Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
1 факультативное-необязат
должно произойти, чтобы
2 облигатное- обяз научиться.[импритинг, мгновенное запечатление на ранних стадиях онтогенеза, первый движ предмет].
3 Стадия интеллекта
Способность решать некоторые задачи- интел спос живот. Здесь некоторые высшие виды приматов, птицы, млекопит. ЕД отражения-отражение целостной ситуации животное понимает как предметы соотнос друг с другом.
Предпосылки интел поведения:
1 манипулирование- ярко
у приматов без биолог причин
проявл любопытство, живот
2 визуальн обобщение из слож S выдел что-то одно
крысы выбир именно тот экран за которым находилась пища.
3 перенос сложных навыков на новые ситуации.
Интелл поведение:
Критерии- способность к решению 2-фаз задач. Фазы: подготовит и осуществ. Келер эксперим с обезьянами: высоко под потолком висит плод, исполь орудие- палка., другой эксперим с ящиками. Одна обезьяна делала, другая за ней наблюдала. Так выделил умных и глупых обезьян. Общие тенденции:
1 развитие сенсорики и моторики.
2 повышен гибкость поведения большую роль играет научение, т е приспособление к окруж среде.
3 появлен и развив исследоват поведение. У низкоорганиз его нет, у рыб слабо, у птиц, млекопит, приматов выражено хорошо.
9 Сравнительный анализ психики животных и человека. Понятие ВПФ. Их специфика, развитие, основные характеристики. Понятие интериоризации.
Предпосылки возникновения человеч психики:
1 Орудие (орудийная деятельность)
Ж-использ ситуативно
Ч-сохраняет орудие, подразум абстракт смысл. Орудие труда производ с помощью другого орудия.
2 Язык- сложно организ знаков система
Ж-сигнал- звук при помощи которого животное предупрежд о тревоге
Ч-речь-реализация языка в говорении, м исполь знаки в абстрак смысле.
3 Общение- у Ж присут социальн иерархия.
4 Разделение труда- разные люди выполн разные функции.
5 Культура- главное отличие чел от живот.
Высшие психические функции- сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению- особый вид функций психических, полностью отсутствующих у животных.
Свойства ВПФ: произвольность, опосредствованность
Интериоризация через знаки, чел учиться овладевать своим поведением. Переход от от интерпсих к интрапсих (псих процессы между людьми переходят во внутрен план)- эгоцентрич-я речь.
10 Категория деятельности
в психологии. Строение индивидуальной
деятельности человека. Принцип
единства сознания и деятельнос
Деятельность
– категория общественно
В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид с другими людьми.Индив. деят. можно рассматривать как момент, составную часть деятельности общества.
Первые попытки анализа строения деятельности были связаны с представлениями об элементах. В качестве таковых принимались простейшие движения типа взять, поднять, положить Ф. Тейлор и Д. Джильберт. Они предложили описывать любую д-ть как последовательность элементов.В связи с развитием инженерной психологии широкое распространение получило описание деятельности в виде алгоритмов. При этом несколько изменилось представление не только об элементах, но и о способах их связи в деятельности. – это не раскрывает , то что интнересует психологию т.е. её субъективный план.
Псих анализ предполагает
рассматривать деятельность как
сложное многомерное, многоуровневое
динамически развивающееся
Так в первых концепциях за основное берутся операционные аспекты, т.е. деятельность описывается как последовательность сменяющих друг друга операций.
Во вторых –мотивационный аспект деят. Т.е она рассматривается в плане динамики направляющих её мотивов.
В третьих - главным является анализ регулирующих механизмов деятельности.
Имеются концепции описывающие деят. В плане анализа реализующих её физилогических процессов.
Нет универсального подхода к деятельности.
Деятельность – система взаимодействия субъекта с миром.
Психика формируется и проявляется ч/з деятельность, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Данный образ выступает как осознанная цель деят. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить актвность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование, переработка текущей информации, принятие решений могут неосознаваться, осознаваться не полностью или неверно
Теория деятельности Леонтьева
Психика формируется в деятельности и проявляется через неё. Потребность – состояние объективной нужды организма в чём-то. Мотив – опредмеченная потребность. Кажд деятельность направлена на предмет. Любая деятельность полимотивирована. Деятельностью является практически всё. Главная : деятельность предметна – всегда на что-то направлена. Виды мотивов 1)ведущие, побуждающие ;
2)мотивы, стимулирующие эту деятельность. Существуют и вспомогат мотивы (стимулов) помогая осуществ деятельность- учебная деятельность.
Мотивы м осознав и не осознав. различить виды мотивов сложно. У взр человека существ устойчивая иерархия мотивов (есть наиболее важные, есть второстепенные. Личность по Леонтьеву- набор мотивов)
Мотивы:
1 врожденные, связан с поддерж жизни
2 познават- животное обследует
новую территорию-любопытство.
Функции мотивов:
1 побуждающая- толчок для деятельности
2 направленность- деятельн направлена на предмет
3 смыслообразующая- только
ведущ мотив, какому-то
Строение деятельности:
Иерархич характер.
Деятельность—мотив
1 Действие—цель
(процесс, направленный на достижение цели. Цель-образ желаемого результата. Действия м б общие и частные: общее поездка на работу разбивается на частные-одеться, выйти из дома, сесть на автобус)
2 Уровень операций—условия
операция- способ выполн действия. Операция задается условиями, в которых соверш действия, без контроля сонания
Механизм развития операций:
А) действие—операция. Осваивается что-то новое и нет опыта, поэтому включ сознание и по мере автоматиз действие превращается в операцию.
Б) подражание-реб подражает взр, произносит за ними какие-то звуки, слова и пр.
