Какими характеристиками
обладает сознание: - активностью (оно
не только пребывает в движении,
но и содержит в себе источники
своего собственного дви- жения, и эти
источники воспроизводятся в
ходе самого движения); - интенциональностью
(направленностью на предмет); - способностью
к рефлексии (самопознание внутрен-
них психических актов и состояний,
их самоанализ и са- мооценка); - периодическими
состояниями (бодрствование, сон). Особое
место в структуре психики
и в структуре созна- ния занимает
самосознание. Самосознание - это уро-
вень сознания, на котором осуществляются
осознание, оценка человеком своего
знания, чувств, потребностей, мотивов
поведения и деятельности. Большая
часть процессов, протекающая во
внутреннем мире человека, им не осознается.
Неосознаваемые пси- хические процессы,
операции и состояния образуют осо-
бую сферу психической жизни
и получили название бес- сознательного.
Бессознательное выступает как
форма психического отражения, в
которой образ действительно- сти
и отношение к ней субъекта
не выступают как предмет специальной
рефлексии.
г "f 13. Ощущения, их свойства,
виды Ощущения - это отражение отдельных
свойств предметов и явлений,
непосредственно воздейст- вующих в
данный момент на органы чувств. Особен-
ность ощущений заключается в
их непосредствен- ности и сиюминутности.
Анализаторы служат физиологическим
аспектом ощущений. Они состоят из:
рецептора (ухо, глаз, вкусовые луковицы
на поверх- ности языка и т. д.),
нервных путей и соответствую-
щего участка головного мозга. Когда
тот или иной предмет, явление
воздействуют на рецептор опреде- ленным
свойством (цветом, вкусом, температурой,
по- верхностью, запахом и т. д.), возникает
ощущение. Когда человек непосредственно
прикасается к предме- ту, кладет
его на язык, подносит к носу, такое
воздей- ствие называется контактным.
Воздействие предме- та раздражает
специальные чувствительные клетки
рецептора. Раздражение - это физиологический
процесс, под воздействием которого
в нервных клет- ках возникает
возбуждение, передающееся по аффе- рентным
нервным волокнам в соответствующий
участок мозга. Только в мозге
физиологический процесс превращается
в психический, и индивид ощущает
то или иное свойство предмета или
явления. Свойства ощущений 1 .Наши органы
чувств способны менять свои характе-
ристики, приспосабливаясь к изменившимся
условиям среды. Эта способность
получила название адаптации ощущений.
Например, пребывание в абсолютной
тем- ноте повышает чувствительность к
свету за 40 мин. в 20 ты- сяч раз.
•-*
14. Пороги чувствительности
Каждый тип человеческих ощущений
дает специфиче- скую информацию.
Однако существуют общие законо-
мерности, характерные для всех видов
ощущений. К ним относятся уровни чувствительности,
или «пороги ощуще- ний». Чувствительность
- это способность к распозна- ванию величины
и качества раздражителя. «Порогом ощу-
щений» называют психологическую зависимость
между интенсивностью ощущения и силой
вызывающего раз- дражителя. Минимальная
величина раздражителя, вызывающая едва
заметное ощущение, называется нижним
абсо- лютным порогом чувствительности.
Наибольшая величина раздражителя, при
которой еще сохраняется данное ощущение,
называется верхним порогом чувствительности
(например, за этим поро- гом свет уже ослепляет).
Благодаря порогу чувствительности человек
может по- стоянно улавливать незначительные
изменения параметров внешней и внутренней
среды: силу вибрации, уменьше- ние или
увеличение силы звука, уровень освещенности,
уровень тяжести и т. д. Пороги чувствительности
для каж- дого индивидуальны. Их величина
зависит от многих при- чин. Особое влияние
на повышение чувствительности оказывают
характер деятельности, профессия, мотивы,
интересы, степень тренированности. Изменения
в силе и характере действующего раздра-
жителя, замечаемого человеком, называют
дифферен- циальным порогом, или «порогом
различения» Величину различения между
сигналом, при котором точность и скорость
различения достигают максимума,
_ __ ___ тттшя ^^ __. ШШШШ1 ___ __
ттатт ттшшт тшят -N
15. Восприятие, его виды
и свойства Восприятие есть
целостное отражение предметов
и явлений объективного мира
при их непосредственном воздействии
в данный момент на органы
чувств. Дея- тельность системы
анализаторов порождает восприятие.
