Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

14

25. «Я-концепция» личности, самооценка «Я-концепция» - это относительно  устойчивая, в боль- шей или меньшей  степени осознаваемая система  пред- ставлений индивида о самом  себе, на основе которой он  относится к самому себе и  строит свое взаимодействие с  другими людьми. Американский психолог  К. Роджерс (1902-1987) раз- работал  феноменологическую теорию личности, в которой «Я-концепция» определяется  как организованный, пос- ледовательный,  концентрированный гештальт, составлен-  ный из восприятий свойств  «я» или «меня» и восприятий  взаимоотношений «я» или «меня»  с другими людьми и различными  аспектами жизни, а также ценности, связан- ные с этими восприятиями. В психологии выделяются две  формы «Я-концепции» - реальная и  идеальная. В реальной «Я-концепции»  главное - это представление личности  о себе, о том, ка- кой «Я»  есть («Я-реальное»). Идеальная «Я-концепция»  заключает в себе представление  личности о своих жела- ниях, т.  е. каким бы я хотел быть («Я-идеальное»). Те ат- рибуты, которые  человек хотел бы иметь, но  не имеет, отражены в «Я-идеальном». Степень адекватности «Я-концепции»  напрямую связа- на с самооценкой  личности - это оценка личностью  самой себя, своих возможностей, качеств и места сре- ди других  людей. Самооценка влияет на  эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Со- циальное  взаимодействие является исходной  точкой са- мооценки. При совершенствовании  самооценки человек ориентируется  на некую референтную группу. Референт- ная группа - это реальная  или воображаемая соци- —#

26. Социализация личности  Социализация - это процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом,  что через формирование собственного  «Я» проявляется уникальность  данного индивида как личности, процесс ус- воения индивидом  образцов поведения, социальных  норм и ценностей, необходимых  для его успешного функциони-  рования в данном обществе. Для  успешной социализации, по Д. Смелзеру, необ- ходимо действие трех фактов: ожидания, изменения по- ведения  и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, проис- ходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведе- ния взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся пони- мать, чего от них ждет целая группа людей. Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Р. Гарольд предложил теорию, в кото- рой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как про- цесс, в котором изживаются психологические при- меты детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих). Американский психолог и социолог Ч. Кули исследо- вал процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В результате многочис- ленных исследований он определил, что развитие кон-

27. Темперамент, его виды  Темперамент - это индивидуальные  особенности че- ловека, определяющие  динамику протекания его психи-  ческих процессов и поведения.  Темперамент характеризует динамичность  личности, но не характеризует  ее убеждения, взгляды, интересы, не является показателем ценности  или малоценное™ личности, не  определяет ее возможности (не  следует смешивать свойства темперамента  со свойствами харак- тера или  способностями).

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом

Сила нервных процессов  Сильный Сильный Сильный Слабый

Уравновешен- ность нервных  процессов уравновешенный

неуравновешенный

Подвижность нервных процессов  подвижный инертный

Темпера- мент

сангвиник флегматик холерик  меланхолик

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадос- тен, легко  переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко конт- ролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой  об- становке, активно вступает в  контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается вырази- тельными мимикой и жестами. Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, урав- новешен. В деятельности проявляет  основательность, А- 15

28. Характер, черты характера  В психологии понятие «характер» (от греч. charakter- печать, чеканка) означает  совокупность устойчивых ин- дивидуальных  особенностей личности, складывающих- ся и проявляющихся в деятельности  и общении, обуслов- ливая типичные  для нее способы поведения.  Характер - это индивидуальное сочетание  существен- ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторо- нами личности, в частности с темпераментом и способно- стями. Темперамент влияет на форму проявления харак- тера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятель- ности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - ме- тодично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с силь- ным характером может подавить некоторые отрицатель- ные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способ- ности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство нераз- рывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижения- ми, высокой требовательностью к себе, умением крити- чески относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организо- ванно, проявлять инициативу. Связь характера и способ-

цепции собственного «Я»  происходит в ходе длительного, противоречивого  и запутанного процесса и не может  осуществляться без участия других личностей, т. е. без социального  окружения. Каждый человек, по предполо- жению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь  на воспри- нятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и  знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются  достаточно часто, бо- лее или менее  постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает  себя хорошенькой и действует  как красивое создание. Но даже хорошенькая  девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровы- вать ее и относиться к ней как  к некрасивой. «Социальное зеркало» постоянно действует, оно посто- янно перед нами и так же постоянно  изменяется. Эти из- менения особенно видны, когда в детстве при  оценке своих способностей человек  ориентирован на мнение тех, с кем  постоянно находится в личном контакте, а за- тем, подрастая, он уже  ориентируется на мнение личнос- тей, хорошо разбирающихся в предмете его способно- стей. Поэтому можно  сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание соз- данию образа социального «Я»  на основании оценок компетентных специалистов.

альная общность, с которой  индивиды соотносят себя как с  эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются  в своем поведении и само- оценке. Референтные группы подразделяются на группы присутствия и идеальные группы. Группа присутствия - референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа - группа, на нормы, мнения, ценности которой индивид ориентируется в оцен- ке важных для него событий. Но сам в состав этой группы не входит. Идеальная референтная группа может быть реальной, а может быть воображаемой. Вооб- ражаемая группа определяет жизненные идеалы индивида. Этими эталонами (идеалами) могут быть стереотипные образы («имиджи»), на которые ориентируют средства массовой информации. Сложившаяся самооценка может быть как адекватной, когда человек правильно оценивает себя, так и неадек- ватной - заниженной либо завышенной.

