Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 2 файла

Вторые вопросы.doc

— 129.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Первые вопросы.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

2 Чел способен к  сознательному руководству собств  поведением.(предполагает  сознательное  соподчинение мотивов.)

Усвоенный мотив  –знаемый, но не действующий.

Этапы формирования личности:

1 дошкольный возр. –установление  иерархи мотивов – эффект горькой  конфеты

2 В подростковом возрасте –  появляется способность и стремление  осознавать свои мотивы, подчинять  их, переподчинять.(самоосознание саморуководство,  самовоспитание, с этого момента  наступает уголовная ответственность).

3 Стихийные механизмы формирования личности – сдвиг мотива на цель идентификация и сдвиг мотива на цель.

Сначала учим ребенка  нормам поведения для себя, потом  для других, за тем от правильного  поступка ре5енок получает удовольствие. Воспитание д. Проходить в + правильном. Эмоциональном тоне.

2.Идентификация 

с родителями(тон, манеры, интонация), ролевые игры дошк происходит сначала  не зависимо от сознания ребенка и  не контролируется родителями, за тем  расширяется круг – герой, учитель. Так процесс идет по восходящим виткам спирали.

3 Принятие и усвоение соц. Ролей Соц позиция – функциональное место которое может занять человек по отношению к другим. Характериз совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию чел д выполнять соц роль.

Феноменология соц ролей:

-освоение соц ролей  формирует жизнь личн.

-Самосознание – 2 рождение личности : познание себя, усовершенствование  себя, поиск смысла жизни:

-Познание себя – развить  позноват спообности-развит умственных  способностей

-Д кем-то стать

-Всякое знание о  себе меняет субъекта

Самоознание – движение сознания по вертикали. Развитие самосознания происходит в условиях конфликта.

 

26 Общая характеристика познавательной  сферы человека. Основные определения  и критерии классификации познавательных  процессов.

Познание(П) – процесс  приобретения, сохранения и отображения действительности.

П – чувственное (ощущение, восприятие)

П – рациональное( мышление)

Основные познавательные процессы

1 Ощущение – отражение  отдельных свойств объективной  реальности.

2 Восприятие – процесс  целостного отражения предметов или ситуаций.

3 Мышление – обобщенное  опосредствованное отражение реальности  в её существующих связях и  отношениях.

4 Память – процессы  запоминания, сохранения и воспроизведения  прошлого опыта.

5 Внимание – сосредоточенность  субъекта в конкретный момент времени на каком либо объекте.

6 Воображение – процесс  мысленного или действительного  преобразования реальности для  решения задач.

Эти процессы неотделимы друг от друга.

П – процесс приобретения, сохранения, преобразования и использования  знаний.

27 Определение, виды, свойства ощущений. Психофизический закон (Фехнер, Стивенс).

Ощущение– отражение отдельных  свойств объективной реальности.

М.б. сам процесс или  результат.

Стимул – рецептор –  Ощ.

Классификация ощущений.

1.По распределению рецепторов  в теле.

- пропреорецепторы -  рецепторы  в мышцах суставах. Определяют, в  каком положении наше тело.

- Интероцептивные –  рецепторы находятся на внутренних  поверхностях  тела(вкус, в кишечнике)

- Экстроцептивные –  рецепторы находятся на внутренних  поверхностях тела(обоняние, зрение, слух). У экстароцептивных рецепторов есть 2 вида стимулов 1) дистальные (действуют на организм на расстоянии) 2) контактные – при непосредственном действии.

2.По модальности 

Зрительные Ощ – эл. Магнитные волны (цвет) видимый и  невидимый спектр.

Цвет зрительное ощущение

Тон – от длинны волны.

Яркость - от амплитуды волны.

Насыщенность  –монохрамотичный цвет присутствие  серого цвета который вызван одной  длинной волной

2.Слуховые  Ощ

- Высота звукаот20 до 20т Гц- соотносится с длинной  волны

-Громкость – амплитуда  волны

-Тембр – окраска  звука.

3.Вкусовые вызываются  химическими веществами(кислое, соленое,  сладкое,горькое)

4.Обонятельные

5.Тактильные(осязател) Ощ  прикосновения, температуры, давления, вибрации, ускорения.

Экстросенсорика – особенности возникновения ощущения без органов чувств.

Субсенсорные ощущения – под пороговый раздражитель на столько слабый, что, человек его  не ощущает.

Явление синестезии –  когда ощущения одной модальности  вызывают ощущение другой модальности (цветной слух)

Фехнер выделял четыре этапа процесса чувственного отражения: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Сенсорный порог понимался как переход от возбуждения к ощущению. При рассмотрении количественных соотношений Фехнер, исключив из рассмотрения физиологический этап, попытался выявить зависимость непосредственно между раздражением и ощущением. Благодаря этому был выведен основной психофизический закон (закон Фехнера).

 Закон Фехнера сформулирован в 1860 г. в „Элементах психофизики“. Согласно этому закону, величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Э. Вебера, в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и может быть использован в качестве единицы измерения ощущения.

Закон Стивенса: Американский психолог и психофизиолог С. Стивенс предложил модификацию основного психофизического закона. Согласно ему, между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Г.Т. Фехнера, а степенная зависимость. показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0.3, для электрического удара — 3.5.

