Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 2 файла

Вторые вопросы.doc

— 129.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Первые вопросы.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Потребность-состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

 

21 Влияние мотиваций  на продуктивность деятельности. Закон Йоркса-Додсона. Мотивация  достижений.

Мотив - любая детерминанта поведения. Функции мотивов: побужд и направляющая.

М  порождает деятельность. Поведение чел м строится с  учетом внешней или внутрен детерминанты. Мотив- побуждение к деятельности, связанное  с удовлетвор потребности субъекта. Мотивация м б внешняя- оценка труда со стороны руководителя и внутренняя- утолить жажду, добиться повышения по службе. У чел есть базовая мотивация, данная природой.

3 класса базовой мотивации:

  1. Органические потребности(мотивы)- главный принцип это гомеостаз (сохранение внутренней среды, не смотря на изменение внешней)
  2. Потребности связанные с общением (сексуальная, родительская, потребность в общении с себе подобными )
  3. Познавательные потребности- поисковое поведение у животных, мах колич информации о среде

З-н Йеркса- Додсона 2 переменные

1 .Продуктивность  деятельности

2. Интенсивность  мотивации

2 закона:

1 По мере возрастания  интенсивности мотивации продуктивность  сначала растет, а потом падает.

Чем выше мотивация,  тем меньшее кол-во проб необходимо до оптимальной мотивации. Как следствие Н.С. устаёт и кол-во ошибок увеличивается. Оптимум мотивации- тот уровень мотивации при котором деятельность совершается более успешно.

2 Чем сложнее деятельность, тем более низкий уровень мотивации  является оптимальным.  

Принципы функционирования мотива.

1 Пр-п гедонизма ( стремление  к удовольствию, избегают боль).

2 Пр-п редукции (уменьшение) напряжения(органическая потребность  в удовлетворении, при неудовлетв  потребности напряжение нарастает)

3 Пр-п оптимального  уровня активации- деятельность направлена на поддерж оптимального уровня активации (у экстра и интровертов разные)

4 Пр-п стремления к напряжению (Олпорт)(когда чего нибудь хотим  возникает напряжение). Без напряжения  мотив не функционирует.

То какой именно будет деятельность, исходящая из какого либо конкретного мотива, определяется целью. Мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

Человек, стремящийся достичь  успеха, высоких результатов в  деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других - менее.

От того, какое значение человек приписывает достижениям  в определенной области, зависит  выбор той деятельности, которой  он стремится заниматься.

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения: Стремление достигать высоких результатов (успехов); Стремление делать все как можно лучше; Выбор сложных заданий и желание их выполнить; Стремление совершенствовать свое мастерство.

 

22 Понятие ситуативной мотивации. Ситуативная мотивация и ее исследования в школе К. Левина. Феномен Зейгарник. Уровень притязаний.

Курт  Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой.

1 мотивационное  поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта.

2 предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.

3 квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз.

Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться  к прерванному действию.

Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)

Зейгарник: выполненное задание  запоминается гораздо хуже, чем незаконченное

Биренбаум: эффект замещения  – близкое по форме действие может  разрядить заряженную другим намерением систему.

Фаянс: изучение действенности  намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.

Уровень притязаний:

Эксперименты  Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.

Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач.

Для измерения важно учесть динамику.

1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением.

3 этап: очередное достижение  – успех/неудача

4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи

Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

Теория результирующей валентности (Аткинсон):

  1. значимость для субъекта успеха и неудачи
  2. учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)

+ необходим учет  личностных переменных

3) мотив достижения  – мотив избегания неудачи

2 тенденции:

1 Стремление  к успеху- адекватный уровень  притязаний, нацеленность на решение  задачи, активная позиция, реалистич цели средней сложности

2 Избегание неудач-заниженный  уровень притязаний, избегание участия  в решении, пассивность, цели  либо слишком сложные, либо  весьма простые.

Обратная связь  между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.

Поведение в ситуации риска: Здесь все зависит от преобладающей мотивации:

1 м-я достижения – положительная  результирующая тенденция, выбор  задач средней сложности

2 м-я избегания – задачи  «на краях»

Варианты поведения  в ситуации неуспеха:

  • резкое повышение УП
  • тыканье в одну точку
  • снижение УП
  • отказ от продолжения (защита, агрессия)

3 параметра  УП: высота, устойчивость, адекватность

2 способа трактовки  УП:

  1. индикатор самооценки
  2. репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость

Методы: Хоппе, лабиринты Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).

 

23 Представление о развитии и строении личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг).

В развитии личности Фрейд выделяет несколько  психосексуальных стадий (в    эависимости от того на каких частях находится либидо).

1 оральное

2 анальная 

3 фаллическая

4 латентный  период

5 генитальная

ИД- оно – его  главная функция получение удовольствия

Эго – я - цензура  структура которая формируется  Функция- сохранение от разрушения

Суперэго- контроль, мораль,вписывается в жизнь ребенка  – стремится к выполнению нравственных норм формируется в 5 лет.

Защитные механизмы  те которые эго вырабатывает для  защиты от суперэго Если суперэго обнаруживает, что эго нарушает, то оно наказывает человека тревожностью, волнением.

Защитные Механизмы: вытеснение, Сублимация (перенос в  друг область.) Отрицание (в случае вытеснения мы забываем, при отрицании мы говорим

, что это не  так). Рационализация(человек что  то делает по одним причинам, а на самом деле по другим, лиса и виноград.)

