Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

•-»

2. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, проективные  методы, опрос Методы научного  исследования - совокупность приемов  и средств, с помощью которых  ученые получают достоверную  информацию, используемую для построения  научных теорий и проверки  их истинности. 1. Наблюдение - это  метод сбора эмпирической информации  с помощью органов чувств, который  зак- лючается в преднамеренном, целенаправленном, сис- тематическом, непосредственном восприятии и  регис- трации психологических  фактов. Метод наблюдения имеет  множество форм. По характеру  объекта раз- личают внутреннее  и внешнее наблюдение. Внутрен-  нее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) - когда объектом наблюдения является  сам наблюдатель (испытуемый). При  внешнем наблюдении объект исследования  наблюдается извне, со стороны.  По ха- рактеру контакта различают  непосредственное на- блюдение и  опосредованное. При непосредственном наблюдении наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии. При опосредованном наблюдении исследователь знакомит- ся с наблюдаемым объектом косвенно, например изучая документы. По упорядоченности времени различа- ют сплошное и выборочное наблюдение. При сплош- ном наблюдении ход событий фиксируется постоянно. При выборочном исследователь фиксирует наблюдае- мые процессы строго в определенные промежутки вре- мени. По информированности участников различа- ют скрытое и открытое наблюдение. В случае скрытого наблюдения о присутствии наблюдателя исследуемым не

3. Связь психологии с  другими науками Рассмотрим взаимоотношения  психологии и смежных с ней  наук. Колыбелью психологии, как  и многих других наук, стала  философия. Еще в III в. до  н. э. выдающийся философ античности  Аристотель написал трактат «О  душе». И в наши дни философия  играет заметную роль в психо-  логических исследованиях, потому  что проблемы душев- ной жизни  не могут разрабатываться вне  решения миро- воззренческих проблем:  об отношении материального и  идеального, телесного и духовного,  объективного и субъек- тивного,  биологического и социального  и т. д. Связь биологии и  психологии прослеживается по  нескольким направлениям. Психология  заимствовала некоторые об- щебиологические  теоретические положения для  обосно- вания закономерностей развития  психики. Ведущую роль в этом  плане сыграла эволюционная теория  Ч. Дарви- на. Например, многие  авторы утверждают, что существу- ет биогенетический закон, согласно  которому онтогенез (индивидуальное  развитие человека) есть сокращенное  повторение филогенеза (развития  человечества). Осно- ватель школы  психоанализа 3. Фрейд обозначал  этапы индивидуального развития, находя их аналоги на различ- ных уровнях эволюции животного  мира. Отрасль совре- менной психологии  зоопсихология активно использует  достижения этологии - науки о  поведении животных. Несомненна  зависимость решения психологических  проб- лем от данных генетики, предоставляющих материал для  осознания соотношения врожденного  и приобретен- ного в течение  жизни человека. На базе связи  с генетикой развивается специальная  отрасль психологии - психо- генетика. Значительна связь психологии  с физиологи-

4. Структура современной  психологии Современная психология  представляет собой разветв- ленную  систему научных дисциплин, связанных  с раз- личными областями науки  и практики, составляющими комплекс  развивающихся психологических  наук. Этот комплекс по различным  критериям можно разделить на  фундаментальные и прикладные, общие  и спе- циальные психологические  науки. Общая психология носит  фундаментальный характер, изучает общие фундаментальные свойства, качества и со- стояния, характеризующие психику в целом, формулирует некоторые универсальные принципы, основные понятия, которыми руководствуются и которые используются во всех прикладных и специальных психологических дисциплинах. Психику человека и животных в конкретных сферах изуча- ют специальные отрасли психологии. Дифференциаль- ная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процессы развития. В подотрасли этой психологии - возрастной психоло- гии - данные различия представляются по возрастам. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим при переходе от одного возраста к другому (кризисы, смена ведущей деятельности и т. д.). Сравнительная психология исследует филогенети- ческие формы психической жизни. В данной отрасли пси- хологии осуществляется сопоставление психики живот- ных и человека. Подотраслью сравнительной психологии является зоопсихология, изучающая особенности пси- хики животных. Генетическая психология изучает наследственные ме- ханизмы психики и поведения, их зависимость от человека.

