Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
2 Чел способен к
сознательному руководству
Усвоенный мотив –знаемый, но не действующий.
Этапы формирования личности:
1 дошкольный возр. –установление
иерархи мотивов – эффект
2 В подростковом возрасте –
появляется способность и
3 Стихийные механизмы
Сначала учим ребенка нормам поведения для себя, потом для других, за тем от правильного поступка ре5енок получает удовольствие. Воспитание д. Проходить в + правильном. Эмоциональном тоне.
2.Идентификация
с родителями(тон, манеры, интонация), ролевые игры дошк происходит сначала не зависимо от сознания ребенка и не контролируется родителями, за тем расширяется круг – герой, учитель. Так процесс идет по восходящим виткам спирали.
3 Принятие и усвоение соц. Ролей Соц позиция – функциональное место которое может занять человек по отношению к другим. Характериз совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию чел д выполнять соц роль.
Феноменология соц ролей:
-освоение соц ролей формирует жизнь личн.
-Самосознание – 2 рождение личности : познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни:
-Познание себя – развить
позноват спообности-развит
-Д кем-то стать
-Всякое знание о себе меняет субъекта
Самоознание – движение сознания по вертикали. Развитие самосознания происходит в условиях конфликта.
26 Общая характеристика
Познание(П) – процесс приобретения, сохранения и отображения действительности.
П – чувственное (ощущение, восприятие)
П – рациональное( мышление)
Основные познавательные процессы
1 Ощущение – отражение отдельных свойств объективной реальности.
2 Восприятие – процесс целостного отражения предметов или ситуаций.
3 Мышление – обобщенное
опосредствованное отражение
4 Память – процессы
запоминания, сохранения и
5 Внимание – сосредоточенность субъекта в конкретный момент времени на каком либо объекте.
6 Воображение – процесс
мысленного или
Эти процессы неотделимы друг от друга.
П – процесс приобретения, сохранения, преобразования и использования знаний.
27 Определение, виды, свойства ощущений. Психофизический закон (Фехнер, Стивенс).
Ощущение– отражение отдельных
свойств объективной
М.б. сам процесс или результат.
Стимул – рецептор – Ощ.
Классификация ощущений.
1.По распределению рецепторов в теле.
- пропреорецепторы - рецепторы в мышцах суставах. Определяют, в каком положении наше тело.
- Интероцептивные –
рецепторы находятся на
- Экстроцептивные –
рецепторы находятся на
2.По модальности
Зрительные Ощ – эл. Магнитные волны (цвет) видимый и невидимый спектр.
Цвет зрительное ощущение
Тон – от длинны волны.
Яркость - от амплитуды волны.
Насыщенность –монохрамотичный цвет присутствие серого цвета который вызван одной длинной волной
2.Слуховые Ощ
- Высота звукаот20 до 20т Гц- соотносится с длинной волны
-Громкость – амплитуда волны
-Тембр – окраска звука.
3.Вкусовые вызываются химическими веществами(кислое, соленое, сладкое,горькое)
4.Обонятельные
5.Тактильные(осязател) Ощ
прикосновения, температуры,
Экстросенсорика – особенности возникновения ощущения без органов чувств.
Субсенсорные ощущения – под пороговый раздражитель на столько слабый, что, человек его не ощущает.
Явление синестезии – когда ощущения одной модальности вызывают ощущение другой модальности (цветной слух)
Фехнер выделял четыре этапа процесса чувственного отражения: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Сенсорный порог понимался как переход от возбуждения к ощущению. При рассмотрении количественных соотношений Фехнер, исключив из рассмотрения физиологический этап, попытался выявить зависимость непосредственно между раздражением и ощущением. Благодаря этому был выведен основной психофизический закон (закон Фехнера).
Закон Фехнера сформулирован в 1860 г. в „Элементах психофизики“. Согласно этому закону, величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Э. Вебера, в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и может быть использован в качестве единицы измерения ощущения.
Закон Стивенса: Американский психолог и психофизиолог С. Стивенс предложил модификацию основного психофизического закона. Согласно ему, между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Г.Т. Фехнера, а степенная зависимость. показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0.3, для электрического удара — 3.5.
