Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Различают: ситуативная- состояние
индивида в текущий момент и –
как черта личности/
Тревожность- состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечив. Соответствующую реакцию на страх. В целом- это субъективное проявление неблагополучия личности.
Она повышена: при заболев нервно- психич и тяж соматич.; у здоров людей, пережив последст психич травмы; у многих групп с отклон поведением. Различают:
Ситуативную и личностную
фрустрация- конфликтное отрицат-эмоцион состояние, возник в связи с крахом надежд, неожид возникш непреодолим препятствиями на пути достижения высокозначимых целей. В случае неустранимости причин ф.(невозвратимости потерь) м возник глубокое депрессивное состояние, связан с значит и продолжит дезорганиз психики (ослаблен памяти, способности логически мыслить). В состоянии ф. Человек ищет компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда регрессирует- возврат к более ранним стадиям псих развития.
18 Психологическая характеристика аффекта. Диагностика аффективных следов (Юнг, Лурия). Понятие стресса.
Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению.
Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность действия (автоматизм без размышления); сужение сознания ( потеря эпизодов из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления.
Калашников: течение аффекта. Фазы: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).
Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.
Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.
Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсрочено воспоминания о событиях нарушаются.
Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.
Основа: длительное
аффективное напряжение или временное
нервно-психическое истощение
Аффективный комплекс
(психоанализ) – объединение в
пределе любых деталий
Аффективная память отличается от образной (смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в аффективной происходит накопление.
Диагностика аффектов в психоанализе: метод свободных ассоциаций. Легкое протекание ассоциаций, и трудное – источник аффекта.
Лурия. Диагностика следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния.
Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних коррелятов.
Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки.
Становится возможным
за выявленой словесной реакцией
наблюдать лежащие в ее основе
механизмы, оценивать степень
Стресс- вызванное сверхсильным воздействием нервно-психич перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложивш ситуации. Стресс-тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного и опасного положения. Понятие введено канадским уч Г. Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физич /психич травму. 3 этапа стресс состояния: тревога, сопротивление, истощение. Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока (восстановление нарушенных психич функций). Стадия сопротивления характериз возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологич дистрофические процессы, приводящие иногда к гибели организма. Различают стресс физиолог и психологич. Психологич делится на информационный (информац перегрузки) и эмоциональный с 3 разновидностями реакций- импульсивной (сильное психомотор возбужд), тормозной (ступор психомотор) и диффузной (эмоцион ступор). Стресс м б мобилизиз (австресс- хороший стресс) и демобилизующим (дистресс). В преодолении проявляются 2 поведенч типа личности- интерналы- рассчит только на себя и экстерналы- на помощь других людей.
19 Понятие и критерии воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности. Строение волевого процесса.
Воля-сознательное регулирование чел своего поведения и деят-ти, связанное с преодолением внутрен и внешних препятствий. Это способность чел, которая проявл в саморегуляции им своего поведения и психич явлений. Признаки волев акта: а) приложение усилий б) наличие продуманного плана осуществ поведенч акта в) усиленное внимание к поведенч акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получ в процессе и рез-те его исполнения г) усилия воли направлены на победу над обстоятельствами и на преодоление самого себя. Волевая регуляция состоит в оптимальной мобилизованности лич-ти, концентрации активности в необход направлении. Глав психол функцию воли составляет усиление мотивации и соверш на этой основе регуляции действий.- этим воля отлич от импульсив действий.
Свойства воли:
сила(степень необход усилия), настойчивость(умение
мобилизов свои возможности для
длительного преодол
Вундт: первичные источники воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации (эмоциональный процесс).
Структура волевого процесса:
1 Объективная сторона
– предметное представление (
2 Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли
Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным действием
Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие
Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.
Джемс: проблема свободы воли
1 Если воли нет, но все поведение есть S – R
2 Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная активность (духовное Я). Развитие воли есть развитие произвольного внимания.
2 класса актов:
1 автоматические (рефлекторные, первичные)
2 преднамеренные, осознаваемые (волевые)
Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие.
Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса.
2 типа волевых актов:
-осуществление нежелаемого
-задержка желаемого
Типы решимости:
А-разумная – поиск привычного способа действовать
Б-подчинение судьбе
В-результат случайности
Г-пробуждение совести
Д-чувство усилия
Е-свобода воли
Современные представления о воле:
Психический процесс, формируемый при жизни и социально.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы!
Волевая регуляция нужна:
1 Слабость непосредственного побуждения
2 Мотивационная конкуренция
3 Наличие препятствия
4 Наличие сильного
Иерархия поведения:
-импульсивное, непроизвольное
-произвольное (осознание предшествует действию)
-осознаваемое
-намеренное
-волевое
-осознаваемое
-планомерное
-в ситуации альтернативы
Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет..
Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:
Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение
Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои импульсы сознательносму контролю.
Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении.
Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные процессы
Механизмы воли:
20 Проблема побуждения
к деятельности: соотношение содержания
понятий мотиваций,
Деятельность имеет сложное строение:
1 Особые виды деят
2 Действия
3 Операции
4 психофизиологич функции
Действия- основная ЕД анализа деятельности, это процесс , направленный на реализацию цели (-образ желаемого результата)
Существ потребность-это
исходная форма активности организма,
состояние объективн нужды
Классификация:
1 потребности по происхождению и предмету- естественные и культурные, материальные, социальные и духовные
2 мотивы на
а) осознаваемые и неосознанные, б) внешние и внутренние (по отношению к выполн деятельности) в) побудительные и смыслообразующие (связан с формиров индивид различий). Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к самой деятельн), результативные (направл на результат), саморазвития (стремл к самосовершенствованию)
Хорни: 2 потребности- в удовлетворении биолог нужд и в безопасности, при неудовлетвор последней возник базовая тревога
Х. Когут- психоаналит теория самости обозначил 2 первич потребности, возник на самых ранних этапах развития чел- в идеализации (бессознат желание реб, чтобы его значимые другие идеально соответств всем его ожиданиям) и в «зеркализации»-желание быть отраженным в сознании других людей во всей своей уникальности и самоценности
Э Фромм выделил 5 экзистенциальных потребн
1 в установлении связей- участие в жизни другого и сохран своей индивид.
2 в преодолении- путь к личност росту; в созидании и творчестве.
3 в укоренении-ощущать себя частью мира, реализ в поиске ценност смыслов челов бытия.
4 в идентичности-осознание собствен уникальности, тождества с самим собой.
5 в системе взглядов и преданности-собствен взгляд на природу и объект особой преданости, в посвящении которому чел обретает смысл жизни.
Маслоу все потребности врожденные. Выделил:
1 физиологич
2 безопасности- долговрем выживание и стабильность
3 в любви и принадлежности- в отношениях, семье, дружбе
4 самоуважения-компетент, значимость, обществ признание
5 самоактуализации-раскрытие творч и духовного потенциала личности.
Мотив-побуждение к деятельности, связан с удовлетвор потребности субъекта.
Мотивация-динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий инициацию, направление, организацию, поддержку. (относительно устойчивая и индив неповторимая система мотивов)