Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.
Важную роль М.Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
I. расстройства фонационного оформления высказывания:
II/ Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
Нарушения письменной речи
46. Связь аффекта и интеллекта. Эмоции, аффекты в норме и при патологии.
Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. "Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания" . Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.
Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.
47. Нарушение эмоций при психических заболеваниях.
У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения, пониженное настроение и т.д.) У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность. У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.
У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”).
При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх, тревога, снижение настроения, злобность; реже – приятные ощущения в различных органах, чувство “озарения”.
У больных с органическими поражениями ЦНС также отмечаются эмоционально-аффективные реакции и состояния разного знака, интенсивности в зависимости от заболевания, психотравмирующих ситуаций. Например, эксплозивность, раздражительность, "недержание эмоций", слезливость, эйфория, тревожность.
Эмоциональной тупостью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их неадекватностью отличается эмоциональная сфера у больных шизофренией. Из трех видов эмоций в большей степени страдают эмоциональные отношения, которые становятся патологически искаженными.
Таким образом, при всех психических заболеваниях отмечаются существенные изменения эмоциональной жизни и спектр эмоциональных нарушений при различных заболеваний чрезвычайно велик. Однако нарушения эмоций при каждом заболевании не могут рассматриваться в отрыве от других его симптомов.
48. Пограничные психические расстройства. Работа патопсихолога с лицами, имеющими такие нарушения.
К числу наиболее быстро развивающихся в последние годы областей клинической и социальной медицины относится пограничная психиатрия. Понятие о пограничных психических расстройствах используется для обозначения нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы.
К пограничным психическим расстройствам могут быть отнесены:
1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства (F-06)
2. Расстройства настроения (аффективные расстройства) (F-3)
3. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (F-4)
4. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F-5)
5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F-6)
Пограничные
психические расстройства могут возникать
остро или развиваться постепенно, их
длительность может ограничиваться кратковременной
реакцией, продолжительным состоянием
или хроническим течением. Большинство
пациентов выздоравливают в результате
проводимого лечения или, в случаях реакций,
даже без него. Однако у 20-40% больных течение
заболевания может принимать ремиттирующий,
рекуррентный характер, существенно снижая
уровень социального функционирования
пациентов, тем не менее никогда не приводя
к инвалидности.
Правилами патогенетического
лечения при этом должны являться следующие:
подбор оптимальных (в основном невысоких)
доз препаратов; тщательный учет всех
противопоказаний, побочных эффектов
и возможных осложнений; обязательное
сочетание психофармакотерапии и психотерапии.
Лечение должно проводиться по индивидуальному плану, разработанному для каждого больного, с учетом формы заболевания, ведущего психопатологического симптомокомплекса и динамики соматического состояния. Для лечения невротических расстройств используют препараты практически всех классов психотропных средств, в основном транквилизаторы и все чаще антидепрессанты. В ряде случаев монотерапия антидепрессантами оказывается неэффективной, что требует включения в схемы нейролептиков, вегетотропных и ноотропных средств.
Чрезвычайно важными при лечении пограничных психических расстройств являются создание и соблюдение на всех этапах лечения необходимой психотерапевтической обстановки и осуществление социальной поддержки больного. Ключевую роль в достижении положительных результатов лечения играет установление эмпатического контакта врач - больной.На протяжении всего периода курсового лечения рекомендуется проводить поддерживающее консультирование.
49. Групповая терапия. Цели, феноменология группового процесса. Терапевты и котерапевты. Организация терапевтической группы. Балинтовские группы. Факторы лечебного взаимодействия.
Первой группой психотерапевтического консультирования обычно принято считать группу, созданную в 1905 году бостонским врачом Джозефом Херси Праттом. Джекоб Л. Морено - в 1920-х годах ввел в литературу по консультированию термин «групповая психотерапия».
Специфика же групповой психо терапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании в лечебных целях групповой динами ки, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Групповая динамика представляет собой развитие или движение группы во времени (S. Kratochvil, 1978). Этим групповая психотерапия отличается от индивидуальной, при которой наблюдаются взаимоотношения между терапевтом и отдельным пациентом.