Свойства ощущений:
1 Качество- специфическая
особенность данного ощущения, отличающая
его от всех других ощущений
и варьирующая в пределах
2 Интенсивность-
характеристика, определяемая силой
действ раздражителя и
Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя (S); k и c- некоторые постоянные, определяемые спецификой конкретной сенсорной системы. Закону Вебера-Фехнера противопоставляется закон Стивенса, согласно которому зависимость Е от S носит степенной характер: интенсивность ощущения определяется степенью физической интенсивности стимула.
3 Длительность-его временная характеристика, определ длительностью воздействия раздражителя и функцион состоянием анализатора. Ощущение возникает не сразу, а спустя латентный промежуток. Для тактильн ощущений=130мс; для болевых=370мс; для вкуса=50мс.При прекращении действия раздражителя ощущение продолжается некоторое время в его отсутствие- «инерция ощущения»
4 Пространств локализация-
28 Понятие восприятия. Виды и свойства образов восприятия.
Воспринимаемый мир – то реальное что мы воспринимаем с помощью органов чувств. Знаемый мир более общее некоторая конструкция нашего мышления.
Основная характеристика образов восприятия это его предметность.
реальность- чел верит в реальность существования предмета который дан в образе (в норме). Солипсизм – игра нашего сознания. Галлюцинация – имеют реальную проекцию галлюцин образа во вне, яркость, звучность, громкость, интенсивность галлюц образов.,образы и предметы которых не существует. Псевдогаллюц. – не имеют реальной проекции во вне, навязанный, сделанный, характер образов, тусклость, размытость, приглушенность, возможность на время от них заслонится, комментирующий характер или императивный, образ не соответствует предмету в реальности.
1 Объектевированность
– образ переживается как
2 Категореальность
– при восприятии предметов
мы их относим к какой-то
категории . Предметная агнозия
– нарушается свойство категори
3 Константность образа восприятия . м.б. – Константность формы – форма как постоянное не зависимо от того под каким углом зрения мы его смотрим.
Константность величины воспринимаем предмет постоянной величины
Константность цвета при любом освещении цвет не меняется в образе
4 Органическое единство
данных получаемых с помощью
разных органов чувств –
-Мыслительные образы не основанные на данных органов чувств
-Образы памяти из прошлого не основанные на данных органов чувств.
-Фантомные образы – в случае ампутации конечности прежний образ тела.
-После образ.
Двойственность предметного образа.
Сущ-т 2х личностные изображения например куб Неккера В образе 2 стороны . Чувственная ткань , предметное содержание, рис Боринга- жена или теща; С Дали- бюст Вольтера или две монашки.
Гештальтпсихология – крест Рубена( фигура на фоне)-крест на желтом фоне, крест на голубом фоне.
Коффка – восприним как столбики, то что наход в фигуре белее, чем фон.
Фигура всегда активнее фона, она более структурирована. например:
-Внутри фигура белее чем с наружи.
-Контуры воспринимаются как принадлежащие фигуре, а не фону.
-Гамма движение активность фигуры по сравнению с формой. Фигура может поглотить фон.
-Есть силы притягивающие, есть отталкивающие.
-Закон перцептивной
1 Качественное сходство – сходные элементы стремятся объединиться в фигуру (красные буквы в тексте объединяются в фигуру)
2 Сходство по интенсивности.
3 Близость в пространстве.
4 Близость во времени
5 Стремление к естественному продолжению линии
6 Стремление к характерным фигурам.
Гештальт психология пытается объяснить различные феномены восприятия ч/з особенности восприятия.
Другой способ объяснения ч/з активность субъекта.
Активность восприятия – ярбус, профиль Нифертити Опыт с картиной Репина «Не ждали» .
Теория Гельмгольца Акт восприятия это бессознательное умозаключение.
Теория Брунера. Акт восприятия это акт категоризации.
Несколько этапов восприятия:
1 первичная категоризация- не распознать объект, но определ к какому классу он относит
2 поиск признаков, описыв объект
3 выдвижение предварит гипотезы- что это за объект
4 подтверждение, проверка-поиск ограничен теми признаками, которые м подтвердить гипотезу
5 завершение проверки- открытость дополнит признакам, исчезают ненужные признаки
Восприятие- активный процесс, регулир субъектом.
29 Определение и виды
мышления. Экспериментальные
Мышление- обобщенное и опосредованное отражение реальности в ее существующих связях и отношениях. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Мышление м б теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.
Теоретическое понятийное и теоретическое образное дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.