Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
3 Истинное понятие:
выделение обобщенного,
31 Определение, основные
процессы, виды памяти. Закономерности
памяти: кривая забывания, закон
края ряда. Память как ВПФ и
ее экспериментальные
Память-процесс запоминания, сохранения, воспроизведения прошлого опыта.
Классифик памяти:
1 по модальности (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная)
2 генетич классифик Блонского- как в ходе развития реб возник различ виды памяти моторная, эмоциональная, образная, логическая.
3 Произвольная (ВПФ, только у чел), непроизвольная (натуральная)
4 кратковременная,
5 более соврем-Тулвинг:
эпизодическая (
Круг мнемич явлений:выдающаяся память, мнемонисты и мнемотехники. Эйдетическая память- некотор люди м запомин всю информацию, поступ на органы чувств (дети)
Нарушения памяти=амнезия. М б ретроградная (забывается информация, предшеств поражению мозга), антероградная (не помнит, что было после пораж). Корсаковский синдром-не способен запоминать новую информацию. Постгипнотич – чел не помнит, что было после сеанса гипноза. защитная- по Фрейду вытеснение, нар эпизодич память. Конфабуляции- обманы памяти, при которых неспособность запечатлев события и воспроизвод их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевших место событий. Псевдореминисценции- нарушение хрнологии в памяти, при котором отдельные события прошлого переносятся в настоящее. Криптомнезии- больной присваив чужие мысли, действия себе. Закон формирования мнестич расстройств- утрата памяти в хронологич порядке- сначала на сложные и недавние впечатления, зате на старые, восстановление происх в обратном порядке. Эксперимент феномены: Эббингауз в 19 в заложил основы психологич памяти
1 Объем забывания материала-
использ бессмысл слова-кос,
2 Эффекты края-позиционные
эффекты: лучше всего
3 Явление интерференции- наложения, если дать запомнить сначала список А, потом список Б, то список А воспроиз хуже.
Модели памяти:
2-компонентная-Во и Норман:
входная информация через
3-компонентная –Аткинсон и Шиффрин в 1968г. входящая информация поступает в УКП, оттуда в КП, а оттуда переходит в ДП или вытесняется или через повторение возвращается в КП.
УКП-время хранения-1 сек, м б иконическая- УКП в зрительной памяти; эхоическая- УКП в слуховой мод. Функция- кратковременное удержание сенсорного следа. Форма хранения- модально-специф сенсорные коды. Сперлинг: испыт предъявл набор букв (3 ряда по 4 буквы) на короткий промежуток времени- 50 миллисекунд. Далее назыв буквы, которые он запомнил (5-6), называет буквы, время проходит. Сразу после предъявл таблицы раздается звук и нужно по тону звука воспроизвести тот ряд букв, который задается звуком и испытуемый воспроизводит 100% букв из 1 ряда. Чем больше промежуток между запоминанием и сигналом, тем меньше слов запомин испытуемый. Процесс извлечения-механизм считывания
КП- время хранения=20 сек, информац кодир в фонетич кодах, что-то повторяем, проговариваем про себя. Объем ограничен=7. Механизм извлеч информации-последоват и параллелльн. Стернберг: давал для запомин несколько слов, чисел, скорость предъявл 1элемент/сек. Затем вопрос: был ли этот элемент в списке. Как быстро чел дает ответ? Время реакции= 397мс+38 (кол-во элементов в списке)
ДП-функция- долговременное хранение опыта, информация в семантич кодах, время хранения не огранич. Информация считыв- механизм разработки следа (цепляясь за элемент информацию чел начинает вспомин все, что там заложено)
Эффект незавершенного действия (эф Зейгарник)- это явление, характериз влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Зейгарник, провер гипотезу К Левина о том, что прерванные задачи в силу сохран мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно в 2 раза выше количества запомнившихся
завершенных.
Эффект края- явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, расположенные в начале и конце ряда, запоминаются быстрее, чем наход в середине. Установлен немец психологом Эббингаузом и подтвержден исследов многих его коллег.
Эффект новизны (недавности)- заключается в увеличении вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала, по сравнению со средними элементами ряда.
32 Определение, виды
и функции внимания. Внимание
в классической психологии
Внимание- направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное произвольное и послепроизвольное внимание.
Устойчивость – временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.
Концентрация внимания –
степень или интенсивность
Распределение внимания -субъективная способность человека удерживать в центре внимания определённое число разнородных объектов одновременно.
Объём внимания человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объём внимания.
Исследование v внимания
Производится с помощью анализа чисел предъявляемых элементов которые м.б. с ясностью восприняты субъектом.
Отвлекаемость Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянностью В называют неспособность человека сосредоточиться на чем-то.
Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям , вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком – то предмете.- результат большой сосредаточенности и узости внимания.
Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.
Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:
1) структура внешних
2) структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т.д.).
Внимание сопровождается
приспособительными движениями, но не
сводится к ним. Сущность внимания в
избирательном характере
Внимание обеспечивает направленность
и сосредоточенность
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.
Добрынин выделил еще один вид внимания - послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).
Одни авторы склонны отождествлять
внимание с ориентировочной
Другие (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. При этом не всякий контроль можно считать вниманием. Пока контроль выполняется как развернутая предметная деятельность, он сам требует внимания. Контроль становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.
Добрынин считает внимание определенной организацией психической деятельности.
Характеристики внимания.
Устойчивость - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких минут. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание.
Концентрация внимания - повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость - это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность - плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Исследование внимания
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3—5—10 мин ) вычеркивать заданные буквы (И простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит после другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут сложить показателем колебаний внимания.
В классической психологи сознания, В рассматривается как часть поля сознания. Поле внимания отличается ясностью и отчетливостью.
Когнитивн психология рассматривает В как пассивный процесс. В отфильтровывает информацию со всех органов чувств. Метафоры:, воронка, бутылочное горлышко.
В рассматривается как активный процесс. Суть работы гибкое распределение когнитивных ресурсов.