Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
1. Кинестетическая апраксия. Распадается набор движений вследствие нарушения кинестетического анализа и синтеза. Симптоматика: Нарушается кинетическая основа движений, но четкие двигательные дефекты отсутствуют. Движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми, нарушаются: письмо, правильное воспроизведение положения рук. Невозможны действия в отсутствие предмета. Существует возможность в определенной степени скомпенсировать движения за счет усиления зрительного контроля. Локализация поражения: Поражаются задние отделы коркового ядра двигательногоанализатора: поля 1-е, 2-е, частично 40-е преимущественно левого полушария. При поражении левого полушария возникает двусторонняя кинестетическая апраксия, при поражении правого возможна только в одной левой руке.
2. Пространственная апраксия.
Нарушается зрительно-пространственная
организация двигательного акта. Симптоматика:
Апраксия позы, трудности выполнения пространственно-
3. Кинетическая апраксия. Распадаются временная организация двигательных актов. Симптоматика: Характерно возникновение элементарных двигательных персевераций, проявляющихся в непроизвольном повторени раз начавшегося движения. При этом нарушение происходит на уровне исполнительной части -движение высвобождается из под влияния программы при сохранности намерения выполнить движение и общего плана его выполнения. Больной не может при простукивании ритма плавно переключаться со слабых ударов на сильные; нарисовав геометрическую фигуру продолжают обводить ее замкнутый контур, не смотря на то, что заметил ошибку и т.п. Также наблюдаются нарушения предметных действий, письма, рисования. Локализация поражения: нижние отделы премоторной области коры; наиболее отчетливо нарушение проявляется в контралатеральной очагу поражения руке, при поражении левого полушария проявляется как правило в обеих руках.
4. Регуляторная апраксия. Нарушаются программирование и контроль произвольных двигательных актов (3-й блок). Симптоматика: У больного нарушается программирование и подчинение движений заданной программе (в виде инструкции или самоинструкции). Наблюдаетс отключение сознательного контроля за и выполнением. Сложные программы деятельности заменяются сравнительно более простыми “полевыми” формами поведения или инертными стереотипами. У таких больных наблюдаются симптомы эхопраксии - замены действия, требуемого инструкцией имитацией движения врача или подаваемого сигнала. Невозможно использование речевой регуляции для компенсации дефекта: больной либо правильно повторяет инструкцию, но не подчиняет ей движения, либо его речь сама перестает соответствовать инструкции. Локализация поражения: конвекситальная префронтальная кора кпереди от премоторных отделов.
59. Исследования
нарушений памяти в
Нарушения памяти в нейропсихологии.
1. Гипомнезия - ослабление памяти от разных факторов (возраст, врождённая, болезнь мозга)
2. Парамнезия -Ложные узнавания (дежа вю) -Ложные воспоминания о предматах
3. Гипермнезия - обострение памяти: увеличение объёма и прочности запоминания
-возможна от поражения
4. Амнезия (ретроградная, антероградная) -снижение или отсутствие памяти
5. Псевдоамнезия -нарушение мнестической деятельности
6. Повышенная реминисценция
7. Корсаковский синдром -нарушение воспроизведения следов после паузы
8. Семантические расстройства
9. Модальные расстройства памяти
Две теории забывания. Согласно первой, забывание - результат инактивации нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе научения. Отсутствие упражнения является в таком случае главной причиной исчезновения мнемических следов, то есть органического субстрата памяти. Забывание в этом случае будет носить спонтанный характер: усвоенные ответы и соответствующие им связи, не активизируясь под воздействием повторяющейся стимуляции, с течением времени постепенно ослабляются. Вторая концепция основывается на том, что забывание является результатом активных процессов, приводящих к уменьшению вероятности сохранения мнемических ответов. В рамках этой общей концепции следует различать две группы теорий. Одну из них составляют психологические теории, разработанные на уровне поведения: таковы, например, неоассоцианистские теории, объясняющие забывание по преимуществу внутренними интерференциями заучиваемого материала или деятельности, выполняемой до (проактивная интерференция) или после (ретроактивная интерференция) заучивания.
Ретроактивное торможение — интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, т. е. происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания.
Проактивное торможение— приставка в значении «перед») —затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей деятельности. Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей деятельности сходства с последующим процессом запоминания.
60. Психопрофилактика и психогигиена.
Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней».
Первичная психопрофилактика Она «включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно- педагогической коррекции на всех этапах развития».
Вторичная психопрофилактика Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания».
Третичная психопрофилактика «Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной ипедагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации».
Психогигиена — наука о сохранении и достижении психического здоровья.
Задачи психогигиены
К. Мирке видит три уровня психогигиены: превентивная психогигиена имеет своей целью сохранение здоровья человека и общества; реститутивная психогигиена пытается заблаговременно принять восстановительные и корректирующие меры в жизненных кризисах или конфликтных ситуациях; лечебная психогигиена берёт на себя уже существующие ограничения, чтобы исцелять их клиническими или психотерапевтическими методами.
Э. Шомбург формулирует следующие основные потребности жизни: 1. любовь, 2. безопасность, 3. признание, утверждение, чувство успеха, 4. пространство для свободной, творческой деятельности, 5. опыт позитивных воспоминаний, 6. самоуважение. Психогигиена нацелена на удовлетворение этих основных потребностей.