Интеллектуализация(обсуждение тяжелых проблем в сложных  технических терминах) Проекция (человек свои чувства проецирует на других)

Реактивное образование (гомосексуал разворачивает движение против гомосексуалистов)

Регрессия (уход в детство.)

Юнг – Архетип – структура которой задает  формы содержание образ или символ( коллективное бессознательное)

Структура личности : персона (маска) и  эго в сознательном, тень и анима анимус в бессознательном  и самость которая все объединяет.

Эго центр сознательной жизни

Персона то какими мы себя представляем окружающему  нас миру м.б. опасной т.к. человек может осуществлять себя со своей  маской. Тень – центр и личного  бессознательного сущ-ва с низким статусом.

Анима или анимус  ( душа)  структура которая является источником творчества, любви. В ней  сконцентрированы представления о  личности другого пола.

Самость – самый  глубинный архетип который соединяет  все. В ней примеряются противоположности.

Личностный рост человека – индивидуация – проникновение  в себя.при связи с внешним  миром.

Экстроверсия ( Направленность во вне)  и Интроверсия ( направленность во внутрь) установка сознательная

Экстроверты –  люди акцентированы на окружающих . Они лучше ориентируются в  окружающем. Такой чел втягивается  в мир объектов и   может  в нем потерятся.(типичный невроз для Э – истерия, внутренний мир  необработан)

Интровертированный –чел обращает внимание только на свой внутренний мир и плохо реагирует на  свой внутренний мир как следствие м.б.  эгоцентризм. Существует компенсоторное вличение к объекту. Типичный невроз – психостения повышенноая чувствит и истощаемость. 4е психич функц по Юнгу мышление и эмоции(касаются способов принятия решения человеком) Ощущение и интуиция- способы получения информации     

.А. Адлер (ученик З. Фрейда): с чего начинается личность? объективная необходимость любого человека - войти в общество и занять в нем полноценное место - чувство общности (социальное чувство - базовое понятие). Препятствия к его реализации: природные дефекты и дефекты воспитания человека. Возникает комплекс социальной неполноценности. Решение проблемы - компенсация. 2 пути: 1) негативный, стремление к личному превосходству, 2) позитивный, продуктивная компенсация, связана с источником комплекса, а не с ним самим. Личностная работа начинается именно там, где возникло препятствие, и в этой области человек себе ставит себе жизненную цель. Человек вырабатывает индивидуальный стимул достижения этой цели. Проблема - источник личностного развития. В личности выделяется социальное и индивидуальное (“индивидуальный стиль” решения проблем).

 

24 Представление о  развитии и строении личности в гуманистической психологии (Маслоу, Рождерс, Франкл).

Гуманист теории- общее: центр- опыт чел, каждый чел уникален и неповторим.. Подходы к описанию: номотетический (найти проявления всеобщего  в любом объекте), идеографический (специфика объекта).

Теория мотивации  А. Маслоу.(1908–1970), американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных „уровней“ потребностей:

физиологические потребности;  потребность в безопасности;—  потребность в любви, привязанности  и принадлежности к определенной социальной группе; потребность в  уважении и признании; потребность  в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Еще 2 вида потребностей

1 Дефицитарные – связаны  с недостатком чего либо

2 Бытийные –  связаны с отдаленными глобальными  целями человека. Если не удовлетворяются:  личностные расстройства цинизм ,эгоизм( проблемы личностного роста). Характеристика самоактуализирующийся личности

1 Адекватно воспринимает  реальность и устойчивы к ситуациям  неопределенности

2 Принимают других  и себя такими какие они  есть.

3 Концентрируется  на задаче, а нена себе

4 Хорошее чувство  юмора.

5 Высокая креативность

6 Заботится о благе  человечества.

7 Не отдаются внешним  влияниям, хотя и не стремятся   внешне выделится.

8 Устанавливают близкие  отношения, доверительные отношения  нос небольшим кол-ом людей.

К Роджерс – главное у чел это стремление к развитию, совершенствованию

Роджерс – считает что  защитные механизмы это плохо  они отдаляют человека от реальности. Харатер полноценно функцион личности

1 Возрастающая  открытость  опыту- чел д б в контакте  со своими чувствами

2 Возрастающее стремление  жить настоящим- люди, наход под влиянием прошлого опыта не м свежо восприним действит

3 Возрастающее  доверие к своему организму  Чел д. Уметь принимать решения   на основании своих внутренних  ощущении.

Роджерс создал индериктив терапию, направл на клиента. Клиен д сам побольше думать и говорить о своей проблеме. Я-концепция (методика Дебора-Бернштейна): части: я реальн, я идеальн и оценка этих параметров.

Франкл  Учение о бытии. Учение о том, что есть 3 изменения  в жизни человека.

  1. Физиологич. Чел как биологич объект
  2. Психологич.
  3. Ноэтическое – смысловой мир если его неучитывать как следствие искажается понятие личности.

Разработал новый  тип неврозов: Нусогенные – ищем смысл жизни.

Экзистентный  вакуум- пустота, нечем заняться

 

25 Представление о  развитии и строении личности в деятельностном подходе.

Критерии сформировавш личн:

1 Чел можно считать  личн если существует иерархия  мотивов

Если субъект  способен преодолевать собственные  побуждения ради другого. Т.е. если способен к опосредованному поведению. П/этом мотивы соц значимы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"