месту расположения рецепторов; 2) по наличию либо отсутствию непосредственных кон- тактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощу- щение; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

Качества внимания * Концентрация и длительность. Концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности  вни- мания на объекте. Длительность сосредоточенности внимания характеризует  его устойчивость. Внимание, ко- торое  способно в течение долгого времени  оставаться непрерывно сосредоточенным  на одном предмете или работе, называется устойчивым. Именно устойчивость и  концентрация внимания отличают людей, страстно увлеченных любимым делом, умеющих ради главного от- ключиться  от многочисленных побочных раздражителей. Однако колебания внимания существуют даже при концентрированном и  устойчивом внимании. Это крат- ковременные, непроизвольные изменения интенсивно- сти внимания. * Переключение внимания - намеренный, осо- знанный перенос  внимания с одного объекта на другой. Так, например, продавец должен постоянно  переключать внимание с работы с  кассой на диалог с покупателем, упаковку товара и т. п. * Распределение внимания — возможность удер- живать в  сфере внимания одновременно несколько  объектов, выполнять несколько видов  деятельности. Даже маленький ребенок  может одновременно слушать мамину сказку и, к примеру, рисовать. * Объем  внимания — количество объектов, которое  человек способен воспринять при  единовременном предъявлении. Величина объема внимания зависит и от быстрого включения, и от хорошего распределения  вни- мания. Взрослый человек может  одновременно охватить вниманием не более шести независимых друг от друга объектов. * Рассеянность внимания — невнимательность, ко- торая, в  свою очередь, происходит от разных причин.

информацию не только о  самой себе, но и о других ком- понентах, а также об образе в  целом. Если мы видим лишь голову и  плечи собеседника, то можем достроить  положение его рук и туловища. Осмысленность - как правило, человек  воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные  слова запоминаются существенно  быстрее и точнее, чем бессмысленный  набор букв или слогов. Избирательность  проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Апперцепция - это зависимость восприятия от про- шлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т. п.), такую ап- перцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуа- тивно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т. п.).

10

17. Память, ее процессы, свойства, виды Человеческая память - это  форма психического отражения,  заключающаяся в накоплении, закреплении,  сохранении и последующем воспроизведении  индиви- дом своего опыта. Наша  память представляет собой об- разование, которая функционирует  благодаря взаимо- действию трех  основных процессов: запоминания,  сохранения и воспроизведения  информации. Эти процессы не только  взаимодействуют, между ними су- ществует взаимная обусловленность.  Запоминание - основная задача  этого процесса - точно, быстро  и много запомнить. Различают  непроиз- вольное и произвольное  запоминание. Непроизволь- ное  запоминание наглядно демонстрирует  такое свойство памяти, как избирательность.  «Эффект Зейгарник» (был впервые  описан в 1927 г. советским психологом  Блюмой Вульфовной Зейгарник  (1900-1988): человек непро- извольно  гораздо лучше запоминает действия  неза- вершенные, ситуации, не получившие  естественно- го разрешения. Выделяют  четыре вида памяти в соответствии  с ти- пом запоминаемого материала: 1) двигательная память, т. е. способность  запоми- нать и воспроизводить  систему двигательных операций (водить  машину, плести косу, завязывать  галстук и т. п.); 2) образная  память, под ней подразумевается  возможность сохранять и в  дальнейшем использовать данные  нашего восприятия. Она бывает (в  зависимо- сти от принимающего  анализатора) слуховой, зри- тельной,  осязательной, обонятельной и вкусо-  вой;

18. Мышление, его виды, связь  с речью Мышление - это активное, целенаправленное, опос- редованное  и обобщенное отражение окружающей  дей- ствительности в сознании  человека. Чувственное позна- ние  является базой, опираясь на  которую формируется мышление. Исходным  материалом мыслительной дея-  тельности служат восприятие  и формирующиеся на его основе  представления. Ведущую роль в  мыслительной деятельности играет  аналитико-синтетическая дея- тельность.  Она представляет собой неразрывное  един- ство двух мыслительных  операций: мысленного раз- ложения  исходных образов на соответственные  части (анализ) и последующего  их соединения в новые сочетания  (синтез). Без анализа и синтеза  была бы невозможной такая  важная мыслительная опе- рация,  как сравнение. Сравнивая между  собой пред- меты, мы сперва расчленяем их на составные части, вы- деляем отдельные качества и свойства, а затем сопоставляем их друг с другом. Сопоставление - это син- тетическая операция. Сравнивая предметы, их качества и свойства, мы обнаруживаем в них как различия, так и сходство. Абстрагирование - это мыслительная опера- ция, суть которой состоит в мысленном отвлечении от различных сторон и свойств предмета с целью выделе- ния одного какого-либо свойства или признака в каче- стве существенного. Обобщение - синтетическая мысли- тельная операция, целью которой является установление общих признаков и качеств объектов. На основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения обра- зуется главная логическая форма, на базе которой осуще- ствляется мышление. Эта форма носит название понятия. Понятие - это форма мысли, выражающая общие и су-

19. Воображение, его виды  Воображение - это психическая  деятельность, со- стоящая в создании  представлений или мысленных  об- разов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся  человеком в действительности. Оно  позволяет представить результат  деятельности до ее начала, предвосхитить  то, чего не существует. Именно  с этим связана способность  человека находить новые пути, делать открытия, искать способы  решения возни- кающих задач.  Воображение представляет собой  опережающее отраже- ние действительности. Но следует заметить, что опережаю- щее отражение действительности, осуществляющееся в рамках воображения,  происходит в конкретно-образной  форме в виде ярких представлений,  в то время как опере- жающее  отражение в процессах мышления  происходит путем оперирования  абстрактными понятиями. Простейшая  форма синтезирования - агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание»  различных в по- вседневной жизни  несоединенных качеств, свойств,  час- тей. Известна также близкая  по форме к агглютинации гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует  усиленное преувеличение или  преуменьшение каких- либо предметов,  явлений, их свойств и соотношений.  Для воображения характерен отказ  от реальности, который позволяет  определить данный психический  процесс как про- цесс преобразующего  отражения действительности. Ценность  воображения заключается в том,  что оно позволяет принять  решение и найти выход из  проблем- ной ситуации даже  при отсутствии полной информации, необходимой для мышления. Человеческая  фантазия поз-

 

20. Интеллект, его структура  Под интеллектом понимается совокупность  самых об- щих умственных способностей, обеспечивающих успех в решении  разнообразных задач. По характеру  операций оцениваются анализ  запо- минания, синтез, познание содержания  может представ- лять собой манипуляцию образами, преобразование смыслов поведения, действия с символами. По продук- ту: интеллектуальная операция может представлять со- бой элемент, класс, отношение, систему, трансформа- цию и преобразование (рассуждение). Многообразные сочетания операций, содержаний и результатов мысли- тельной деятельности создают возможность 120 различ- ных интеллектуальных способностей. Гилфорд считает, что тип интеллекта конкретного человека будет опреде- ляться преобладанием какой-либо комбинации из этих 120 вариантов. .Большинство ученых предполагает, что, как и все функции психики, интеллект находится под воз- действием, с одной стороны, наследственности, с другой - подвержен влиянию окружающей среды, называемой адаптационной обусловленностью. Наследственная обусловленность связана со следующими факторами: 1) генетическая обусловленность; 2) физическое и психическое состояние матери в пре- натальный период (во время беременности); 3) хромосомные аномалии, ярким примером которых является болезнь Дауна; 4) условия экологии; 5) употребление специфических медикаментозных средств, алкоголя, наркотиков и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"