Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других опер он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.
Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, способная передвигаться.
Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте, измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. для более глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство — в различных,
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. яблоки, груши, сливы и т.п., соединяются в одном понятии «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие.
Виды мышления
1 Предметно-действенное
Особенности:
задачи решаются с помощью
реального, физического
2 Наглядно-образное мышление
Связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Оно наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. В простейшей форме проявляется у дошкольников в возрасте 4—7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик. Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.
3 Словесно-логическое мышление
Функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный, наглядный материал.
30 Мышление и речь.
Виды и функции речи. Проблема
эгоцентрической речи в
Выготский: выделение единицы, обладающей всеми св-вами целого (в отличие от элемента). Единица речевого мышления – значение слова (в будущем – понятие).
Речь: коммуникация и мышление.
Значение слова:
- Обобщение (признак мышления)
- Общение (первая функция речи)
Различные генетические корни мышления и речи:
Интеллект обезьян – в оптически актуальной ситуации, связан с употреблением орудий. Речь – эмоциональное выражение, общение. Нет связи между этими системами.
3 возможности:
1 Наложение мышления и речи – бихевиоризм
2 Разделение мышления
и речи – вюрцбюргская школа:
мысль не зависит от речи, может
быть выражена разными
3 Наложение:
- доречевое мышление (животное, ребенок)
- речь без мышления (сигнальная)
- речевое мышление: мысль не выражается, а совершенствуется в слове.
Мышление и речь: качественно
различные направления
Мысль – от общего к частному
Речь – от частного к общему
Выводы: мышление и речь – частично пересекаются. Речевое мышление – этап в развитии обоих процессов. Это мышление в понятиях – результат социального развития.
Виды речи:
1 Знаковая и сигнальная.
2 Знаковая: внешняя и внутреняя
3 Внешняя: монолог и диалог
4 Монолог: устный и письменный
5 Эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи
Функции речи:
1 Коммуникативная
2 Экспрессивная (сигнальная)
Внешняя:
3 Индикативная (указание на объект)
4 Номинативная
5 Сигнификативная (приписывание значений)
6 Гностическая (хранение и передача знаний)
Внутренняя:
7 Планирование собственных действий
8 Регулирование
Психологическая структура понятия:
Конституирующий признак понятия – значение.
Имя относится к единичному объекту, понятие – к классу объектов. Понятие состоит из существенных признаков. Понятие есть единство слова (знак) и класса объектов.
Формирование понятия:
1 Много объектов – наложение (ассоциации)
2 Сначала абстрактное понятие, затем наполнение его конкр. объектами.
Речевое мышление:
1 внешний план (звук) и
2 внутренний план (семантика). Взаимосвязаны, но свои законы движения.
1 Еще глубже – план внутренней речи:
- абсолютная предикативность
-фонетическое редуцирование
-преобладание смысла слов над значениями
Это диалог по своей психологической сущности. Значение социально, смысл индивидуален. Смысл может существовать без слова. Смысл – совокупность всех возможных психологических содержаний, связанных с ним. Смысл слова есть резерв развития значения.
Внешняя речь-развернута, коммуникативна, понятийна
Внутренняя-свернута,
саморегуляция,фактурно-
-План мысли: слово умирает во внутренней речи, рождая мысль.
-Мотивационный план
Эгоцентрическая речь:
Пиаже: доречевое мышление=внутренняя речь – ЭР – социальная, внешняя речь.
Линия социализации, формирование понятия. ЭР как эпифеномен: выражение степени недостаточности и неполноты социализации детской речи. С возрастом исчезает – исчезает эгоцентризм. Путь от смысла к значению: от смысловой индивидуализации к пониманию другим человеком.
Выготский: речь для других – ЭР – речь для себя. Линия индивидуализации. Ребенок изначально социален.
Возникновение ЭР: затруднения в гладко текущей деят-ти. ЭР есть средство мышления!
ЭР есть внешне выраженная команда для других, но внутренне – команда для себя (саморегуляция!).
Внешняя речь – побуждение.
Внутренняя – саморегуляция
ЭР – социальная компенсация слабой саморегуляции. Формируется на социальной основе при переносе социальных форм регуляции вовнутрь.
Особенности ЭР:
Эксперименты: резкое падение ЭР:
Вывод: ЭР есть выделившаяся особая форма речи, которая по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи.
Стадии развития значений слов:
Вюрцбюргская школа: Ах – генетически-синтетический метод
1 Набор искусственных объектов (48) , каждый обладает рядом признаков (цвет – по 12, внутри – по размеру, весу, форме), каждый признак – несколько параметров
2 Обозначение – условные слова (тяжелые большие – гацун, тяжелые маленькие – таро, легкие большие – рас, легкие маленькие - фал)
3 Искусственные понятия:
обозначенный словом набор
Этапы:
1 период упражнения, разучивания:
перед р-ком фигурки с
2 Поиск: бумажки отрываются, надо найти все гацуны. Почему отобрал именно эту фигуру? Надо абстрагироваться от цвета и формы и включить только 2 признака: тяжесть и величину.
3 Проверка: чем отличается гацун от рас?
Вывод: в начале бессмысленные
слова приобретают опред
Недостаток методики: слова даны с самого начала - не выступают в роли знаков и не отличаются от другого ряда стимулов. Задача может решаться на основе памяти. Средства даны сразу, задача вводится постепенно. Ах изучал, как задача влияет на способ организации стимульного ряда (классификация).
Функциональная методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова:
2 ряда стимулов: объекты и набор обозначений.
20-30 шашек, 5 цветов, 3 формы
+ отличаются высотой и
Расставлены в беспорядке.
1 Эксп-р показывает образец (бат) и просит р-ка отобрать все бат и объяснить почему.
2 Р-к отбирает фигурки
3 Эксп-р переворачивает
фигуру и показывает ее
Задача дана сразу, а средства вводятся постепенно – изучение того, как используются средства в решении задачи классификации:
1 Исследование не готовых
понятий, а процесса их
2 Итог - создание сложных понятий
3 Как бессмысленное слово становится знаком (приобретает значение)
Стадии развития понятий (онтогенез значений слов):
1 Синкретизм – образование неопределенных множеств предметов, в основе лежит либо субъективный, либо случайный признак.
2 Комплексы: объединение
на основе некоторых
Комплекс: структура (ядерная, цепная) + сохранение или изменение параметра (ассоциация, коллекция)
1 ядерный комплекс – связь каждого с центральным эл-том, но нет связи между собой
2 коллекция (всех по одному)
3 цепной комплекс – переход от признака к признаку (цилиндр большой – цилиндр маленький – маленький куб – куб большой и т.д)
- диффузный
1 Псевдопонятие: общий признак есть, но он не осознается
2 Потенциальное
понятие: на основе