Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Ответы по КП.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Второе — оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди.

В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы  оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные нормы  контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма  предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, возможностям и обстоятельствам жизни.

Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов.

 

9. Общие  и специфические закономерности  отклоняющегося развития.

      Специальная психология, изучая  протекание процесса психического  развития в особых условиях, выделяет  три группы закономерностей. Прежде всего, это общие закономерности, характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитие, определяющие их главные черты. Кроме того, выделяются так называемые модально неспецифические закономерности, или особенности, типичные для всех или нескольких видов нарушенного развития. И наконец, выделяются модально специфические закономерности, т. е. особенности развития, характерные только для какого-то одного вида дизонтогенеза, представляющие собой не какой-то особый ряд закономерностей, а лишь особую форму существования и проявления главных законов развития, их специфическую ответную реакцию на неблагоприятные условия.

      Модально неспецифические закономерности  изучены еще далеко недостаточно. К их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза замедление скорости приема и переработки поступающей информации, характерное не только для нарушенных анализаторных систем, что вполне естественно, но и для сохранных. Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени и по разным причинам, снижение уровня познавательной активности, что дополнительно замедляет развитие познавательных процессов. Многие ученые отмечают бедность запаса представлений и знаний об окружающей действительности. Сказанное отнюдь не означает, что при разных формах дизонтогенеза страдает адекватность отражения окружающего мира. Изменяется лишь степень полноты и точности отражения. Помимо этого, для разных групп детей с отклонениями в развитии вполне характерны разнообразные формы речевых нарушений и затруднения в формировании процесса речевого опосредования, что сказывается на темпах формирования высших психических функций. В связи с этим вполне естественно то, что для всех групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам.

     

     

10. Правовые  аспекты оказания психолого-медико-педагогической  помощи.    Закон о психиатрической  службе и правах граждан при  ее оказании. Проект закона о  специальном образовании.

            (1) Психиатрическая помощь включает  в себя обследование психического  здоровья граждан по основаниям  и в порядке, установленным  настоящим Законом и другими  законами Российской Федерации,  диагностику психических расстройств,  лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. (2) Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

      (1) Психиатрическая помощь оказывается  при добровольном обращении лица  или с его согласия, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Законом. (2) Несовершеннолетнему в  возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

       Необходимость принятия данного  Федерального закона обусловлена прежде всего тем, что число лиц с ограниченными возможностями здоровья как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По прогнозам ЮНЕСКО, в ближайшие годы мировое сообщество не сможет изменить данную негативную тенденцию, поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать как постоянно действующий фактор. Закон о специальном образовании призван обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

      Данный законопроект устанавливает  ряд важных правовых норм, а  именно:

      - определяет государственную политику  в области специального образования;

      - устанавливает компетенцию Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования;

      - устанавливает в области специального  образования права лиц с ограниченными  возможностями здоровья, в том  числе на освидетельствование  и соответствующее признание  права на специальное образование и получение государственного именного образовательного обязательства;

      - определяет формы получения  специального образования (обучение  на дому, обучение во время  пребывания в стационарном лечебном  учреждении, интегрированное обучение и т.д.);

      - определяет типы и виды специальных  образовательных учреждений в  соответствии с уровнем и направленностью  реализуемых ими образовательных  программ, направлениями деятельности  по реабилитации и возрастом  обучающихся (воспитанников);

      - фиксирует особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определяет цели, задачи и механизмы деятельности психолого - медико - педагогических консультаций и психолого - медико - педагогических центров;

      - устанавливает порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения, которое складывается из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации в размере, соответствующем государственному именному образовательному обязательству;

      - определяет особенности реорганизации  и ликвидации, а также особенности  лицензирования, аттестации и государственной  аккредитации образовательных учреждений  для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

11. Деонтологические  проблемы специальной психологии, медицины.

Деонтология - совокупность нравственных норм профессионального поведения (Бентам). Принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определить этические нормы поведения врачей. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949).

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных  с взаимоотношениями медиков  с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании.

В связи с развитием здравоохранения  возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной  тайны. Медицинская тайна предполагает неразглашение сведений о болезни не только окружающим, но в ряде случаев и самому больному. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способности бороться с болезнью.

