Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

изменяет программу своих  действий в зависимости от условий - внешних и внутренних. Бехтерев создал первую в России экспериментально- психологическую лабораторию (1885) и  Психоневрологи- ческий институт (1908), в которых проводились комп- лексные  психофизиологические исследования. Лев  Семенович Выготский (1896-1934) создал культурно-историческую теорию психики  челове- ка, с помощью которой  стремился определить качествен- ную  специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого  сознания и механиз- мов его формирования. Выготский различает два уров- ня психики человека: низшие натуральные  и выс- шие социальные психические  функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запомина- ние). Высшие психические функции  носят социальный ха- рактер. Как  в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский выделяет три стадии интериоризации. Первая - взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая - ребенок перенимает у взрос- лого способ общения - начинает воздействовать словом на взрослого. Третья - ребенок  начинает воздейство- вать словом на себя.

признаться и которые  поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, за- бываются, но в реальности остаются в психической жизни  человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Психика человека состоит  из трех элементов: • «Ид» (Оно) - бессознательное; • «ЭГО» («Я») - сознание; • «СУПЕРЭГО» («СВЕРХ-Я») - сверхсознание. Фрейд утверждал, что бессознательное играет определя- ющую роль в поведении человека. Этот слой человеческой психики функционирует  на основе природных инстинктов, «первичных влечений». Энергия сексуальных  влечений - либидо. Все тело представляет собой большую эрогенную зону, но Фрейд особо выделяет рот, анус и половые органы. Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм. Гуманистическая  психология возникла в 60-е гг. XX в. Ее основоположник - Абрахам Маслоу (1908-1970). Под гуманизмом подразумевается  определенный тип миро- воззрения, утверждающий с ского бытия, стимулирующий  возможности его самореализации. Основные положения гуманистической психологии: жизнь есть то, что мы делаем из нее сами, каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, люди - мыслящие существа, решающие и свободно вы- бирающие свои действия.

отражения основные усилия существования любого живо- го организма  направлены на уравновешивание его  с окру- жающей средой. Такое уравновешивание  достигается благодаря тому, что  на любое жизненно важное изме- нение  в окружающей обстановке организм отвечает ка- кой-то приспособительной реакцией. Отсюда следует, что психика - это  специальный аппарат для отражения  реаль- ности и регулирования  организма в соответствии с отра- женными свойствами окружающей среды. А. Н. Леонтьев сформулировал критерий психическо- го. С точки зрения Леонтьева  психическое появляется тогда, когда  живые организмы приобретают  способность реагировать не прямо  на биологически значимые раздра- жители, а на сигналы о существовании  таких биологиче- ски значимых объектов. Наличие психики предполагает наличие  внутренней реальности, психического образа пе- реживания. Сигнал же только тогда возможен как сигнал, если он связывается с образом того, о чем он сигна- лизирует. Например, запах сам по себе несъедобен, но с ним может связываться то, что непосредственно связа- но с  жизнеобеспечением. Психика появляется лишь тогда, когда у животных фор- мируется особая материальная структура, ответственная за отражение, - нервная  система. Наличие нервной сис- темы позволяет организму активно  строить свое поведе- ние и осуществлять его в окружающей среде, реализуя определенные установки, которые вытекают из его жиз- ненных потребностей.

которые сопровождаются электрическими и химическими изменениями и  деполяцией двух видов: возбуждения  и торможения. По топографическому принципу нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Цент- ральная нервная система  состоит из головного и спинно- го мозга. Периферическая включает в  себя все нервные структуры, расположенные  за пределами головного и спинного мозга. Головной мозг расположен в полости  че- репа (в черепной коробке). Объем  черепной коробки у че- ловека в  среднем 1450 см3. Вес мозга колеблется от 1100 до 3000 г. Головной мозг является высшим отделом центральной нервной  систе- мы. При внешнем осмотре  в нем выделяют мозговой ствол, большой  мозг и мозжечок. В свою очередь, мозго- вой ствол подразделяют на продолговатый мозг, мост, средний  мозг и промежуточный мозг. Большой  мозг представлен двумя полушариями - правым и левым, которые связываются  друг с другом мозолистым телом. Наружная часть большого мозга покрыта  плащом, кото- рый в физиологии обозначается как кора больших полу- шарий. Кора составляет важнейшую часть головного моз- га, являясь материальным субстратом высшей нервной деятельности, главным регулятором всех жизненных функ- ций организма. В промежуточном мозгу выделяют две важные структуры: таламус и гипоталамус. Таламус пред- ставляет собой коллектор почти всех сенсорных путей, которые здесь имеют переключения на пути в соответ- ствующие отделы мозга. Гипоталамус является важным центром, обеспечивающим поддержание постоянства внутренней среды организма (межклеточной жидкости).