сообщается, при открытом наблюдении исследова- тель оповещает  испытуемых о своей роли. По характеру  взаимодействия с объектом различают  включенное наблюдение и невключенное. При включенном на- блюдении исследователь  сам становится членом груп- пы, при  невключенном наблюдении исследование протекает без установления контакта с изучаемым объек- том. 2. Эксперимент - это метод исследования, целью  кото- рого является установление причинно-следственных связей между определенными методами. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя  в ситуацию. Выделяют естественный эксперимент и ла- бораторный. 3. Тест - это стандартизированная психологическая  ме- тодика, предназначенная для  сравнительной количествен- ной  и качественной оценки у человека изучаемого психоло- гического качества (тест-опросник, тест-задание, тест IQ). 4. Проективные методы - методы, использующие ме- ханизм проекции, согласно которому испытуемый при отве- тах на неопределенный стимул проецирует на тестовый ма- териал свои чувства, потребности, жизненные  ориентации (метод завершения, ассоциативные  методы и т. д.). 5. Опрос - метод психологического исследования, в про- цессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о  психологических качествах людей  и характере межличностного взаимодействия в группах, кол- лективах. Опросы делятся  на устные (интервью) и пись- з (анкета).

Медицинская психология изучает  психические осо- бенности деятельности врача и поведения больного, раз- рабатывает психологические методы лечения. Социальная психология исследует психические яв- ления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Психология аномального развития (патопсихология) изучает многообразные отклонения в развитии психики. Педагогическая психология изучает закономерно- сти развития личности в процессе обучения и воспитания. Психология торговли рассматривает психологиче- ские особенности воздействия рекламы, индивидуальное восприятие товаров и другие особенности спроса, психо- логические факторы обслуживания клиентов. Юридическая психология исследует психологиче- ские особенности ведения уголовного процесса. Военная психология изучает поведение человека в условиях военных действий, психологические стороны взаимодействия командиров и подчиненных, психологи- ческие проблемы управления боевой техникой. Психология спорта выявляет психологические осо- бенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологи- ческие параметры тренированности, мобилизационную готовность спортсменов. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо- мерности формирования и развития трудовых навыков.

ей высшей нервной деятельности. На основе развития фи- зиологии в психологическую  теорию вошли понятия рефлек- торной дуги, рефлекторного кольца, условного  и безуслов- ного рефлекса и другие. Труды физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, В. М. Бехте- рева, Г. Гельмгольца, Н. А. Бернштейна и других внесли существенный вклад  в становление и развитие психоло- гии как науки. На стыке психологии и невропатологии возникла патопсихология, изучающая различные варианты патологии  психического развития. Медицина в  значи- тельной мере способствовала появлению нейропсихоло- гии, которая  изучает мозговые механизмы высших психи- ческих функций на основе локальных  поражений мозга. Существует специальная  отрасль знания, находящаяся на стыке  психологии и социологии, решающая проблему межличностного взаимодействия, в том числе социальных групп. С историей психологию сближает интерес  к осо- бенностям духовного облика человека в различные исто- рические эпохи и в различных культурах: особенности мировосприятия, личности, формирования эталонов по- ведения, взаимоотношений, особенности возникнове- ния и  формирования групп и т. д. На стыке  психологии и этнографии возникла этнопсихология, изучающая осо- бенности психики  людей различных народов и  культур, исследующая проблемы национального  характера, само- сознания и т. д.

5. Направления зарубежной  психологии: гештальтпсихология, бихевиоризм,  психоанализ, гуманистическая психология  Гештальтпсихология зародилась  в Германии и полу- чила признание в Европе. Ее создатели - Макс Верт- геймер (1880-1943), Курт Коффка (1816-1841), Вольфганг Келер (1887-1967). Гештальтпсихологи утверждали, что существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдель- ной части этого целого, определяется внутренним струк- турным законом этого целого. И. Рубин изучил феномен «фигуры и фона». Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение) - тече- ние, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве предмета психологии поведение. Основатель бихе- виоризма - американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). С точки зрения бихевиоризма предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает прин- цип детерминизма - причинно-следственное объясне- ние событий,явлений. Психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский врач-психоневролог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бес- сознательным, к которому относятся те желания, вле- чения, переживания, в которых человек не может себе

