•-»
2. Методы психологии: наблюдение,
эксперимент, тесты, проективные
методы, опрос Методы научного
исследования - совокупность приемов
и средств, с помощью которых
ученые получают достоверную
информацию, используемую для построения
научных теорий и проверки
их истинности. 1. Наблюдение - это
метод сбора эмпирической информации
с помощью органов чувств, который
зак- лючается в преднамеренном,
целенаправленном, сис- тематическом,
непосредственном восприятии и
регис- трации психологических
фактов. Метод наблюдения имеет
множество форм. По характеру
объекта раз- личают внутреннее
и внешнее наблюдение. Внутрен-
нее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция)
- когда объектом наблюдения является
сам наблюдатель (испытуемый). При
внешнем наблюдении объект исследования
наблюдается извне, со стороны.
По ха- рактеру контакта различают
непосредственное на- блюдение и
опосредованное. При непосредственном
наблюдении наблюдатель и объект наблюдения
находятся в непосредственном контакте
и взаимодействии. При опосредованном
наблюдении исследователь знакомит- ся
с наблюдаемым объектом косвенно, например
изучая документы. По упорядоченности
времени различа- ют сплошное и выборочное
наблюдение. При сплош- ном наблюдении
ход событий фиксируется постоянно. При
выборочном исследователь фиксирует наблюдае-
мые процессы строго в определенные промежутки
вре- мени. По информированности участников
различа- ют скрытое и открытое наблюдение.
В случае скрытого наблюдения о присутствии
наблюдателя исследуемым не
3. Связь психологии с
другими науками Рассмотрим взаимоотношения
психологии и смежных с ней
наук. Колыбелью психологии, как
и многих других наук, стала
философия. Еще в III в. до
н. э. выдающийся философ античности
Аристотель написал трактат «О
душе». И в наши дни философия
играет заметную роль в психо-
логических исследованиях, потому
что проблемы душев- ной жизни
не могут разрабатываться вне
решения миро- воззренческих проблем:
об отношении материального и
идеального, телесного и духовного,
объективного и субъек- тивного,
биологического и социального
и т. д. Связь биологии и
психологии прослеживается по
нескольким направлениям. Психология
заимствовала некоторые об- щебиологические
теоретические положения для
обосно- вания закономерностей развития
психики. Ведущую роль в этом
плане сыграла эволюционная теория
Ч. Дарви- на. Например, многие
авторы утверждают, что существу-
ет биогенетический закон, согласно
которому онтогенез (индивидуальное
развитие человека) есть сокращенное
повторение филогенеза (развития
человечества). Осно- ватель школы
психоанализа 3. Фрейд обозначал
этапы индивидуального развития,
находя их аналоги на различ-
ных уровнях эволюции животного
мира. Отрасль совре- менной психологии
зоопсихология активно использует
достижения этологии - науки о
поведении животных. Несомненна
зависимость решения психологических
проб- лем от данных генетики,
предоставляющих материал для
осознания соотношения врожденного
и приобретен- ного в течение
жизни человека. На базе связи
с генетикой развивается специальная
отрасль психологии - психо- генетика.
Значительна связь психологии
с физиологи-
4. Структура современной
психологии Современная психология
представляет собой разветв- ленную
систему научных дисциплин, связанных
с раз- личными областями науки
и практики, составляющими комплекс
развивающихся психологических
наук. Этот комплекс по различным
критериям можно разделить на
фундаментальные и прикладные, общие
и спе- циальные психологические
науки. Общая психология носит
фундаментальный характер, изучает общие
фундаментальные свойства, качества и
со- стояния, характеризующие психику
в целом, формулирует некоторые универсальные
принципы, основные понятия, которыми
руководствуются и которые используются
во всех прикладных и специальных психологических
дисциплинах. Психику человека и животных
в конкретных сферах изуча- ют специальные
отрасли психологии. Дифференциаль- ная
психология выявляет и описывает индивидуальные
различия людей, их предпосылки и процессы
развития. В подотрасли этой психологии
- возрастной психоло- гии - данные различия
представляются по возрастам. Особое внимание
уделяется изменениям, происходящим при
переходе от одного возраста к другому
(кризисы, смена ведущей деятельности
и т. д.). Сравнительная психология исследует
филогенети- ческие формы психической
жизни. В данной отрасли пси- хологии осуществляется
сопоставление психики живот- ных и человека.
Подотраслью сравнительной психологии
является зоопсихология, изучающая особенности
пси- хики животных. Генетическая психология
изучает наследственные ме- ханизмы психики
и поведения, их зависимость от человека.
сообщается, при открытом
наблюдении исследова- тель оповещает
испытуемых о своей роли. По характеру
взаимодействия с объектом различают
включенное наблюдение и невключенное.
