Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 2 файла

Вторые вопросы.doc

— 129.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Первые вопросы.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Различают: ситуативная- состояние  индивида в текущий момент и –  как черта личности/тревожность/- повышенная склонность испытывать тревогу  из-за реальных или воображаемых опасностей. Тревога ослабл с помощью защит механизмов- вытеснение, замещение, рационализ, проекции и пр.

Тревожность- состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечив. Соответствующую реакцию на страх. В целом- это субъективное проявление неблагополучия личности.

Она повышена: при заболев  нервно- психич и тяж соматич.; у  здоров людей, пережив последст психич травмы; у многих групп с отклон поведением. Различают:

Ситуативную и личностную

фрустрация- конфликтное отрицат-эмоцион состояние, возник в связи с крахом надежд, неожид возникш непреодолим препятствиями на пути достижения высокозначимых целей. В случае неустранимости причин ф.(невозвратимости потерь) м возник глубокое депрессивное состояние, связан с значит и продолжит дезорганиз психики (ослаблен памяти, способности логически мыслить). В состоянии ф. Человек ищет компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда регрессирует- возврат к более ранним стадиям псих развития.

 

18 Психологическая характеристика аффекта. Диагностика аффективных следов (Юнг, Лурия). Понятие стресса.

 Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению.

Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность действия (автоматизм без размышления); сужение сознания ( потеря эпизодов из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления.

Калашников: течение  аффекта. Фазы: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).

Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.

Фаза взрыва: с  биологической точки  зрения является процессом отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.

Заключительная  фаза: истощение психических и  физических сил. Отсрочено воспоминания о событиях нарушаются.

Особенности аффекта  – отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.

Основа: длительное аффективное напряжение или временное  нервно-психическое истощение у  психически здоровых людей.

Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в  пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали

Аффективная память отличается от образной (смысловой). Здесь  свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в аффективной происходит накопление.

Диагностика аффектов в психоанализе: метод свободных  ассоциаций. Легкое протекание ассоциаций, и трудное – источник аффекта.

Лурия. Диагностика  следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния.

Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних  коррелятов.

Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки.

Становится возможным  за выявленой словесной реакцией наблюдать лежащие в ее основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности, нарушенности, а следовательно  и степень аффективности проходящего перед нами процесса. Механизм: слово – мыслительная ассоциация – нажим – асс. – нажим - … - ответ, не компрометирующий человека.

Стресс- вызванное  сверхсильным воздействием нервно-психич перенапряжение, адекватная реакция  на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложивш ситуации. Стресс-тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного и опасного положения. Понятие введено канадским уч Г. Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физич /психич травму. 3 этапа стресс состояния: тревога, сопротивление, истощение. Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока (восстановление нарушенных психич функций). Стадия сопротивления характериз возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологич дистрофические процессы, приводящие иногда к гибели организма. Различают стресс физиолог и психологич. Психологич делится на информационный (информац перегрузки) и эмоциональный с 3 разновидностями реакций- импульсивной (сильное психомотор возбужд), тормозной (ступор психомотор) и диффузной (эмоцион ступор). Стресс м б мобилизиз (австресс- хороший стресс) и демобилизующим (дистресс). В преодолении проявляются 2 поведенч типа личности- интерналы- рассчит только на себя и экстерналы- на помощь других людей.

 

19 Понятие и критерии  воли. Произвольная и волевая  регуляция деятельности. Строение волевого процесса.

Воля-сознательное регулирование чел своего поведения  и деят-ти, связанное с преодолением внутрен и внешних препятствий. Это способность чел, которая  проявл в саморегуляции им своего поведения и психич явлений. Признаки волев акта: а) приложение усилий б) наличие продуманного плана осуществ поведенч акта в) усиленное внимание к поведенч акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получ в процессе и рез-те его исполнения г) усилия воли направлены на победу над обстоятельствами и на преодоление самого себя. Волевая регуляция состоит в оптимальной мобилизованности лич-ти, концентрации активности в необход направлении. Глав психол функцию воли составляет усиление мотивации и соверш на этой основе регуляции действий.- этим воля отлич от импульсив действий.

Свойства воли: сила(степень необход усилия), настойчивость(умение мобилизов свои возможности для  длительного преодол трудностей), выдержка(умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществ принятого  решения), энергичность.

Вундт: первичные источники воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации (эмоциональный процесс).

Структура волевого процесса:

1 Объективная сторона  – предметное представление (мотив  – вид добычи)

2 Субъективная – элемент  чувства (голод): побудительная причина  воли

Если один мотив  – простой волевой процесс, заканчивается  импульсивным действием

Если более  – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие

Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.