3 психофизиологич функции
Физиологич обеспечение психич процессов, физиологич базис, основа психодеятельности.
Функции:
1 сенсорные (восприятие)
2 мнемические
3 моторная (осущ движен)
Внешняя сторона деятельности- движение, внутренняя-психич процессы.
11 Потребность- мотивационный
Деятельность имеет сложное строение:
1 Особые виды деят
2 Действия
3 Операции
4 психофизиологич функции
Действия- основная ЕД анализа деятельности, это процесс , направленный на реализацию цели (-образ желаемого результата)
Существ потребность-это
исходная форма активности организма,
состояние объективн нужды
Процесс узнавания потребностью своего предмета- опредмечивание потребности. Мотив- предмет потребности. Вслед меняется поведение (сначала поисковое, потом направленное). Мотив м б ведущий- запуск деятельность и мотив-стимул. М б 1 и несколько ведущих мотивов.
Признаки: множество действий, собирающ вокруг одного предмета; Мотив- это то, ради чего соверш действия.
Деятельность- совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.
Особые виды деятельности: игровая, трудовая, учебная и пр.
Полимотивиров действий- за одним и тем же действием множество мотивов(играют дети по Чехову). До определ возраста все мотивы неосознав, с развитием личности мотивы станов осознаваемыми и иногда превр в цели.
Неосознав мотивы представл эмоциями и личност смыслом. Эмоция- отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
Личност смысл- переживание повышен субъетив значимости предмета, действия или события оказав в поле действия ведущего мотива (учу скучную географию, которая становится нужной, когда идем в поход). Т о чем интенсивнее мотив, тем больше круг предметов, вовлек в поле его действия
Развитие мотивов: потребность-мотив-цель-
Механизм превращения цели в мотив- сдвиг мотива на цель- учу историю, т к нравится учитель потом увлекаюсь и учу т к нравится история. Превращение цели в мотив м б только при + эмоциях.
12 Человек и его изучение в психологии. Анализ понятий: субъект, индивид, личность, индивидуальность.
Человек как природное существо (нат псих функц +орган. потребн) Инд св-ва по Ананьеву-первичные(возр-но пол-е, индив-но типич-е), вторичн(психофиз-е, структ орг потр-й ) и третичн(высшие- темп,задатки, способн). Чел как социал сущ-во ВПФ формир у чел как соц. Сущ-ва; соц роли, стереотипы поведения Чел как духовное сущ-во м принять решение и нести за него ответственность, он свободен, ничем не детерминирован. Соотношение понятий личность и индивид:
1 Широкая-Л=чел как природ сущ-во+как социальн сущ+как духовн сущ-во
2 Средняя- Л= как социальн сущ+как духовн сущ-во; чел как природ сущ-во=Индивид
3 Узкая-Л= как духовн сущ-во; биологич индивид и социальн индивид
Личность- системное качество индивида, опред включ его в обществен отношения.
Индивидуальность- сочетание психич свойств отлич людей друг от друга.
Индивид- принадлежность чел к чел роду.
Субъект- носитель сознания, кот формир и развив в рез-те деятельности.
13 Понятие способностей. Проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Виды способностей.
Теплов выделил 3 основ отличит признака любой способности, из чего сложилось определение- С.-это индивидуально-психолог особенности, явл условием успешного выполнения деятельности, но не свод. к знаниям, умениям, навыкам. С. не являются врожденным свойством и не то, чему можно научиться; они формир в ходе деятельности, предопредел легкость усвоения знаний, умений, навыков.
Виды способностей:
1 По психич. Функциям (восприятие, мышление и пр.) 2 На общие(предопред успех в широком круге деятел) и специальные(успех в узких кругах- музыка, шахматы, профессии).
Классификац. С:
1 природные- биолог обусловлен, связан с врожден задатками, формир на их базе при наличии элемент жизненного опыта.
2 специфич.- имеют обществ-историч происхождение и обеспечив жизнь и развитие в социал среде.
А- общие и специальные
Б- теоритические( склонность
к абстрактно-логическому
В- учебные(усвоен знаний, умений, навыков) и творческие(успех в создании произведен матер и духовн культуры). Гениальность- высшая степень творческих проявлений личности. Талант- высшая степень в определ деят-ти-общении.
Г- к общению, предметно-деятельностные. Одаренность- качеств своеобр сочетание С., от кот-го завис возможн успех в той или иной деят-ти.
Задатки- некотор врожден анатомо-физиолог особен НС, составл индивид-природн основу формирования и развития С. С- динамич образования, их формирование и развитие происходит поэтапно.
14 Понятие темперамента. Его физиологические основы и проблемы типологии.
Темперамент-совокупность формальн и относит-но устойч хар-к повед проявл в энергетич уровне поведения и во временны пар-х реакц
Сфера темп-та: активность-общ-й объ-м взаимод-й орг-ма со средой.
Моторика- темп, кол-во, гибкость, резкость движений
Эмоциональность(эмоцион
порог- то как легко возн эмоц),устойчивость,
Гипократ –Гален 4 типа( в основе жидк орг-ма)
Конц Вундта (эмоцион-ть)
Устойчивость, сила чувств
Холерик- сильн, быстр
Сангв- быстр,слаб
Меланх- медл сильн
Флегмат- медл , слаб
Павлов.3 св-ва Н.С. сила процессов возб-я
Уравн-ть проц, подвижн-ть.
Мало раб. Концепции.
Благодаря исследованиям Павлова в отечественной психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека. Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств были отнесены следующие:
1) Эмоциональная возбудимость. способность реагировать на очень слабые внутренние и внешние воздействия.
2) Возбудимость внимания- способность замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя,