Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Потребность-состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.
21 Влияние мотиваций
на продуктивность
Мотив - любая детерминанта поведения. Функции мотивов: побужд и направляющая.
М порождает деятельность.
Поведение чел м строится с
учетом внешней или внутрен
3 класса базовой мотивации:
З-н Йеркса- Додсона 2 переменные
1 .Продуктивность деятельности
2. Интенсивность мотивации
2 закона:
1 По мере возрастания
интенсивности мотивации
Чем выше мотивация, тем меньшее кол-во проб необходимо до оптимальной мотивации. Как следствие Н.С. устаёт и кол-во ошибок увеличивается. Оптимум мотивации- тот уровень мотивации при котором деятельность совершается более успешно.
2 Чем сложнее деятельность,
тем более низкий уровень
Принципы функционирования мотива.
1 Пр-п гедонизма ( стремление к удовольствию, избегают боль).
2 Пр-п редукции (уменьшение)
напряжения(органическая
3 Пр-п оптимального уровня активации- деятельность направлена на поддерж оптимального уровня активации (у экстра и интровертов разные)
4 Пр-п стремления к напряжению
(Олпорт)(когда чего нибудь
То какой именно будет деятельность, исходящая из какого либо конкретного мотива, определяется целью. Мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.
Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других - менее.
От того, какое значение
человек приписывает
Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения: Стремление достигать высоких результатов (успехов); Стремление делать все как можно лучше; Выбор сложных заданий и желание их выполнить; Стремление совершенствовать свое мастерство.
22 Понятие ситуативной мотивации. Ситуативная мотивация и ее исследования в школе К. Левина. Феномен Зейгарник. Уровень притязаний.
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой.
1 мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта.
2 предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.
3 квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз.
Опыты:
Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию.
Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)
Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное
Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему.
Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.
Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач.
Для измерения важно учесть динамику.
1 этап: предшествующее достижение
2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением.
3 этап: очередное достижение – успех/неудача
4 этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи
Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)
Теория результирующей валентности (Аткинсон):
+ необходим учет личностных переменных
3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
2 тенденции:
1 Стремление к успеху- адекватный уровень притязаний, нацеленность на решение задачи, активная позиция, реалистич цели средней сложности
2 Избегание неудач-заниженный уровень притязаний, избегание участия в решении, пассивность, цели либо слишком сложные, либо весьма простые.
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.
Поведение в ситуации риска: Здесь все зависит от преобладающей мотивации:
1 м-я достижения –
2 м-я избегания – задачи «на краях»
Варианты поведения в ситуации неуспеха:
3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
2 способа трактовки УП:
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость
Методы: Хоппе, лабиринты Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).
23 Представление о развитии и строении личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг).
В развитии личности Фрейд выделяет несколько психосексуальных стадий (в эависимости от того на каких частях находится либидо).
1 оральное
2 анальная
3 фаллическая
4 латентный период
5 генитальная
ИД- оно – его
главная функция получение
Эго – я - цензура структура которая формируется Функция- сохранение от разрушения
Суперэго- контроль,
мораль,вписывается в жизнь
Защитные механизмы те которые эго вырабатывает для защиты от суперэго Если суперэго обнаруживает, что эго нарушает, то оно наказывает человека тревожностью, волнением.
Защитные Механизмы: вытеснение, Сублимация (перенос в друг область.) Отрицание (в случае вытеснения мы забываем, при отрицании мы говорим
, что это не так). Рационализация(человек что то делает по одним причинам, а на самом деле по другим, лиса и виноград.)
Интеллектуализация(обсуждение тяжелых проблем в сложных технических терминах) Проекция (человек свои чувства проецирует на других)
Реактивное образование
(гомосексуал разворачивает
Регрессия (уход в детство.)
Юнг – Архетип – структура которой задает формы содержание образ или символ( коллективное бессознательное)
Структура личности
: персона (маска) и эго в сознательном,
тень и анима анимус в бессознательном
и самость которая все
Эго центр сознательной жизни
Персона то какими мы себя представляем окружающему нас миру м.б. опасной т.к. человек может осуществлять себя со своей маской. Тень – центр и личного бессознательного сущ-ва с низким статусом.