Джемс: проблема свободы воли

1 Если воли нет, но  все поведение есть S – R

2 Если есть, но субъект  сам определяет свое поведение  – личностная активность (духовное  Я). Развитие воли есть развитие произвольного внимания.

2 класса актов:

1 автоматические (рефлекторные, первичные)

2 преднамеренные, осознаваемые (волевые)

Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие.

Произвольное ослабление или усиление непосредственного  импульса.

2 типа волевых актов:

-осуществление нежелаемого

-задержка желаемого

Типы решимости:

А-разумная – поиск привычного способа действовать

Б-подчинение судьбе

В-результат случайности

Г-пробуждение совести

Д-чувство усилия

Е-свобода воли

Современные представления  о воле:

Психический процесс, формируемый  при жизни и социально.

Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы!

Волевая регуляция  нужна:

1 Слабость непосредственного  побуждения

2 Мотивационная конкуренция

3 Наличие препятствия

4 Наличие сильного поведенческого  импульса, от которого надо воздержаться.

Иерархия поведения:

-импульсивное, непроизвольное

-произвольное (осознание  предшествует действию)

-осознаваемое

-намеренное

-волевое

-осознаваемое

-планомерное

-в ситуации альтернативы

Произвольное действие: у  субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет..

Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:

  1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

Побуждение –  цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение

  1. Стадия обсуждения и борьбы мотивов
  2. Решение
  • может не выделяться в особую фазу
  • констатация решения
  • чувство усилия, принесение в жертву других мотивов
  1. исполнение: волевое действие включает:
  • отношения сб к объекту, к цели
  • готовность
  • намерение
  • план действия

Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои импульсы сознательносму контролю.

Главное: ясное осознание  цели и настойчивость в достижении.

Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные процессы

Механизмы воли:

  1. Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст
  2. Изменение роли
  3. Предвосхищение рез-тов своей деят-ти
  4. Самопреодоление
  5. Постановка самостоятельных заданий
  6. Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять)
  7. Подчинение рез-та более широкой цели
  8. Фантазирование

20 Проблема побуждения  к деятельности: соотношение содержания  понятий мотиваций, потребности,  мотива. Классификация потребностей  и мотивов.

Деятельность имеет  сложное строение:

1 Особые виды  деят 

2 Действия

3 Операции

4 психофизиологич функции

Действия- основная ЕД анализа  деятельности, это процесс , направленный на реализацию цели (-образ желаемого  результата)

Существ потребность-это  исходная форма активности организма, состояние объективн нужды организма  в чем-то, что лежит вне его и составляет необход условие его нормального функционирования. (органические,в контакте с себе подобными и познавательная). Особенности челов потребностей: предмет и способы удовлетвор потребности формируют свою потребность, другой предмет и другие способы удовлетвор формируют другую потребность. (Маркс: голод, удовлетв когтями, зубами совсем другой, нежели ножом и вилкой)

Классификация:

1 потребности  по происхождению и предмету- естественные и культурные, материальные, социальные и духовные

2 мотивы на

а) осознаваемые и неосознанные, б) внешние и внутренние (по отношению  к выполн деятельности) в) побудительные  и смыслообразующие (связан с формиров индивид различий). Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес  к самой деятельн), результативные (направл на результат), саморазвития (стремл к самосовершенствованию)

Хорни: 2 потребности- в удовлетворении биолог нужд и в безопасности, при неудовлетвор последней возник базовая тревога

Х. Когут- психоаналит теория самости обозначил 2 первич потребности, возник на самых ранних этапах развития чел- в идеализации (бессознат желание реб, чтобы его значимые другие идеально соответств всем его ожиданиям) и в «зеркализации»-желание быть отраженным в сознании других людей во всей своей уникальности и самоценности

Э Фромм выделил 5 экзистенциальных потребн

1 в установлении связей- участие в жизни другого и  сохран своей индивид.

2 в преодолении- путь  к личност росту; в созидании  и творчестве.

3 в укоренении-ощущать  себя частью мира, реализ в  поиске ценност смыслов челов бытия.

4 в идентичности-осознание  собствен уникальности, тождества  с самим собой.

5 в системе взглядов  и преданности-собствен взгляд  на природу и объект особой  преданости, в посвящении которому  чел обретает смысл жизни.

Маслоу все потребности врожденные. Выделил:

1 физиологич

2 безопасности- долговрем  выживание и стабильность

3 в любви и принадлежности- в отношениях, семье, дружбе

4 самоуважения-компетент,  значимость, обществ признание

5 самоактуализации-раскрытие  творч и духовного потенциала  личности.

Мотив-побуждение к деятельности, связан с удовлетвор потребности субъекта.

Мотивация-динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий инициацию, направление, организацию, поддержку. (относительно устойчивая и индив неповторимая система мотивов)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"