Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 2 файла

Вторые вопросы.doc

— 129.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Первые вопросы.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

1 факультативное-необязат  должно произойти, чтобы выжить.

2 облигатное- обяз научиться.[импритинг, мгновенное запечатление на ранних стадиях онтогенеза, первый движ предмет].

3 Стадия интеллекта

Способность решать некоторые  задачи- интел спос живот. Здесь некоторые  высшие виды приматов, птицы, млекопит. ЕД отражения-отражение целостной  ситуации животное понимает как предметы соотнос друг с другом.

Предпосылки интел поведения:

1 манипулирование- ярко  у приматов без биолог причин  проявл любопытство, живот знаком  с внешним миром.

2 визуальн обобщение из  слож S выдел что-то одно

крысы выбир именно тот  экран за которым находилась пища.

3 перенос сложных навыков  на новые ситуации.

Интелл поведение:

Критерии- способность к  решению 2-фаз задач. Фазы: подготовит и осуществ. Келер эксперим с обезьянами: высоко под потолком висит плод, исполь орудие- палка., другой эксперим с ящиками. Одна обезьяна делала, другая за ней наблюдала. Так выделил умных и глупых обезьян. Общие тенденции:

1 развитие сенсорики  и моторики.

2 повышен гибкость  поведения большую роль играет  научение, т е приспособление  к окруж среде.

3 появлен и  развив исследоват поведение. У низкоорганиз его нет, у рыб слабо, у птиц, млекопит, приматов выражено хорошо.

 

9 Сравнительный анализ  психики животных и человека. Понятие ВПФ. Их специфика,  развитие, основные характеристики. Понятие интериоризации.

Предпосылки возникновения  человеч психики:

1 Орудие (орудийная деятельность)

Ж-использ ситуативно

Ч-сохраняет орудие, подразум абстракт смысл. Орудие труда производ с помощью другого орудия.

2 Язык- сложно организ  знаков система

Ж-сигнал- звук при помощи которого животное предупрежд о тревоге

Ч-речь-реализация языка в  говорении, м исполь знаки в абстрак  смысле.

3 Общение- у Ж присут  социальн иерархия.

4 Разделение труда- разные  люди выполн разные функции.

5 Культура- главное отличие  чел от живот.

Высшие психические  функции- сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению- особый вид функций психических, полностью отсутствующих у животных.

Свойства ВПФ: произвольность, опосредствованность

Интериоризация через  знаки, чел учиться овладевать своим поведением. Переход от от интерпсих к интрапсих (псих процессы между людьми переходят во внутрен план)- эгоцентрич-я речь.

 

10 Категория деятельности  в психологии. Строение индивидуальной  деятельности человека. Принцип  единства сознания и деятельности (по теории деятельности Леонтьева).

Деятельность  – категория общественно историческая.

В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью  общества, любой индивид с другими  людьми.Индив. деят.  можно рассматривать  как момент, составную часть деятельности общества.

Первые попытки анализа  строения деятельности были связаны  с представлениями об элементах. В качестве таковых принимались  простейшие движения типа взять, поднять, положить Ф. Тейлор и Д. Джильберт. Они  предложили описывать любую д-ть как последовательность элементов.В связи с развитием инженерной психологии широкое распространение получило описание деятельности в виде алгоритмов. При этом несколько изменилось представление не только об элементах, но и о способах их связи в деятельности. – это не раскрывает , то что интнересует психологию т.е. её субъективный план.

Псих анализ предполагает рассматривать деятельность как  сложное многомерное, многоуровневое динамически развивающееся явление.

Так в первых концепциях  за основное берутся операционные аспекты, т.е. деятельность описывается как последовательность сменяющих друг друга операций.

Во вторых –мотивационный аспект деят. Т.е она рассматривается  в плане динамики направляющих её мотивов.

В третьих  - главным является анализ регулирующих механизмов деятельности.

Имеются концепции описывающие  деят. В плане анализа реализующих  её физилогических процессов.

Нет универсального подхода  к деятельности.

Деятельность  – система взаимодействия субъекта с миром.