При включенном на- блюдении исследователь
сам становится членом груп- пы, при
невключенном наблюдении исследование
протекает без установления контакта
с изучаемым объек- том. 2. Эксперимент
- это метод исследования, целью
кото- рого является установление причинно-следственных
связей между определенными методами.
Эксперимент отличается от наблюдения
активным вмешательством исследователя
в ситуацию. Выделяют естественный
эксперимент и ла- бораторный. 3. Тест
- это стандартизированная психологическая
ме- тодика, предназначенная для
сравнительной количествен- ной
и качественной оценки у человека
изучаемого психоло- гического качества
(тест-опросник, тест-задание, тест IQ). 4.
Проективные методы - методы, использующие
ме- ханизм проекции, согласно которому
испытуемый при отве- тах на неопределенный
стимул проецирует на тестовый ма- териал
свои чувства, потребности, жизненные
ориентации (метод завершения, ассоциативные
методы и т. д.). 5. Опрос - метод психологического
исследования, в про- цессе которого
испытуемым задаются вопросы и на
основе ответов на них судят о
психологических качествах людей
и характере межличностного взаимодействия
в группах, кол- лективах. Опросы делятся
на устные (интервью) и пись- з (анкета).
Медицинская психология изучает
психические осо- бенности деятельности
врача и поведения больного, раз-
рабатывает психологические методы
лечения. Социальная психология исследует
психические яв- ления, которые возникают
в процессе взаимодействия людей в различных
организованных и неорганизованных общественных
группах. Психология аномального развития
(патопсихология) изучает многообразные
отклонения в развитии психики. Педагогическая
психология изучает закономерно- сти развития
личности в процессе обучения и воспитания.
Психология торговли рассматривает психологиче-
ские особенности воздействия рекламы,
индивидуальное восприятие товаров и
другие особенности спроса, психо- логические
факторы обслуживания клиентов. Юридическая
психология исследует психологиче- ские
особенности ведения уголовного процесса.
Военная психология изучает поведение
человека в условиях военных действий,
психологические стороны взаимодействия
командиров и подчиненных, психологи-
ческие проблемы управления боевой техникой.
Психология спорта выявляет психологические
осо- бенности личности и деятельности
спортсменов, условия и средства их психологической
подготовки, психологи- ческие параметры
тренированности, мобилизационную готовность
спортсменов. Психология труда рассматривает
психологические особенности трудовой
деятельности человека, законо- мерности
формирования и развития трудовых навыков.
ей высшей нервной деятельности.
На основе развития фи- зиологии в психологическую
теорию вошли понятия рефлек- торной
дуги, рефлекторного кольца, условного
и безуслов- ного рефлекса и другие.
Труды физиологов И. М. Сеченова, И. П.
Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина,
В. М. Бехте- рева, Г. Гельмгольца, Н. А. Бернштейна
и других внесли существенный вклад
в становление и развитие психоло-
гии как науки. На стыке психологии
и невропатологии возникла патопсихология,
изучающая различные варианты патологии
психического развития. Медицина в
значи- тельной мере способствовала
появлению нейропсихоло- гии, которая
изучает мозговые механизмы высших
психи- ческих функций на основе локальных
поражений мозга. Существует специальная
отрасль знания, находящаяся на стыке
психологии и социологии, решающая
проблему межличностного взаимодействия,
в том числе социальных групп.
С историей психологию сближает интерес
к осо- бенностям духовного облика
человека в различные исто- рические
эпохи и в различных культурах:
особенности мировосприятия, личности,
формирования эталонов по- ведения, взаимоотношений,
особенности возникнове- ния и
формирования групп и т. д. На стыке
психологии и этнографии возникла этнопсихология,
изучающая осо- бенности психики
людей различных народов и
культур, исследующая проблемы национального
характера, само- сознания и т. д.
5. Направления зарубежной
психологии: гештальтпсихология, бихевиоризм,
психоанализ, гуманистическая психология
Гештальтпсихология зародилась
в Германии и полу- чила признание
в Европе. Ее создатели - Макс Верт- геймер
(1880-1943), Курт Коффка (1816-1841), Вольфганг Келер
(1887-1967). Гештальтпсихологи утверждали,
что существуют связи, при которых то,
что происходит в целом, не выводится из
элементов, существующих якобы в виде
отдельных кусков, связанных потом вместе,
а, напротив, то, что проявляется в отдель-
ной части этого целого, определяется
внутренним струк- турным законом этого
целого. И. Рубин изучил феномен «фигуры
и фона». Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение)
- тече- ние, возникшее в начале XX в., утверждающее
в качестве предмета психологии поведение.
Основатель бихе- виоризма - американский
психолог Джон Уотсон (1878-1958). С точки зрения
бихевиоризма предметом психологии как
науки может быть только то, что доступно
внешнему наблюдению, т. е. факты поведения.