 Свойства ощущений:

1 Качество- специфическая  особенность данного ощущения, отличающая  его от всех других ощущений  и варьирующая в пределах конкретной  модальности. Качество зрительной  модальности-яркость, насыщенность, цвет; слухов ощущений-высота, громкость, тембр.

2 Интенсивность-  характеристика, определяемая силой  действ раздражителя и функцион  состоянием анализатора. Зависимость  интенсивности ощущения от физич  силы раздражителя, воздейст на  анализатор, математически выражена в законе Вебера-Фехнера

E=k logS +c

Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна  логарифму силы раздражителя (S); k и c- некоторые постоянные, определяемые спецификой конкретной сенсорной системы. Закону Вебера-Фехнера противопоставляется закон Стивенса, согласно которому зависимость Е от S носит степенной характер: интенсивность ощущения определяется степенью физической интенсивности стимула.

E= k S* +c

3 Длительность-его временная характеристика, определ длительностью воздействия раздражителя и функцион состоянием анализатора. Ощущение возникает не сразу, а спустя латентный промежуток. Для тактильн ощущений=130мс; для болевых=370мс; для вкуса=50мс.При прекращении действия раздражителя ощущение продолжается некоторое время в его отсутствие- «инерция ощущения»

4 Пространств локализация-характеристика  ощущения, позвол определить местонахожд  воздействующего раздражителя. Контактное  ощущение соотносится с той  частью тела или точкой на  его поверхности, на которую  воздействует раздражитель.

 

28 Понятие восприятия. Виды и свойства образов восприятия.

Воспринимаемый  мир – то реальное что мы воспринимаем с помощью органов чувств. Знаемый  мир более общее  некоторая  конструкция нашего мышления.

Основная характеристика образов восприятия это его предметность.

реальность- чел верит  в реальность существования предмета который дан в образе (в норме). Солипсизм – игра нашего сознания. Галлюцинация – имеют реальную проекцию галлюцин образа во вне, яркость, звучность, громкость, интенсивность галлюц образов.,образы и предметы которых не существует. Псевдогаллюц. – не имеют реальной проекции во вне, навязанный, сделанный, характер образов, тусклость, размытость, приглушенность, возможность на время от них заслонится, комментирующий характер или императивный, образ не соответствует предмету в реальности.

1 Объектевированность  – образ переживается как вынесенный  во вне нашего организма.

2 Категореальность  – при восприятии предметов  мы их относим к какой-то  категории . Предметная агнозия  – нарушается свойство категориальности. Чел не может назвать предмет.

3 Константность образа  восприятия . м.б. – Константность  формы – форма как постоянное  не зависимо от того под  каким углом зрения мы его  смотрим. 

Константность величины воспринимаем предмет постоянной величины

Константность цвета при любом освещении цвет не меняется в образе

4 Органическое единство  данных получаемых с помощью  разных органов чувств – полимодальность

-Мыслительные образы не  основанные на данных органов  чувств

-Образы памяти из прошлого  не основанные на данных органов чувств.

-Фантомные образы –  в случае ампутации конечности  прежний образ тела.

-После образ.

Двойственность  предметного образа.

Сущ-т 2х личностные изображения  например куб Неккера В образе 2 стороны . Чувственная ткань , предметное содержание, рис Боринга- жена или теща; С Дали- бюст Вольтера или две монашки.

Гештальтпсихология –  крест Рубена( фигура на фоне)-крест  на желтом фоне, крест на голубом  фоне.

Коффка –  восприним как столбики, то что  наход в фигуре белее, чем фон.

Фигура всегда активнее фона, она более структурирована. например:

-Внутри фигура белее  чем с наружи.

-Контуры воспринимаются  как принадлежащие фигуре, а не  фону.

-Гамма движение активность  фигуры по сравнению с формой. Фигура может поглотить фон.

-Есть силы притягивающие, есть отталкивающие.

-Закон перцептивной организации  

1 Качественное сходство  – сходные элементы стремятся  объединиться в фигуру (красные  буквы в тексте объединяются  в фигуру)

2 Сходство по интенсивности.

3 Близость в пространстве.

4 Близость во времени

5 Стремление к естественному  продолжению линии

6 Стремление к характерным  фигурам.

Гештальт психология пытается объяснить различные феномены восприятия ч/з особенности восприятия.

Другой способ объяснения ч/з активность субъекта.

Активность восприятия –  ярбус, профиль Нифертити Опыт с картиной Репина  «Не ждали» .

Теория Гельмгольца  Акт восприятия это бессознательное  умозаключение.

Теория Брунера. Акт восприятия это акт категоризации.

Несколько этапов восприятия:

1 первичная категоризация-  не распознать объект, но определ к какому классу он относит

2 поиск признаков, описыв  объект

3 выдвижение предварит  гипотезы- что это за объект

4 подтверждение, проверка-поиск  ограничен теми признаками, которые  м подтвердить гипотезу

5 завершение проверки- открытость  дополнит признакам, исчезают ненужные признаки

Восприятие- активный процесс, регулир субъектом.

 

29 Определение и виды  мышления. Экспериментальные исследования  мышления. (Дункер, Тихомиров, Рубинштейн).

Мышление- обобщенное и опосредованное отражение  реальности в ее существующих связях и отношениях. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление  в отличие от других процессов  совершается в соответствии с  определенной логикой. Мышление м б  теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно  – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно  – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное дополняют друг друга. Теоретическое  понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"