6. Направления отечественной  психологии: учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева  о рефлекторной природе психики;  культурно-историческая теория человеческой  психики Л. С. Выготского Одним  из основоположников научной  психологии в Рос- сии является  Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). В своей работе «Рефлексы головного  мозга» (1863) он заложил основы  учения о рефлекторной природе  психики. Сеченов не отождествлял  психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство  в их строении. Он смог соотнести  рефлекс с психикой, бла- годаря  тому что им было радикально  преобразовано само понятие рефлекса. Согласно же Сеченову, на- чальным  звеном рефлекса является не  высший меха- нический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим  основанием психической деятельно-  сти, по Сеченову, является саморегуляция  поведе- ния организма посредством  сигналов. И. М. Сеченов показал,  что наряду с возбуждением  в мозгу осуществ- ляется торможение. Раскрытие механизма централь- ного  торможения, который позволяет задерживать  реф- лексы, позволило показать, как внешние действия могут  преобразовываться во внутренние  и таким образом за- ложить  основы для исследования механизма  интери- оризации. И. П. Павлов  развил учение о рефлексе. Если  прежде под рефлексом имелась  в виду жестко фиксированная  стереотипная реакция, то Павлов  вводил в это понятие «принцип условности». Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и

7. Связь психики и организма.  Мозг и психика В современной  психологии наибольшую известность  приобрели конституциональные типологии  человеческой психики немецкого  психолога Э. Кречмера и американ- ского психолога У. Шелдона.  Э. Кречмер в своей работе  «Строение тела и характер»  стремился обосновать поло- жение,согласно  которому тип телосложения предопре- деляет основные характерологические  особенности лич- ности. Значительное  внимание в психологии уделяется  выясне- нию роли врожденных, генетических  факторов, определяю- щих особенности  психики того или иного индивида. Структурно-функциональной единицей  мозга, как и всей нервной  системы, является нейрон. Человеческий  мозг насчитывает 1011 связанных  между собой и взаимодействующих  нейронов. В нейроне выделяют  тело, отростки и окончания. В  составе рефлекторной дуги по  своей функциональной значимости  различают три вида нейронов: • рецепторные (чувствительные, афферентные), имею- щие чувствительные  нервные окончания, которые спо-  собны воспринимать раздражения  из внешней и внутрен- ней  среды; • эффекторные (эфферентные), окончания аксонов которых передают  первый сигнал на рабочий орган;  • ассоциативные (вставочные, центральные), являю- щиеся промежуточными в  составе рефлекторной дуги и  передающие информацию с чувствительного  нейрона на эффекторные. Ни  один поведенческий акт не  возможен без возникно- вения  на клеточном уровне отрицательных  потенциалов,

8. Понятие психического  Психика является результатом  длительной эволюции животного  мира и индивидуального развития  каждого че- ловека. Существуют две  истории развития психики. Во- первых, ее историческое развитие (филогенез), охваты- вающее миллионы  лет эволюции. Во-вторых, развитие  психики того или иного живого  существа, в том числе и конкретного  отдельно взятого человека (онтогенез), ко- торое включает в себе более  короткий период - период жизни  данного живого существа. В своем  онтогенетическом развитии высшее  животное, в частности человек,  в какой-то мере повторяет путь, пройденный живыми существами  в исторической эволю- ции.  Рассмотрим, как происходила историческая  эволю- ция психики - филогенез.  Сравнительная зоопсихология позволяет  сопоставить уровни развития  психического на основе эксперимен- тальных исследований с ныне  живущими животными. Од- нако следует  иметь в виду, что все современные  виды животных, даже самые простейшие, представляют собой такой же  результат деятельности эволюции, как и высшие животные, включая  человека. Поэтому, исследуя совре-  менные живые организмы, нельзя  получить реального филогенетического ряда. Для того чтобы решить проблему происхождения и эво- люции психики, необходимо определить, что свидетель- ствует о наличии психического у того или иного живого существа, или, иначе говоря, установить критерий психи- ческого. Наиболее разработанной концепцией, устанав- ливающей критерий психического, является рефлек- торная теория (теория отражения). С точки зрения теории

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"