9. Отличия психики животных  от психики человека Рефлекторная  теория формулирует три тенденции  в развитии психики живых организмов: 1) усложнение формы поведения  (формы двига- тельной активности); 2) совершенствование способности  к индиви- дуальному научению; 3) усложнение  форм психического отражения.  Тот или иной характер отражения  живым организмом окружающей  действительности свидетельствует  об уров- не развития психики.  А. Н. Леонтьев в своей книге  «Проб- лемы развития психики»  предложил следующую перио- дизацию  эволюции психики живых организмов: 1) стадия сенсорной психики; 2) стадия  перцептивной психики; 3) стадия интеллекта. На стадии элементарной чувствительности  психика жи- вотных способна отражать  лишь отдельные свойства внешней  действительности. Наличие такого  уровня раз- вития психики демонстрируют  уже простейшие организ- мы. Они  способны к достаточно сложным  перемещениям в пространстве (в  толще воды, на поверхности находя- щихся в воде предметов или  по дну водоемов). У тех же  простейших обнаружены элементарные  формы индиви- дуального научения. Научение - это адаптивные изме- нения  индивидуального поведения в  результате освоения предшествующего  опыта. Оно проявляется в основном  в эффектах привыкания. Второй  этап эволюции психики - стадия  перцептивной (воспринимающей) психики.  Животные, которые находят-

•-*

10. Возрастные особенности,  возрастная классификация Каждый  период онтогенетического развития  характе- ризуется определенными  возрастными особенностями. Возрастные  особенности - это специфические  свой- ства психики индивида, закономерно  изменяющиеся в про- цессе смены  возрастных стадий. Д. Бромлей  жизнь рассматривает как совокупность  пяти циклов: утробного, детства,  юности, взрос- лости и старения. Каждый из циклов состоит из  ряда стадий. Утробный цикл состоит  из 4 стадий до момента рождения. С этого времени развитие характеризуется  сменой способов ориентации, поведения  и коммуника- ции во внешней  среде, динамикой интеллекта, эмоцио- нально-волевой сферы, мотивации,  социального станов- ления личности  и профессиональной деятельности. Второй цикл - детство - состоит  из трех стадий: мла- денчество, дошкольное детство и раннее школьное дет- ство и охватывает 11 -13 лет жизни. Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового созревания (11-13-15 лет) и поздней юности (16-21 год). Цикл взрослости - из четырех стадий: 1) ранняя взрослость (21 -25 лет); 2) средняя взрослость (26-40 лет); 3) поздняя взрослость (41-55 лет); 4) предпенсионный возраст (56-65 лет). Цикл старения состоит из трех стадий: 1) удаление от дел (66-70 лет); 2) старость (71 и более лет); 3) болезненная старость и дряхлость. Детство - это продукт эволюции, а человеческое дет- ство - еще и результат исторического развития общест- ва. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства.

11. Сознание, самосознание, бессознательное  Функционально-содержательную сторону  психики ха- рактеризуют понятия  «психические процессы, свойства  и состояния». Различные уровни  психической активности отражаются  понятиями сознания и бессознательного. Сознание рассматривается как  понимаемая и пережи- ваемая внутренняя  реальность, подразделяемая на пред- ставления, образы и волевые  действия. Их ценность обусловлена  внутренне присущими сознанию  и непо- средственно переживаемому  связями между раз- розненными  впечатлениями. При этом сознание  рас- сматривается как внутренне  структурированное явление. Когнитивная  психология нацелена на объяснение  причин и механизмов сознания. В ее рамках уровни строе-  ния психики представлены как  уровни переработки ин- формации  на основе субъективных образований  - личност- ных конструктив. В  отечественной психологии сознание  рассматри- вается как высший  уровень психического отражения  и са- морегуляции, присущий только  человеку как обществен- но-историческому  существу. Главной функцией сознания  являются мысленное построение  действий и предвиде- ние их  последствий, контроль и управление  поведением личности, ее способности  отдавать себе отчет в том,  что происходит как в окружающем, так и в собственном лич-  ном духовном мире. Сознание включает  в себя совокупность знаний  об окружающем нас мире, в структуру  сознания входят важ- нейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К таким про- цессам  относятся ощущения и восприятия, память, во- ображение, мышление.