Анима или анимус ( душа) структура которая является источником творчества, любви. В ней сконцентрированы представления о личности другого пола.
Самость – самый
глубинный архетип который
Личностный рост человека – индивидуация – проникновение в себя.при связи с внешним миром.
Экстроверсия ( Направленность во вне) и Интроверсия ( направленность во внутрь) установка сознательная
Экстроверты – люди акцентированы на окружающих . Они лучше ориентируются в окружающем. Такой чел втягивается в мир объектов и может в нем потерятся.(типичный невроз для Э – истерия, внутренний мир необработан)
Интровертированный –чел обращает внимание только на свой внутренний мир и плохо реагирует на свой внутренний мир как следствие м.б. эгоцентризм. Существует компенсоторное вличение к объекту. Типичный невроз – психостения повышенноая чувствит и истощаемость. 4е психич функц по Юнгу мышление и эмоции(касаются способов принятия решения человеком) Ощущение и интуиция- способы получения информации
.А. Адлер (ученик З. Фрейда): с чего начинается личность? объективная необходимость любого человека - войти в общество и занять в нем полноценное место - чувство общности (социальное чувство - базовое понятие). Препятствия к его реализации: природные дефекты и дефекты воспитания человека. Возникает комплекс социальной неполноценности. Решение проблемы - компенсация. 2 пути: 1) негативный, стремление к личному превосходству, 2) позитивный, продуктивная компенсация, связана с источником комплекса, а не с ним самим. Личностная работа начинается именно там, где возникло препятствие, и в этой области человек себе ставит себе жизненную цель. Человек вырабатывает индивидуальный стимул достижения этой цели. Проблема - источник личностного развития. В личности выделяется социальное и индивидуальное (“индивидуальный стиль” решения проблем).
24 Представление о развитии и строении личности в гуманистической психологии (Маслоу, Рождерс, Франкл).
Гуманист теории- общее: центр- опыт чел, каждый чел уникален и неповторим.. Подходы к описанию: номотетический (найти проявления всеобщего в любом объекте), идеографический (специфика объекта).
Теория мотивации А. Маслоу.(1908–1970), американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных „уровней“ потребностей:
физиологические потребности; потребность в безопасности;— потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; потребность в уважении и признании; потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Еще 2 вида потребностей
1 Дефицитарные – связаны с недостатком чего либо
2 Бытийные –
связаны с отдаленными
1 Адекватно воспринимает
реальность и устойчивы к
2 Принимают других и себя такими какие они есть.
3 Концентрируется на задаче, а нена себе
4 Хорошее чувство юмора.
5 Высокая креативность
6 Заботится о благе человечества.
7 Не отдаются внешним влияниям, хотя и не стремятся внешне выделится.
8 Устанавливают близкие
отношения, доверительные
К Роджерс – главное у чел это стремление к развитию, совершенствованию
Роджерс – считает что защитные механизмы это плохо они отдаляют человека от реальности. Харатер полноценно функцион личности
1 Возрастающая открытость опыту- чел д б в контакте со своими чувствами
2 Возрастающее стремление жить настоящим- люди, наход под влиянием прошлого опыта не м свежо восприним действит
3 Возрастающее
доверие к своему организму
Чел д. Уметь принимать
Роджерс создал индериктив терапию, направл на клиента. Клиен д сам побольше думать и говорить о своей проблеме. Я-концепция (методика Дебора-Бернштейна): части: я реальн, я идеальн и оценка этих параметров.
Франкл Учение о бытии. Учение о том, что есть 3 изменения в жизни человека.
Разработал новый тип неврозов: Нусогенные – ищем смысл жизни.
Экзистентный вакуум- пустота, нечем заняться
25 Представление о развитии и строении личности в деятельностном подходе.
Критерии сформировавш личн:
1 Чел можно считать личн если существует иерархия мотивов
Если субъект способен преодолевать собственные побуждения ради другого. Т.е. если способен к опосредованному поведению. П/этом мотивы соц значимы.