Несоблюдение норм нравственности само по себе не является предметом  юриспруденции, в качестве судей  выступает общественность, а если проступок не обусловлен некорригируемыми особенностями личности медработника — собственная совесть.

Проблематика психологической деонтологии охватывает:

возможные вредные последствия оказания психологической помощи;

проблему вмешательства практических психологов в структуру самосознания личности;

возможности исполнения  этического профессионального кодекса в сложных ситуациях;

факторы в структуре отношений  «помогающий — принимающий помощь»;

проблема личной нравственности, моральной надежности специалиста;

причины возникновения эмоционального выгорания и профессиональных деформаций.

12. Ятрогения  и дидактогения.

Ятрогéния — психическое расстройство, вызванное неосторожным действием или словом врача. Термин «ятрогения» был введен немецким психиатром Освальдом Бумке.

В числе ятрогенных факторов выделяют:

- риски, связанные с терапевтическим  воздействием:

- неблагоприятные (побочные) эффекты  назначенных лекарственных средств;

- избыточное назначение лекарственных  средств 

- нежелательные лекарственные взаимодействия;

- врачебные ошибки;

- неверное выполнение назначений, обусловленное, например, неразборчивым  почерком врача или опечатками;

- халатность;

- недоучёт или недостаток информации, ненадлежащее оснащение, выполнение  процедур, техник и методов.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами психотерапии.

 

13. Этиопатогенетические факторы появления нарушений развития у детей. Роль наследственных факторов в происхождении нарушений в детском возрасте. Недоношенность как проявление нарушений психофизического развития.

Причиной нарушения  психического развития ребенка могут быть многие наследственные заболевания из группы болезней обмена веществ, болезней соединительной ткани и др. Данные зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют о том, что разными генетическими факторами обусловлено примерно 75%, а экзогенными — около 25% всех случаев умственной отсталости. От 43 до 65% болезней глаз связано с наследственными заболеваниями. Генетикам известно более 250 генетических синдромов, в которых отмечается нарушение слуха, около 80 из них связаны с нарушениями зрения. Довольно часто среди генетических нарушений развития ребенка наблюдаются множественные пороки развития, сочетающие и умственную отсталость, и нарушения зрения и слуха.

Экзогенные  патогенные агенты (инфекционные, токсические, травматические) могут привести к нарушению формирования и развития мозга во внутриутробном, природовом или раннем постнатальном периоде. Среди них значительное место занимают внутриутробные инфекции.

В последние  годы значительно увеличился процент детей, имеющих врожденные пороки развития, обусловленные недоношенностью. У 11% недоношенных детей обнаружены аномалии развития глаз. Среди детей с нарушением слуха, по данным разных авторов, количество недоношенных составляет 5,4 - 35,3%. В последние годы увеличивается число появлений на свет детей с множественными дефектами, рожденных глубоко недоношенными и спасенными для жизни благодаря современным достижениям медицины. При этом нельзя определенно утверждать, что причиной этих врожденных дефектов могла стать только недоношенность. Можно предположить более общую причину или целый ряд разных причин, приводящих и к недоношенности, и к множественному дефекту у новорожденного, но пока эти причины остаются неясными.

 

14. Теории привязанности,  расстройства  привязанности.

Теория привязанности — это психологическая, эволюционная, и этологическая теория о взаимоотношениях между людьми. Основное положение теории привязанности состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился. Теория была сформулирована психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби.

Нарушения:

(1) Дезингибированное (расторможенное). Относительно хорошо определенная  клиническая картина в МКБ-10 называется  «расторможенным расстройством  привязанности»

Ребенок действительно ищет утешения, когда расстроен, но у него нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается. Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы: в младенчестве обычно цепляние, в раннем или среднем детстве – стремление привлечь внимание и неразборчиво дружелюбное поведение.

(2) Ингибированное. Эта плохо определенная  клиническая картина в МКБ-10 называется  «реактивным расстройством привязанности» 

Согласно клиническим описаниям, при ингибированном расстройстве привязанности  социальные взаимодействия ингибированы, амбивалентны или сверхбдительны. Так,ребенок может отвечать воспитателям смесью приближения, избегания и сопротивления утешению или может выказывать застывшую настороженность. Такие дети склонны быть несчастными, им недостает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно реагировать на страдание - свое собственное или другого человека. Ингибированные расстройства привязанности обычно приписывают жестокому обращению в первые годы жизни

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"