12. Представления о сне  и бодрствовании Сон - жизненно  необходимая потребность организма,  не менее важная, чем пища. Физиологи  экспериментально доказали, что,  например, собака может жить без  пищи около месяца. Если же  ее лишить сна, она погибает  через 10-12 дней. Человек, попавший  в исключительные усло- вия, может  голодать около двух месяцев,  а без сна он не проживет  больше двух недель. Известны, однако, несколько исключений из этого  пра- вила, которые до сих пор  представляют собой загадку для ученых. Медицинским чудом называли врачи всего мира 77-летнего шведа Олафа Эрикссона, который не спал бо- лее 46 лет. Детальное исследование явлений сна стало возможным после того, как был изобретен элекгроэнцефалограф - прибор для записи биотоков мозга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозга спя- щего человека отличаются медленной активностью: час- тота их колебаний - 1 -3 в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотой колебаний 8-13 в секунду. Сон имеет две разновидности: медлен- ный (спокойный) и быстрый (активный). При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медлен- ного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. При быстром сне физиологические функции, наобо- рот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот

Человеческое детство, как  отмечалось выше, - это не только продукт  эволюции, но и результат исторического  развития. Ж.-Ж. Пиаже выделил три  основных периода станов- ления интеллекта с момента рождения и до 15 лет: 1) период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). В этом периоде выделяются шесть основных стадий; 2) период подготовки и организации конкретных операций (3-11 лет). Здесь выделяются два подпериода - подпериод дооперационных представлений (3-7 лет), в этом подпериоде Пиаже  различает три стадии, и подпе- риод (8-11 лет) конкретных операций. Д. Б. Эльконин выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии ведущей деятельности. В современной психологии широкое  распространение получили периодизации развития ребенка по метриче- скому  принципу: 1) период новорожденное™ - от момента рожде- ния до 1 -2 месяцев; 2) младенчество - первый год жизни; 3) раннее детство - второй и третий годы жизни; 4) дошкольное детство - от трех до шести лет; 5) младший школьный возраст - от шести до деся- ти-одиннадцати  лет; 6) подростковый возраст - от одиннадцати-две- надцати до четырнадцати-пятнадцати лет; 7) ранняя юность - до семнадцати лет. Переход от одной возрастной ступени  к другой характе- ризуется «кризисом», причина которого - назрев- шее противоречие между новыми потребностями ребен- ка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже больше не устраивают.

ся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в фор- ме отдельных элементарных ощущений, а  в форме целост- ных образов  вещей и их соотношений друг с  другом. Са- мое общее, что объединяет поведение животных на этой стадии, - это разрастание и усложнение промежуточных или предвосхищающих форм поведения на пути к конеч- ным биологическим целям. На уровне перцептивной пси- хики реакция превращается в развернутую многозвенную цепь действий - операций. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинктивные действия. Инстинкт - это ге- нетически фиксированное, наследуемое, непроизволь- ное, стереотипное, автоматизированное видотипичное поведение, представляющее собой сложные акты реаги- рования животного на определенные условия среды, на- правленные на удовлетворение биологических потребно- стей и основанное на безусловных рефлексах. Каждый вид животных обладает своеобразным набором инстинк- тов на основе механизма наследственности. Они воспро- изводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме в качестве морфологического признака. Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека, - это подчиненность поведения животных исключительно биологическим це- лям, законам и механизмам. У животных отсутствуют за- крепление, накопление и передача опыта поколений в ма- териальной форме, т. е. в форме материальной культуры. Решающую же роль в формировании психики человека стало играть использование языка и речи.

вид сна и получил название «быстрый»). Быстрые дви- жения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10-15 мин. после окончания быстрых  движений глаз, он расскажет об увиденном  во сне. При пробуждении в пе- риод медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую актива- цию физиологических  функций в быстром сне, мышцы  тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить спящего бывает значительно  труднее. Таким образом, быстрый  сон, с одной стороны, является более  глубоким по сравнению с медленным, а с другой - судя по ак- тивности физиологических функций, более  поверхностным. Поэтому он и получил  название парадоксального сна. Быстрый  сон имеет важное значение для  жизнедеятель- ности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в период появления быстрых  дви- жений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность  сна, через пять-семь дней у него наступают психические расстройства. Поскольку в состоянии бодрствования  нервная система загружена в  основном текущей деятельностью, информа- ция, важная для будущего, фиксируется  в долговремен- ной памяти без  переработки. Именно во сне происходит переработка этой информации. На ее основе в спящем организме осуществляется всесторонняя целенаправлен- ная подготовка физиологических систем к той  деятельно- сти, которая предстоит  в последующем периоде бодр- ствования.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"