Цели групповой психотерапии формируются по-разному в рамках различных подходов, однако, несмотря на различия, можно указать на общие цели, обусловленные самой спецификой метода групповой психотерапии:
1) исследование психологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в ее решении; 2) изменение неадаптированых стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации; 3) приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; 4) содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала, достижению оптимальной работоспособности и ощущения счастья; 5) устранение болезненных симптомов.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА- 1)нормы ( правила ) группы 2)роли в группе 3)групповая сплоченность 4) групповое напряжение 5) ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ:
1-ая фаза: ОРИЕНТАЦИЯ И ЗАВИСИМОСТЬ.
2-ая фаза: КОНФЛИКТЫ И ПРОТЕСТ.
3-ая фаза: СПЛОЧЕННОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО.
ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ-Поведение группового психотерапевта, стиль его общения и манера реагирования играют важную роль в процессе психотерапии. При систематизации возможных типов поведения групповых психотерапевтов используют такие категории, как "роль" ,"ориентация", "терапевтический стиль". Yalom (1975) выделяет две основные роли группового психотерапевта - "технического эксперта" и "эталонного участника". S.Kratochvil (1978) описывает пять основных ролей группового психотерапевта:1)роль лидера 2) роль аналитика 3) роль комментатора 4) роль эксперта 5) роль аутентичной личности.
КОТЕРАПЕВТЫ-Часто группой руководят два терапевта, или тренера. В некоторых случаях в роли котерапевта выступает начинающмй врач или психолог, приобретающий опыт руководства группой. В других случаях профессиональный уровень терапевта и котерапевта одинаков.Для терапевта присутствие коллеги дает ему прежде всего возможность получить обратную связь относительно своего поведения в группе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ- Оптимальное количество членов группы зависит от частоты и длительности групповых сеансов. Для амбулаторной групы, которая собирается один-два в неделю и ориентируется на интеракцию, оптимальным считается состав из семи-десяти человек. Частота сеансов в амбулаторных группах - один или два раза в неделю, при стационарном лечении - от трех до пяти раз в неделю. Обычно продолжительность сеанса колеблется от 80 до 90 минут. Оптимальная продолжительность групповой психотерапии по данным разных авторов составляет от 30 до 70 сеансов.
БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ- Балинтовские группы и балинтовское движение в целом получили название по имени своего основателя - Михаэля Балинта. Первоначально балинтовские группы были ориентированы в основном на обучение врачей общесоматической практики, в дальнейшем этот опыт распространился и на подготовку психотерапевтов и касался преимущественно индивидуальной психотерапии.
50. Психокоррекционная работа с людьми, пережившими стресс. Психологическое консультирование. Этапы консультирования. Семейное консультирование.
Психологи́ческая корре́кция— один из видов психологической помощи, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию.
Психологическое консультирование - это оказание помощи здоровому человеку в решении задач и проблем, стоящих перед ним. Главными задачами в психологическом консультировании являются:
-эмоциональная поддержка пациента;
-расширение сознания и повышения психологической компетентности;
-содействие человеку в решении его личностных проблем;
-изменение отношения человека к проблеме;
-изменение отношения человека к социальному окружению и самому себе;
-успешная адаптация и преодоление возникающих затруднений;
-повышение стрессоустойчивости;
-развитие реалистичной оценки окружающей действительности;
-помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.
Психологическое консультирование – это относительно простая форма психологической помощи по сравнению с психотерапией, более поверхностная и менее длительная работа.
Плюсом психологического консультирования является то, что практически на первой же встрече клиент может получить ответ на мучающий его вопрос и выработать собственные варианты выхода из ситуации, используя те ресурсы, которые имеются у него в наличие в данный момент. Минусы заключаются в том, что для решения глубоких личностных проблем, длительно существующих межличностных проблемах, проблемах воспитания детей и подростков психологическое консультирование может использоваться лишь в очень ограниченных случаях, а именно для решения очень локальных и конкретных проблем.