В качестве принципа научного подхода
бихевиоризм признает прин- цип детерминизма
- причинно-следственное объясне- ние событий,явлений.
Психоанализ. Основоположником психоанализа
является австрийский врач-психоневролог
Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается
на идее о том, что поведение человека
определяется не только и не столько его
сознанием, сколько бес- сознательным,
к которому относятся те желания, вле-
чения, переживания, в которых человек
не может себе
6. Направления отечественной
психологии: учение И. М. Сеченова,
И. П. Павлова, В. М. Бехтерева
о рефлекторной природе психики;
культурно-историческая теория человеческой
психики Л. С. Выготского Одним
из основоположников научной
психологии в Рос- сии является
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).
В своей работе «Рефлексы головного
мозга» (1863) он заложил основы
учения о рефлекторной природе
психики. Сеченов не отождествлял
психический акт с рефлекторным,
а только указывал на сходство
в их строении. Он смог соотнести
рефлекс с психикой, бла- годаря
тому что им было радикально
преобразовано само понятие рефлекса.
Согласно же Сеченову, на- чальным
звеном рефлекса является не
высший меха- нический раздражитель,
а раздражитель-сигнал. Физиологическим
основанием психической деятельно-
сти, по Сеченову, является саморегуляция
поведе- ния организма посредством
сигналов. И. М. Сеченов показал,
что наряду с возбуждением
в мозгу осуществ- ляется торможение.
Раскрытие механизма централь- ного
торможения, который позволяет задерживать
реф- лексы, позволило показать,
как внешние действия могут
преобразовываться во внутренние
и таким образом за- ложить
основы для исследования механизма
интери- оризации. И. П. Павлов
развил учение о рефлексе. Если
прежде под рефлексом имелась
в виду жестко фиксированная
стереотипная реакция, то Павлов
вводил в это понятие «принцип
условности». Он ввел понятие условного
рефлекса. Это означало, что организм приобретает
и
7. Связь психики и организма.
Мозг и психика В современной
психологии наибольшую известность
приобрели конституциональные типологии
человеческой психики немецкого
психолога Э. Кречмера и американ-
ского психолога У. Шелдона.
Э. Кречмер в своей работе
«Строение тела и характер»
стремился обосновать поло- жение,согласно
которому тип телосложения предопре-
деляет основные характерологические
особенности лич- ности. Значительное
внимание в психологии уделяется
выясне- нию роли врожденных, генетических
факторов, определяю- щих особенности
психики того или иного индивида.
Структурно-функциональной единицей
мозга, как и всей нервной
системы, является нейрон. Человеческий
мозг насчитывает 1011 связанных
между собой и взаимодействующих
нейронов. В нейроне выделяют
тело, отростки и окончания. В
составе рефлекторной дуги по
своей функциональной значимости
различают три вида нейронов:
• рецепторные (чувствительные,
афферентные), имею- щие чувствительные
нервные окончания, которые спо-
собны воспринимать раздражения
из внешней и внутрен- ней
среды; • эффекторные (эфферентные),
окончания аксонов которых передают
первый сигнал на рабочий орган;
• ассоциативные (вставочные, центральные),
являю- щиеся промежуточными в
составе рефлекторной дуги и
передающие информацию с чувствительного
нейрона на эффекторные. Ни
один поведенческий акт не
возможен без возникно- вения
на клеточном уровне отрицательных
потенциалов,
8. Понятие психического
Психика является результатом
длительной эволюции животного
мира и индивидуального развития
каждого че- ловека. Существуют две
истории развития психики. Во-
первых, ее историческое развитие
(филогенез), охваты- вающее миллионы
лет эволюции. Во-вторых, развитие
психики того или иного живого
существа, в том числе и конкретного
отдельно взятого человека (онтогенез),
ко- торое включает в себе более
короткий период - период жизни
данного живого существа. В своем
онтогенетическом развитии высшее
животное, в частности человек,
в какой-то мере повторяет путь,
пройденный живыми существами
в исторической эволю- ции.
Рассмотрим, как происходила историческая
эволю- ция психики - филогенез.
Сравнительная зоопсихология позволяет
сопоставить уровни развития
психического на основе эксперимен-
тальных исследований с ныне
живущими животными. Од- нако следует
иметь в виду, что все современные
виды животных, даже самые простейшие,
представляют собой такой же
результат деятельности эволюции,
как и высшие животные, включая
человека. Поэтому, исследуя совре-
менные живые организмы, нельзя
получить реального филогенетического
ряда. Для того чтобы решить проблему происхождения
и эво- люции психики, необходимо определить,
что свидетель- ствует о наличии психического
у того или иного живого существа, или,
иначе говоря, установить критерий психи-
ческого. Наиболее разработанной концепцией,
устанав- ливающей критерий психического,
является рефлек- торная теория (теория
отражения). С точки зрения теории