Психика формируется и проявляется ч/з деятельность, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Данный образ выступает как осознанная цель деят. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить актвность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование, переработка текущей информации, принятие решений могут неосознаваться, осознаваться не полностью или неверно

Теория деятельности Леонтьева

Психика формируется  в деятельности и проявляется  через неё. Потребность – состояние объективной нужды организма в чём-то. Мотив – опредмеченная потребность. Кажд деятельность направлена на предмет. Любая деятельность полимотивирована. Деятельностью является практически всё. Главная : деятельность предметна – всегда на что-то направлена. Виды мотивов 1)ведущие, побуждающие ;

2)мотивы, стимулирующие эту  деятельность. Существуют и вспомогат  мотивы (стимулов) помогая осуществ  деятельность- учебная деятельность.

Мотивы м осознав и  не осознав. различить виды мотивов  сложно. У взр человека существ устойчивая иерархия мотивов (есть наиболее важные, есть второстепенные. Личность по Леонтьеву- набор мотивов)

Мотивы:

1 врожденные, связан с  поддерж жизни

2 познават- животное обследует  новую территорию-любопытство. В  процессе развития у чел появл новые мотивы.

Функции мотивов:

1 побуждающая- толчок для  деятельности

2 направленность- деятельн  направлена на предмет

3 смыслообразующая- только  ведущ мотив, какому-то предмету  придается личност смысл (переживание  особой субъективной значимости)

Строение деятельности:

Иерархич характер.

Деятельность—мотив

1 Действие—цель

(процесс, направленный  на достижение цели. Цель-образ  желаемого результата. Действия  м б общие и частные: общее  поездка на работу разбивается  на частные-одеться, выйти из дома, сесть на автобус)

2 Уровень операций—условия

операция- способ выполн действия. Операция задается условиями, в которых соверш действия, без  контроля сонания

Механизм развития операций:

А) действие—операция. Осваивается что-то новое и нет  опыта, поэтому включ сознание и по мере автоматиз действие превращается в операцию.

Б) подражание-реб подражает  взр, произносит за ними какие-то звуки, слова и пр.

3 психофизиологич функции

Физиологич обеспечение  психич процессов, физиологич базис, основа психодеятельности.

Функции:

1 сенсорные (восприятие)

2 мнемические

3 моторная (осущ движен)

Внешняя сторона  деятельности- движение, внутренняя-психич процессы.

 

11 Потребность- мотивационный аспект  деятельности. Понятие потребности  и мотива. Специфика потребности  человека. Виды и функции мотивов. Механизм «сдвига мотива на цель».

Деятельность имеет  сложное строение:

1 Особые виды  деят 

2 Действия

3 Операции

4 психофизиологич  функции

Действия- основная ЕД анализа деятельности, это процесс , направленный на реализацию цели (-образ желаемого результата)

Существ потребность-это  исходная форма активности организма, состояние объективн нужды организма  в чем-то, что лежит вне его  и составляет необход условие  его нормального функционирования. (органические,в контакте с себе подобными и познавательная). Особенности челов потребностей: предмет и способы удовлетвор потребности формируют свою потребность, другой предмет и другие способы удовлетвор формируют другую потребность. (Маркс: голод, удовлетв когтями, зубами совсем другой, нежели ножом и вилкой)

Процесс узнавания потребностью своего предмета- опредмечивание потребности. Мотив- предмет потребности. Вслед  меняется поведение (сначала поисковое, потом направленное). Мотив м б  ведущий- запуск деятельность и мотив-стимул. М б 1 и несколько ведущих мотивов.

Признаки: множество действий, собирающ вокруг одного предмета; Мотив- это то, ради чего соверш действия.

Деятельность- совокупность действий, которые вызываются одним  мотивом.

Особые виды деятельности: игровая, трудовая, учебная и пр.

Полимотивиров действий- за одним и тем же действием множество  мотивов(играют дети по Чехову). До определ  возраста все мотивы неосознав, с  развитием личности мотивы станов осознаваемыми  и иногда превр в цели.

Неосознав мотивы представл  эмоциями и личност смыслом. Эмоция- отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личност смысл- переживание  повышен субъетив значимости предмета, действия или события оказав в  поле действия ведущего мотива (учу  скучную географию, которая становится нужной, когда идем в поход). Т о чем интенсивнее мотив, тем больше круг предметов, вовлек в поле его действия

Развитие мотивов: потребность-мотив-цель-действие. В деятельн происх обрат процесс- формир новые потребности и мотивы: деятельность-мотив-потребность.

