Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

родуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельно- стью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек  создает новое, оригинальное. Нельзя, конечно, метафизически рассматривать  эти уровни. Во-первых, следует иметь  в виду, что всякая реп- родуктивная  деятельность включает элементы творчест- ва, а творческая деятельность включает и репродуктив- ную, без которой  она вообще немыслима. Во-вторых, указанные  уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладева- ния знаниями и умениями, в процессе деятельности че- ловек «переходит» с одного уровня на другой, соответ- ственно  изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные  люди начинали с подра- жания, а затем  только по мере приобретения опыта  про- являли творчество.

сти». Тот тип нормальных людей, который по своим пси- хологическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал «шизотимным»; тех, кто  напоминает боль- ных маниакально-депрессивным психозом, - «циклоти- миками». «Шизотимикам»  свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным  размышлениям и отчуждению, холодность, эгоистичность и властность, сухость  и отсутст- вие эмоций. «Циклотимики»  описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью  к юмору и легкому восприятию жизни. Швейцарский психолог и психиатр К. Юнг предложил другую типологию  характеров. Он связывал характеры  с направленностью личности и  выделял ряд психосоцио- типов. Психосоциотип  является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информаци- онного обмена личности с окружающей средой. Ученый выделил четыре типа характера: 1) экстравертный - интровертный; 2) рационалистический - иррационалистический; 3) мыслительный (логик) - эмоциональный; 4) ощущающий (сенсорный) - интуитивный. Согласно К. Юнгу, каждый из этих чистых типов может входить в сочетание  с любым другим, образуя новые  типы характера.

своего рода мера генетически  и опытно предопределен- ных возможностей человека адаптироваться к жизни. Специальная  одаренность характеризуется наличи- ем у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющих- ся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и ре- шения  проблем. В целом же можно представить  одаренность как си- стему, включающую следующие компоненты: * биофизиологические, анатомо-физиологические за- датки; * сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые  по- вышенной чувствительностью; * интеллектуальные и мыслительные возможности, по- зволяющие  оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; * эмоционально-волевые  структуры, предопределяю- щие длительные доминантные ориентации и их искусст- венное поддерживание; * высокий уровень  продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую  структуру творческой одаренности. Он включил в нее: * доминирующую роль познавательной мотивации; * исследовательскую  творческую активность, выража- ющуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы; * возможности  достижения оригинальных решений; * возможности  прогнозирования и предвосхищения; * способности к созданию идеальных  эталонов, обес- печивающих высокие  этические, нравственные, интел- лектуальные  оценки.

Элементарные общие способности - основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и  осу- ществлять решения и запоминать. Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предпо- лагают определенную выраженность каких-то качествен- ных  сторон психических процессов. Глазомер - способность с различной точностью  вос- принимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и  расстояний до них. Музыкальный слух - определенное качество слухо- вого восприятия, проявляющееся в способности  к различе- нию музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Общие сложные способности - способности  к об- щечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с  другом. Специальные сложные способности - способно- сти к определенной профессиональной деятельности, воз- никшей в процессе истории человеческой культуры. Эти  способности обычно называют профессиональными.

18

33. Талант. Гениальность Высшую  ступень развития способностей  назы- вают талантом. Так же как  и способности, талант пред- ставляет  собой лишь возможность приобретения  высокого мастерства и значительных  успехов в творчестве. В ко- нечном  счете творческие достижения зависят от общест- венно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых лю- дях, если подготовлены условия для их развития, то появ- ление таких людей становится возможным. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат при наиболее благоприятных ус- ловиях полноценное развитие, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. Например, в период войн можно наб- людать рождение полководческих талантов. Талант - настолько сложное сочетание психических качеств лично- сти, что он не может быть определен какой-либо одной- единственной способностью. Скорее, наоборот, отсут- ствие или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способ- ностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта. Гениальностью называют высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения лич- ностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Не су- ществует такого набора свойств, который определял бы гениальность. Люди, проявляющие себя как гении в од- ной обстановке, не обязательно делают это в другой. На-

34. Эмоции и чувства  Эмоциями и чувствами называются  психические про- цессы, отражающие  личную значимость и оценку  внеш- них и внутренних ситуаций  для жизнедеятельности чело- века  в форме переживаний. К эмоциям  относятся такие состояния, как  страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость  и т. п. Психология прежнего  времени перечис- ляла бесчисленное  множество подобных переживаний.  То общее, что есть между  эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем,  групповом названии. Швейцарский  психолог Эйген Блейлер (1857-1939) объединил чувства и эмоции  под общим названием «эф- фективность». Эмоции проявляются как в определенных  психических переживаниях, известных  каждому по личному опыту, так  и в телесных реакциях. Как  и ощущение, эмоции имеют положительный  и отрицательный чувственный  тон, связа- ны с чувством  удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении  переходит в аффект радости.  Удовольствие и неудовольствие  проявляются в опреде- ленной  мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные реакции  выражены гораздо реже. Так, радость  и веселье проявляются в двигательном  возбужде- нии: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают  от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких  сосудов), ускорение умственных процессов,  наплыв мыслей, склонность к остротам, чув- ство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеет место психомоторная  задержка. Движения замедлен- ны и скудны, человек «подавлен». Осанка демонстрирует-г-

