Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
3) Сила эмоций. функция в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)
4) Тревожность. эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.
5) Реактивность непроизвольных движений. Функция в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент,
6) Активность волевой целенаправленной деятельности. свойство проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.
7) Пластичность — ригидность. Функция в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.
8) Резистентность. способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
9) Субъективация. Функцию в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.
Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью.
В. М. Русалов исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором,
психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности—были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты биологически и генетически обусловлены, Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств.
15 Понятие
характера. Характер и
Характер-совокупность устойч св-в индив в кот выражаются спос его поведения и реагиров. Формир при жизни в ходе воспитания на основе темперамента.
Четкой границы м/ду Т и Х нет. Рубинштейн: Т есть ядро Х его неизмен частью
Выгодский: Т природная предпосылка Х
Ананьев: динамическая основа Х
ПавловТ:Х= генотип: фенотип.
Х – это совокупность устойчивых индивид особенностей личности складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении и обуславливающих типичные способы поведения
Степень выраженности Х:
1 Акцентуация – чрезмерная выраженность черты Х крайний вариант N.
2 Психопатия - паталогия Х
3. N Х среднестатистич.
Критерии Ганнушкина
– Кербикова для раделен
1 устойчивость во времени
2 Дезадаптация
3 Тотальность проявления.
Типология А.Е. Личко:
1 Циклоидная- чередование
фаз позитивного и негативного
настроения с различным
2 Гипертимная- постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца
3 Лабильная- резкая смена настроения в зависимости от ситуации.
4 Астеническая- быстрая утомляемость,
раздражительность, склонность
5 Сенситивная- повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.
6 Психастеническая- высокая
тревожность, мнительность, нерешительность,
склонность к самоанализу,
7 Шизоидная- отгороженность,
замкнутость, интроверсия,
8 Эпилептоидная- склонность
к злобно-тоскливому
9 Паранойяльная/ застревающая-
повышенная подозрительность, обидчивость,
стойкость отрицательных
10 Истероидная/ демонстративная- выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию, притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие.
11 Дистимная- преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных печальных сторонах жизни.
12 Неустойчивая- склонность
поддаваться чужому влиянию,
13 Конформная- чрезмерная подчиняемость и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм.
1 Гипертимный- чрезмерно
приподнятое настроение, всегда
весел, очень энергичен,
2 Дистимный-
постоянно пониженное
3 Циклоидный- общительность
циклически меняется (высокая в
период повышенного настроения
и низкая в период
4 Эмотивный- чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, часто печальное настроение.
5 Демонстративный- выражено
стремление быть в центре
6 Возбудимый- повышенная
раздражительность,
7 Застревающий- «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной.
8 Педантичный- выраженная
занудливость в виде «
9 Тревожный/ психастенический-
пониженный фон настроения, опасения
за себя, близких, робость,
10 Экзальтированный/ лабильный- очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
11 Интровертированный/ шизоидный,
аутистический- малая
12 Экстравертированный/
16 Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (Кречмер, Шелдон). Психологические типы личности по Юнгу.
Типологии исходили из общих идей:
1 Характер формир рано в онтогенезе на протяжении остальной жизни проявл себя как более/ менее устойчивый.
2 Сочетание личност черт
не явл случайными они
3.Большая часть людей
в соответствии с этой
Кречмер: 1921г «Строение тела и характер» 4 констуц типа
1 Лептосоматик- хрупкое телосложение, высокий рост, плоская груд кл, узкие плечи, худые длинные ниж конечностями
2 Пикник-тучный, малый/ средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее
3 Атлетик-развитые мускулы, крепкое телосложение, высокий/ средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4 Диспластик-бесформен
3 типа:
1 Шизотимик-астеник, замкнут, упрям, колеб настроения, трудно приспосабл к окружению.
2 Иксотимик- атлет, спокойный, невпечатлит , мелочный, сдержанный, невысокая гибкость мышления.
3 Циклотимик-пикник, легко контактир с людьми, эмоции колебл между радостью и печалью
Шелдон- 40-е гг 20в в США
1 Эндоморфный (внутрен органы-висцеротония: любовь к комфорту, пристрастие к еде, ориент на других, эмоцион ровность)
2 Мезоморфный (мышцы-
3 Эктоморфный (кожа, НС-церебротония-
склонность к уединению,
Типология Юнга: 3 этапа
Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость, типичный невроз – истерия
Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия сознательной личности.
интуиция (предвосхищение, прогнозирование
17 Определение и функции эмоций. Классификация эмоций по различным основаниям. Тревога, тревожность, фрустрация.
Эмоции- особое субъективное состояние, выраж отношение субъекта к тому или иному явлению (импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи этого явления с удовлетворен или неудовлетворен его потребностей).
1 организующая-
организуют некоторую
2 оценочная- непосредственное переживаниезначимости явлений и ситуаций, состояний орган-ма и внешних воздействий.
3 регуляторная- способность Э оставлять в опыте индивида определенные следы, закрепляя те воздействия и + или “- “действия, которые их возбудили. Т. о. Индивид получает возможность в аналогичных ситуациях подбирать адекватные, более эффективные поведенческие реакции.
4 предвосхищающая-
5 познавательная- сложная
форма- эмпатия, играет значит
роль в процессах
В Э выделяют 3 компонента: Субъективные переживания(наблюд в процессе интроспекции, ядро Э), Поведенческий(внешнее проявление), физиологич (проявление ВНС)
Классификация:
1 по формально- динамич характеристикам. Аффект, собственно Э, настроение сравниваются по 4 параметрам: интенсивность, временные характеристики, связь с ситуацией, контроль поведения.
На фоне определ настроения вознивают разные чувства –Леонтьев- устойчивое отношение человека к каким-то предметам или людям м. Неосознаваться
2 По Рубинштейну- 3 уровня в эмоциональной сфере.
А) органич аффектив эмоцион чувствит- телесного характера.
Б) предметные чувства- собствен эмоции
В) обобщен мировозренч чувства- юмора, возвышенного
3 по модальности
-Базовые Э( радость,
страх, горе, гнев, интерес- врожден
биолог задан, а все остальные-
Если отказ от идеи базовых Э, то Э надо рассм через некотор набор измерений. В. Вунд: 3 измерения-
1 удовлетворенность-
2возбуждение- успокоение
3 разрядка-напряжение.
Тревога- эмоц состояние, возник в ситуациях неопредел опасности и проявл в ожидании неблагопол развития событий. Представл собой генерализован диффузн беспредмет страх. Функционально- предупрежд о возможн опасности, побуждает к поиску и конкретизации этой опасности. Она м проявлятся как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества. Поведенч проявл- общая дезорганизация деят-ти.