Различают слуховые, зрительные, осязательные,
обоня- тельные, вкусовые и
кинестезические (двигательные) восприятия.
При резком эмоциональном или
физическом переутомлении часто
происходит повышение восприим-
чивости к обычным внешним
раздражителям. Звуки оглуша- ют,
свет ослепляет, запахи «въедаются»,
вызывая острое раздражение. Такие
изменения восприятия называются
гиперстезией. Гипостезия - противоположное
состоя- ние, выражающееся в понижении
восприимчивости к внешним стимулам.
Свойства восприятия. Исследователи
выделяют пять основных свойств
(качеств) восприятия. Константность
- устойчивость, постоянство образов
восприятия. Это во многом проявление
влияния нашего прошлого опыта.
Парашютист знает, что лес зеленый,
по- этому даже с большой высоты
воспринимает его именно таким.
Закон константности: человек
рассматри- вает окружающие его
знакомые предметы как не- изменные.
Целостность - всякий объект и
ситуация восприни- маются как
устойчивое системное целое, даже
когда час- ти этого целого
не могут быть наблюдаемы (например,
противоположная часть здания). Это
становится возмож- ным потому, что
образ, формирующийся в процессе от-
ражения действительности, обладает высокой
избыточ- ностью, т. е. некоторая совокупность
образа содержит
16. Внимание, его функции,
физиология, виды, качества Внимание
- это такое свойство психики,
которое вы- ражает ее направленность
и сосредоточенность на опре-
деленных объектах при одновременном
отвлечении от других объектов
в течение определенного периода
вре-
Функции внимания: • отбор
значимых воздействий, которые бы соответ-
ствовали потребностям данной деятельности;
• игнорирование других, менее
существенных конку- рирующих воздействий;
• регуляция деятельности и контроль:
удержание, со- хранение и выполнение
действия до тех пор, пока не бу- дет
получен результат. Физиологический
механизм внимания был рас- крыт в
работах советских ученых И. П. Павлова,
А. А. Ух- томского. Павлов считал, что
концентрация психической деятельности
при одновременном отвлечении от
всего остального достигается благодаря
закону взаимной ин- дукции нервных
процессов возбуждения и торможения
в коре больших полушарий головного
мозга. Возникший под воздействием
внешнего сигнала очаг возбуждения
в коре больших полушарий вызывает
торможение в дру- гих участках мозга.
Этот очаг возбуждения, который на определенное
время подчиняет все остальные
участки мозга, А. А. Ухтомский назвал
доминантой. Доминанта (от лат. dominaus - господствующий)
- это временная господствующая рефлекторная
система, обусловливаю- щая работу нервных
центров в данный момент и тем
самым придающая поведению определенную
направленность. Виды внимания: произвольное,
непроизвольное и послепроизвольное.
называют оперативным
порогом. Оперативный порог ощущений
в 10—15 раз выше дифференциального.
Выделяют также временной порог
- это мера дли- тельности и воздействия
раздражителя, необходимая для возникновения
ощущения. Латентный порог - период
реакции, отрезок време- ни от момента
подачи сигнала до момента возникновения
ощущения.
2. Повышение чувствительности
в результате взаимо- действия
ощущений или появление других
раздражите- лей называется сенсибилизацией.
3. Нередко под воздействием одного
раздражителя мо- гут возникнуть
ощущения, характерные для другого
раз- дражителя. Это явление
связано с синестезией (от греч.
synaisthesin - единовременное ощущение, совмест-
ное чувство), под ней понимается
психическое состоя- ние, при котором
действие раздражителя на соответствую-
щий орган чувства, помимо воли
субъекта, вызывает не только
ощущение, специфическое для данного
органа чувств, но одновременно
еще и добавочное ощущение
или представление, характерное
для другого органа чувств. Например,
цветовые сочетания влияют на
темпе- ратурную чувствительность:
сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода,
а желто-оранжевый - тепла. 4. Явление сенсорного
голода, большой дефицит ощу- щений называется
сенсорной депривацией. В случае сенсорной
депривации в психике человека возникают
разнообразные аномальные явления - от
галлюцинаций и впадений в забытье до
полного отключения мозга. Виды ощущений.
При классификации ощущений вы- двигают
следующие критерии: 1) по месту расположения
рецепторов; 2) по наличию либо отсутствию
непосредственных кон- тактов рецептора
с раздражителем, вызывающим ощу- щение;
3) по времени возникновения в ходе эволюции;
4) по модальности (виду) раздражителя.
Качества внимания * Концентрация
и длительность. Концентрация внимания
выражается в степени сосредоточенности
вни- мания на объекте. Длительность
сосредоточенности внимания характеризует
его устойчивость. Внимание, ко- торое
способно в течение долгого времени
оставаться непрерывно сосредоточенным
на одном предмете или работе, называется
устойчивым. Именно устойчивость и
концентрация внимания отличают людей,
страстно увлеченных любимым делом,
умеющих ради главного от- ключиться
от многочисленных побочных раздражителей.
Однако колебания внимания существуют
даже при концентрированном и
устойчивом внимании. Это крат- ковременные,
непроизвольные изменения интенсивно-
сти внимания. * Переключение внимания
- намеренный, осо- знанный перенос
внимания с одного объекта на другой.
Так, например, продавец должен постоянно
переключать внимание с работы с
кассой на диалог с покупателем, упаковку
товара и т. п. * Распределение внимания
— возможность удер- живать в
сфере внимания одновременно несколько
объектов, выполнять несколько видов
деятельности. Даже маленький ребенок
может одновременно слушать мамину
сказку и, к примеру, рисовать. * Объем
внимания — количество объектов, которое
человек способен воспринять при
единовременном предъявлении. Величина
объема внимания зависит и от быстрого
включения, и от хорошего распределения
вни- мания. Взрослый человек может
одновременно охватить вниманием не
более шести независимых друг
от друга объектов. * Рассеянность внимания
— невнимательность, ко- торая, в
свою очередь, происходит от разных причин.
информацию не только о
самой себе, но и о других ком-
понентах, а также об образе в
целом. Если мы видим лишь голову и
плечи собеседника, то можем достроить
положение его рук и туловища.
Осмысленность - как правило, человек
воспринимает лишь то, что понимает.
Экспериментально доказано, что осмысленные
слова запоминаются существенно
быстрее и точнее, чем бессмысленный
набор букв или слогов. Избирательность
проявляется в преимущественном
выделении одних объектов по сравнению
с другими. Апперцепция - это зависимость
восприятия от про- шлого опыта, от общего
психического состояния человека, от его
индивидуальных способностей. Когда наблюдается
зависимость восприятия от устойчивых
особенностей личности (убеждений, мировоззрения
и т. п.), такую ап- перцепцию называют устойчивой.
Различают также временную апперцепцию,
в которой оказываются ситуа- тивно возникающие
психические состояния личности (сильные
эмоции, действие установки и т. п.).
10
17. Память, ее процессы, свойства,
виды Человеческая память - это
форма психического отражения,
заключающаяся в накоплении, закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении
индиви- дом своего опыта. Наша
память представляет собой об-
разование, которая функционирует
благодаря взаимо- действию трех
основных процессов: запоминания,
сохранения и воспроизведения
информации. Эти процессы не только
взаимодействуют, между ними су-
ществует взаимная обусловленность.
Запоминание - основная задача
этого процесса - точно, быстро
и много запомнить. Различают
непроиз- вольное и произвольное
запоминание. Непроизволь- ное
запоминание наглядно демонстрирует
такое свойство памяти, как избирательность.
«Эффект Зейгарник» (был впервые
описан в 1927 г. советским психологом
Блюмой Вульфовной Зейгарник
(1900-1988): человек непро- извольно
гораздо лучше запоминает действия
неза- вершенные, ситуации, не получившие
естественно- го разрешения. Выделяют
четыре вида памяти в соответствии
с ти- пом запоминаемого материала:
1) двигательная память, т. е. способность
запоми- нать и воспроизводить
систему двигательных операций (водить
машину, плести косу, завязывать
галстук и т. п.); 2) образная
память, под ней подразумевается
возможность сохранять и в
дальнейшем использовать данные
нашего восприятия. Она бывает (в
зависимо- сти от принимающего
анализатора) слуховой, зри- тельной,
осязательной, обонятельной и вкусо-
вой;
18. Мышление, его виды, связь
с речью Мышление - это активное,
целенаправленное, опос- редованное
и обобщенное отражение окружающей
дей- ствительности в сознании
человека. Чувственное позна- ние
является базой, опираясь на
которую формируется мышление. Исходным
материалом мыслительной дея-
тельности служат восприятие
и формирующиеся на его основе
представления. Ведущую роль в
мыслительной деятельности играет
аналитико-синтетическая дея- тельность.