ностей выражается и в  том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решитель- ность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются  и его способности. Например, в  процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с  одной сто- роны, способность к  труду, а с другой - трудолюбие как  черта характера. Учение о характере  называется харак- терологией. Общие  черты характера проявляются  в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к  самой себе. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она  выступает в таких чертах характера, как целеустрем- ленность, решительность, настойчивость, мужество. По волевой  активности характеры подразделяются на силь- ные и слабые. Люди с сильным  характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают реше- ния и реализуют их, обладают большой  выдержкой, му- жественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные  из них отсутствуют, относят к  ка- тегории слабохарактерных. Им свойственно  пассивное проявление своих деловых  и личных качеств.

продуманность, упорство. Он, как правило, доводит нача- тое  до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внеш- не выражаются слабо, они обычно невыразительны. Холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравнове- шенны, возбудимы, все психические  процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения  над торможением, свойственное этому  типу нервной дея- тельности, ярко проявляется  в несдержанности, порывис- тости, вспыльчивости, раздражительности холерика. У меланхоликов медленно протекают психические  процессы, они с трудом реагируют  на сильные раздражи- тели; длительное и сильное напряжение вызывает у  лю- дей этого темперамента замедленную  деятельность, а за- тем и прекращение  ее.

16

•х-29. Типы характера Э. Кречмер  выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела и конституции чело- века: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом  характера. Астенический тип характеризует  небольшая толщина тела в профиль  при среднем или выше среднего росте. Асте- ник - обычно худой или  тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем  он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская  грудная клетка со слаборазвитой  мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Атлетическому типу свойствен  сильно развитый ске- лет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или  высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. Пикнический тип  отличается развитыми внутренни- ми полостями тела, склонностью к  ожирению при слабо- развитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Это  человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Тип  строения тела, как было показано еще  Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в об- ласти  психогенетики, определенным образом  коррелиру- ет со склонностью к психическим  заболеваниям. Напри- мер, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с  крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны асте- ники и атлетики. Заболевания, по мнению Кречмера, представляют со- бой «карикатуры определенных нормальных типов лично-

30. Способности, их структура  Когда говорят о способностях  человека, то имеют в виду его  возможности в той или иной  деятельности. Эти воз- можности  приводят как к значительным  успехам в овла- девании деятельностью,  так и к высоким показателям  труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленно- сти, знания, навыки, умения, затраченное время,  умствен- ные и физические способности)  способный человек по- лучает  максимальные результаты по сравнению  с менее способными людьми. Высбкие  достижения способного человека  являются результатом соответствия  комплекса его нервно-психи- ческих  свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и  многогранна. Она предъявляет  различные требования к психическим  и фи- зическим силам человека. Если наличная система свойств  личности отвечает этим требованиям,  то человек успеш- но и на  высоком уровне осуществляет  деятельность. Если такого соответствия  нет, то у индивида обнаруживается  неспособность к данному виду  деятельности. Вот почему способность  нельзя свести к одному како- му-либо свойству (хорошее цветоразличие,  чувство про- порции, музыкальный  слух и т. п.). Она всегда синтез  че- ловеческой личности. Таким образом,  способность можно определить  как синтез свойств человеческой личности, отвечающий тре- бованиям деятельности и обеспечивающий высокие дос- тижения в ней. Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: реп--г-

31. Виды способностей Наиболее  общей классификацией способностей  явля- ется деление их на две  группы: общие и специальные. Каждая  из этих групп делится на  элементарные и сложные, а внутри  них уже выделяются конкрет-  ные виды. Под общими способностями  понимается такая сис- тема  индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную  легкость и продуктивность в  овладевании знаниями и осуществлении  различных ви- дов деятельности. Общие способности есть следствие  как богатого природного дарования,  так и всестороннего развития  личности. Специальные способности  - система свойств лич- ности,  которая помогает достигнуть  высоких результатов в какой-либо  специальной области деятельности, напри- мер литературной, изобразительной,  музыкальной, сце- нической и  т. п. К специальным способностям  следует отнести и способности  к практической деятельности, а  именно: конструктивно-технические,  организаторские, педагоги- ческие  и другие. Чем выше развиты  общие способности, тем больше  создается внутренних условий  для развития специальных способностей. В свою очередь, развитие спе-  циальных способностей, при известных  условиях, положи- тельно влияет  на развитие интеллекта. Практические  способности не могут развиваться  и ак- туализироваться в творческой  деятельности без высокого уровня  интеллектуального развития. Так,  конструктивно-тех- нические способности  человека часто связаны с большим  научным дарованием: одаренный изобретатель  нередко вносит новшество не  только в производство, но и  в науку.

32. Одаренность В отечественной  психологии, прежде всего в трудах  С. Л. Рубинштейна и Б. М.  Теплова, сделана попытка дать  классификацию понятий «способности»,  «одарен- ность» и «талант»  по единому основанию - успешности  деятельности. Способности рассматриваются  как индиви- дуально-психологические  особенности, отличающие од- ного  человека от другого, от которых  зависит возмож- ность успеха  деятельности, а одаренность - как  качественно своеобразное сочетание  способностей (индивидуально-психологических  особенностей), от которого также  зависит возможность успеха деятель-  ности. Зачастую способности считают  врожденными, «данны- ми от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть  лишь задатки, а способности  являются результатом развития  задатков. Задатки - врожденные анатомо-физиологические  осо- бенности организма. К  ним относятся прежде всего  осо- бенности строения головного  мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми  орга- низм наделен от рождения. На развитие способностей оказывают влияние особен- ности высшей нервной деятельности. Так, от скорости об- разования и прочности условных рефлексов зависят быст- рота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойства- ми; от скорости и легкости образования и переделки дина- мического стереотипа - приспособляемость к новым усло- виям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Одаренность - это 17

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"