Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Второе — оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди.
В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.
Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, возможностям и обстоятельствам жизни.
Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов.
9. Общие
и специфические
Специальная психология, изучая
протекание процесса
Модально неспецифические
10. Правовые
аспекты оказания психолого-
(1) Психиатрическая помощь
(1) Психиатрическая помощь
Необходимость принятия
Данный законопроект
- определяет государственную
- устанавливает компетенцию
- устанавливает в области
- определяет формы получения
специального образования (
- определяет типы и виды
- фиксирует особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определяет цели, задачи и механизмы деятельности психолого - медико - педагогических консультаций и психолого - медико - педагогических центров;
- устанавливает порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения, которое складывается из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации в размере, соответствующем государственному именному образовательному обязательству;
- определяет особенности
11. Деонтологические
проблемы специальной
Деонтология - совокупность нравственных норм профессионального поведения (Бентам). Принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определить этические нормы поведения врачей. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949).
Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании.
В связи с развитием
Несоблюдение норм нравственности само по себе не является предметом юриспруденции, в качестве судей выступает общественность, а если проступок не обусловлен некорригируемыми особенностями личности медработника — собственная совесть.
Проблематика психологической деонтологии охватывает:
возможные вредные последствия оказания психологической помощи;
проблему вмешательства практических психологов в структуру самосознания личности;
возможности исполнения этического профессионального кодекса в сложных ситуациях;
факторы в структуре отношений «помогающий — принимающий помощь»;
проблема личной нравственности, моральной надежности специалиста;
причины возникновения эмоционального выгорания и профессиональных деформаций.
12. Ятрогения и дидактогения.
Ятрогéния — психическое расстройство, вызванное неосторожным действием или словом врача. Термин «ятрогения» был введен немецким психиатром Освальдом Бумке.
В числе ятрогенных факторов выделяют:
- риски, связанные с
- неблагоприятные (побочные) эффекты
назначенных лекарственных
- избыточное назначение
- нежелательные лекарственные взаимодействия;
- врачебные ошибки;
- неверное выполнение
- халатность;
- недоучёт или недостаток
Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами психотерапии.
13. Этиопатогенетические факторы появления нарушений развития у детей. Роль наследственных факторов в происхождении нарушений в детском возрасте. Недоношенность как проявление нарушений психофизического развития.
Причиной нарушения психического развития ребенка могут быть многие наследственные заболевания из группы болезней обмена веществ, болезней соединительной ткани и др. Данные зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют о том, что разными генетическими факторами обусловлено примерно 75%, а экзогенными — около 25% всех случаев умственной отсталости. От 43 до 65% болезней глаз связано с наследственными заболеваниями. Генетикам известно более 250 генетических синдромов, в которых отмечается нарушение слуха, около 80 из них связаны с нарушениями зрения. Довольно часто среди генетических нарушений развития ребенка наблюдаются множественные пороки развития, сочетающие и умственную отсталость, и нарушения зрения и слуха.
Экзогенные патогенные агенты (инфекционные, токсические, травматические) могут привести к нарушению формирования и развития мозга во внутриутробном, природовом или раннем постнатальном периоде. Среди них значительное место занимают внутриутробные инфекции.
В последние годы значительно увеличился процент детей, имеющих врожденные пороки развития, обусловленные недоношенностью. У 11% недоношенных детей обнаружены аномалии развития глаз. Среди детей с нарушением слуха, по данным разных авторов, количество недоношенных составляет 5,4 - 35,3%. В последние годы увеличивается число появлений на свет детей с множественными дефектами, рожденных глубоко недоношенными и спасенными для жизни благодаря современным достижениям медицины. При этом нельзя определенно утверждать, что причиной этих врожденных дефектов могла стать только недоношенность. Можно предположить более общую причину или целый ряд разных причин, приводящих и к недоношенности, и к множественному дефекту у новорожденного, но пока эти причины остаются неясными.
14. Теории привязанности, расстройства привязанности.
Теория привязанности — это психологическая, эволюционная, и этологическая теория о взаимоотношениях между людьми. Основное положение теории привязанности состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился. Теория была сформулирована психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби.
Нарушения:
(1) Дезингибированное (
Ребенок действительно ищет утешения, когда расстроен, но у него нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается. Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы: в младенчестве обычно цепляние, в раннем или среднем детстве – стремление привлечь внимание и неразборчиво дружелюбное поведение.
(2) Ингибированное. Эта плохо определенная
клиническая картина в МКБ-10 называется
«реактивным расстройством
Согласно клиническим