35. Виды чувств и эмоций  Эмоциональная сфера человека  бесконечно разнооб- разна и  богата. Как же ее классифицировать? Самый прос- той и очевидный  способ - разделить все эмоции  на положительные и отрицательные.  Положительные эмоции связаны  с удовлетворением потребности  лично- сти, а отрицательные  - с неудовлетворением. Опишем  некоторые виды чувств и эмоций. Отвращение. Выражение «отвращение»  в его первом простейшем смысле  относится к еде и обозначает  нечто отвратительное на вкус («отворачивание» - отрицатель- ная  реакция на пищу). Отвращения к  наружности, к разго- вору, к нравственным  свойствам человека и т. д.  имеют ту же мимику пищевого  отвращения: те же движения рта,  язы- ка, вздрагивание, жест отталкивания  и гортанные звуки. Веселье  и радость. Веселое настроение  выражается в смехе, бесцельных  движениях, общем возбуждении  (вос- клицания, хлопанье в ладоши  и т. п.). Смех у человека начи- нается вдохом, за которым следуют  короткие спазматиче- ские сокращения  груди, грудобрюшной преграды  и мышц живота, при хохоте все  тело откидывается назад и  трясется, рот широко раскрыт,  углы губ оттягиваются назад  и вверх вследствие действия  больших скуловых мышц, верхняя  губа приподнимается, лицо и вся  голова наливаются кровью, кру-  говые мускулы глаз судорожно  сокращаются. Боль. Действие боли  на психику сходно с действием  влечений. Если возникает доминанта,  подавляющая все другие возбуждения,  то стремление освободиться от  боли делается сильнее всех  влечений. Страх. Одним из наиболее  характерных симптомов страха  является дрожание всех мышц  тела, нередко оно

36. Воля, волевой акт, волевой  процесс, волевые качества личности  В толковом словаре Ожегова  воля трактуется как спо- собность  осуществлять поставленные перед  собой цели. Философы школы Платона  определяли волю как «целеуст- ремленность, соединенную с правильным  рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стрем-  ление». Зенон противопоставлял  волю желанию. Греческие философы  приписывали воле в основном  сдерживающую роль. В их понимании  воля выполняла скорее роль  внут- ренней цензуры, чем являлась  творческим агентом. Современная  психиатрия рассматривает волю  как психический процесс, заключающийся  в способности к активной планомерной  деятельности, направленной на удовлетворение  потребностей человека. Деятельность  рассматривается как произвольная  и целенаправленная тог- да, когда  она осуществляется в соответствии  с представле- ниями о конечных  результатах и контролируется  на каждом из этапов. Волевой  акт - сложный, многоступенчатый  процесс, включающий потребность  (желание), определяю- щую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации. Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осозна- ваемыми целями поведения. Волевыми качествами личности называют сложив- шиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препят- ствий на жизненном пути. Что значит «человек, обладаю- щий силой воли» или «безвольная личность»? 19

мышечную слабость. Мысли  неотрывно прикованы к одно- му. Бледность кожи, осунувшиеся черты  лица, уменьшение выделения секрета  желез, горький вкус во рту. При силь- ной печали слез нет, но они могут  появиться при ослабле- нии остроты  переживаний. На основании телесных страданий немецкий мысли- тель Иммануил Кант (1724-1804) делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуж- дающие, повышающие мышечный тонус, силу, и асте- нические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие. Деление эмоций на стенические  и астенические имеет схематический  характер. Некоторые аффекты трудно от- нести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при  разной интенсивности может проявлять  то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут  быть краткосрочными (гнев, испуг) и  длительными. Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному  состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними пережи- ваниями, частично основан на общем расположении организма к  определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих  от внутренних органов.

пример, гениальному композитору  может быть совершен- • но чуждо  литературное творчество или решение  сложных математических задач.

Основные волевые качества Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат де- ятельности. Инициативность — активная направленность личнос- ти на совершение действия. Любой  волевой акт начина- ется с проявления инициативы. Самостоятельность —  сознательная и активная ус- тановка  личности не поддаваться влиянию  различных факторов, действовать  на основе собственных взглядов, убеждений. Решительность - умение принимать и  претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Импульсивность - спонтанность и необдуманность действий, совершаемых под влиянием волевых  импульсов. Энергичность - это концентрация всех сил для дос- тижения поставленной цели. Настойчивость - мобилизация сил  для длительной борьбы с трудностями  с целью достижения конкретного  результата. Организованность — способность разумно планиро- вать и упорядочивать ход всей своей деятельности. Дисциплинированность — сознательное подчине- ние своего поведения общепринятым нормам, требова- ниям ведения дела. Самоконтроль — умение контролировать свои дей- ствия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

прежде всего проявляется  на губах. Когда страх возрастает до агонии ужаса, мы получаем новую  картину эмоцио- нальных реакций. Сердце бьется совершенно беспоря- дочно, останавливается, и наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудня- ется; взгляд устремляется на объект страха и т. д. Зрачки при  этом бывают непомерно расширены. Гнев. Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надувают- ся, иногда лицо становится бледным  или синим. Одни люди нахмуриваются, другие - широко открывают глаза. Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, чело- век готов к мгновенному  действию. Обида. Когда задевается чувство  собственного дос- тоинства, когда человек  осознает, что его унижают в  его личном мнении или во мнении общества, возникает эмо- ция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аф- фект, который нередко  ведет к ответному «оскорблению действием» или к более тяжким последствиям. Любовь. Данное понятие  употребляется в психологии в  двух значениях. В широком значении любовь - чув- ство, характеризующееся  высокой степенью эмоциональ- ного положительного отношения, выделяющее его в центр жизненных потребностей и интересов. К такой разновидно- сти чувств можно отнести любовь к Родине, любовь к живо- писи, любовь к матери. В узком значении это  чувство, обусловленное сексуальной  потребностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"