Механизм превращения  цели в мотив- сдвиг мотива на цель- учу историю, т к нравится учитель  потом увлекаюсь и учу т  к нравится история. Превращение  цели в мотив м б только при + эмоциях.

 

12 Человек и его  изучение в психологии. Анализ  понятий: субъект, индивид, личность, индивидуальность.

Человек как  природное существо (нат псих функц +орган. потребн) Инд св-ва по Ананьеву-первичные(возр-но пол-е, индив-но типич-е), вторичн(психофиз-е, структ орг потр-й ) и третичн(высшие- темп,задатки, способн).  Чел как социал сущ-во ВПФ формир у чел как соц. Сущ-ва; соц роли, стереотипы поведения Чел как духовное сущ-во м принять решение и нести за него ответственность, он свободен, ничем не детерминирован. Соотношение понятий личность и индивид:

1 Широкая-Л=чел как природ сущ-во+как социальн сущ+как духовн сущ-во

2 Средняя- Л= как социальн  сущ+как духовн сущ-во; чел как  природ сущ-во=Индивид

3 Узкая-Л= как духовн сущ-во; биологич  индивид и социальн индивид

Личность- системное качество индивида, опред включ его в обществен отношения.

Индивидуальность- сочетание психич свойств отлич людей друг от друга.

Индивид- принадлежность чел к чел роду.

Субъект- носитель сознания, кот формир и развив в рез-те деятельности.

 

13 Понятие способностей. Проблема их диагностики и  развития. Способности и задатки. Виды способностей.

Теплов выделил 3 основ отличит признака любой  способности, из чего сложилось определение- С.-это индивидуально-психолог особенности, явл условием успешного выполнения деятельности, но не свод. к знаниям, умениям, навыкам. С. не являются врожденным свойством и не то, чему можно научиться; они формир в ходе деятельности, предопредел легкость усвоения знаний, умений, навыков.

Виды способностей:

1 По психич. Функциям (восприятие, мышление и пр.) 2 На общие(предопред  успех в широком круге деятел) и специальные(успех в узких кругах- музыка, шахматы, профессии).

Классификац. С:

1 природные- биолог обусловлен, связан с врожден задатками,  формир на их базе при наличии  элемент жизненного опыта.

2 специфич.- имеют обществ-историч происхождение и обеспечив жизнь и развитие в социал среде.

А- общие и специальные

Б- теоритические( склонность к абстрактно-логическому мышлению) и практические(склонность к конкрет- практич действиям).

В- учебные(усвоен знаний, умений, навыков) и творческие(успех в создании  произведен матер и духовн культуры). Гениальность- высшая степень творческих проявлений личности. Талант- высшая степень в определ деят-ти-общении.

Г- к общению, предметно-деятельностные. Одаренность- качеств своеобр сочетание  С., от кот-го завис возможн успех в той или иной деят-ти.

Задатки- некотор врожден  анатомо-физиолог особен НС, составл  индивид-природн основу формирования и развития С. С- динамич образования, их формирование и развитие происходит поэтапно.

 

14 Понятие темперамента. Его физиологические основы и проблемы типологии.

Темперамент-совокупность формальн и относит-но устойч хар-к  повед проявл в энергетич уровне поведения и во временны пар-х  реакц

Сфера темп-та: активность-общ-й  объ-м взаимод-й орг-ма со средой.

Моторика- темп, кол-во, гибкость, резкость движений 

Эмоциональность(эмоцион  порог- то как легко возн эмоц),устойчивость,интенсивность. Типологии:

Гипократ –Гален 4 типа( в  основе жидк орг-ма)

Конц Вундта (эмоцион-ть)

Устойчивость, сила чувств

Холерик- сильн, быстр

Сангв- быстр,слаб

Меланх- медл сильн

Флегмат- медл , слаб

Павлов.3 св-ва Н.С.  сила процессов  возб-я

Уравн-ть проц, подвижн-ть.

Мало раб. Концепции.

Благодаря исследованиям Павлова в отечественной психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека. Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств были отнесены следующие:

1) Эмоциональная возбудимость. способность реагировать на очень слабые внутренние и внешние воздействия.

2) Возбудимость внимания- способность замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя,

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"