Она представляет собой неразрывное
един- ство двух мыслительных
операций: мысленного раз- ложения
исходных образов на соответственные
части (анализ) и последующего
их соединения в новые сочетания
(синтез). Без анализа и синтеза
была бы невозможной такая
важная мыслительная опе- рация,
как сравнение. Сравнивая между
собой пред- меты, мы сперва расчленяем
их на составные части, вы- деляем отдельные
качества и свойства, а затем сопоставляем
их друг с другом. Сопоставление - это син-
тетическая операция. Сравнивая предметы,
их качества и свойства, мы обнаруживаем
в них как различия, так и сходство. Абстрагирование
- это мыслительная опера- ция, суть которой
состоит в мысленном отвлечении от различных
сторон и свойств предмета с целью выделе-
ния одного какого-либо свойства или признака
в каче- стве существенного. Обобщение
- синтетическая мысли- тельная операция,
целью которой является установление
общих признаков и качеств объектов. На
основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования
и обобщения обра- зуется главная логическая
форма, на базе которой осуще- ствляется
мышление. Эта форма носит название понятия.
Понятие - это форма мысли, выражающая
общие и су-
19. Воображение, его виды
Воображение - это психическая
деятельность, со- стоящая в создании
представлений или мысленных
об- разов в человеческом сознании,
никогда в целом не воспринимавшихся
человеком в действительности. Оно
позволяет представить результат
деятельности до ее начала, предвосхитить
то, чего не существует. Именно
с этим связана способность
человека находить новые пути,
делать открытия, искать способы
решения возни- кающих задач.
Воображение представляет собой
опережающее отраже- ние действительности.
Но следует заметить, что опережаю-
щее отражение действительности,
осуществляющееся в рамках воображения,
происходит в конкретно-образной
форме в виде ярких представлений,
в то время как опере- жающее
отражение в процессах мышления
происходит путем оперирования
абстрактными понятиями. Простейшая
форма синтезирования - агглютинация.
Агглютинация предполагает «собирание»
различных в по- вседневной жизни
несоединенных качеств, свойств,
час- тей. Известна также близкая
по форме к агглютинации гиперболизация,
которая, в свою очередь, характеризует
усиленное преувеличение или
преуменьшение каких- либо предметов,
явлений, их свойств и соотношений.
Для воображения характерен отказ
от реальности, который позволяет
определить данный психический
процесс как про- цесс преобразующего
отражения действительности. Ценность
воображения заключается в том,
что оно позволяет принять
решение и найти выход из
проблем- ной ситуации даже
при отсутствии полной информации,
необходимой для мышления. Человеческая
фантазия поз-
20. Интеллект, его структура
Под интеллектом понимается совокупность
самых об- щих умственных способностей,
обеспечивающих успех в решении
разнообразных задач. По характеру
операций оцениваются анализ
запо- минания, синтез, познание содержания
может представ- лять собой манипуляцию
образами, преобразование смыслов поведения,
действия с символами. По продук- ту: интеллектуальная
операция может представлять со- бой элемент,
класс, отношение, систему, трансформа-
цию и преобразование (рассуждение). Многообразные
сочетания операций, содержаний и результатов
мысли- тельной деятельности создают возможность
120 различ- ных интеллектуальных способностей.
Гилфорд считает, что тип интеллекта конкретного
человека будет опреде- ляться преобладанием
какой-либо комбинации из этих 120 вариантов.
.Большинство ученых предполагает, что,
как и все функции психики, интеллект находится
под воз- действием, с одной стороны, наследственности,
с другой - подвержен влиянию окружающей
среды, называемой адаптационной обусловленностью.
Наследственная обусловленность связана
со следующими факторами: 1) генетическая
обусловленность; 2) физическое и психическое
состояние матери в пре- натальный период
(во время беременности); 3) хромосомные
аномалии, ярким примером которых является
болезнь Дауна; 4) условия экологии; 5) употребление
специфических медикаментозных средств,
алкоголя, наркотиков и т. п.