Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Ответы по КП.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

ЭТАПЫ Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. 3. Оказание воздействия. 4. Завершение психологической консультации.

Семейное консультирование -- это вид психологической помощи, где в роли клиента находится не один человек, а вся семья. Оно основано на следующем представлении о семье: взаимодействие и взаимовлияние членов семьи друг на друга приводит к тому, что все они вносят свой вклад в формирование семейной проблемы. Здесь нет виноватых и невиновных. Семейный подход позволяет влиять на жизнь всех членов семьи, перестраивая ее таким образом, что проблема перестает быть нужной.

51. А.Р. Лурия  – основоположник отечественной  нейропсихологии.

Александр Лурия (1902-1977) – доктор педагогических и медицинских наук, член Академии педагогических наук и РАО:

- создал комплекс методов клинического исследования лиц с поражениями мозга

- сформулировал концепцию трехблочного  строения функциональной организации мозга;

- автор теории системной динамической  локализации ВПФ  их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности

- создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

 

52. Определение  симптома, синдрома, фактора. Т.С.Д.Л. ВПФ.

Симптом - нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

  - Первичный - непосредственные нарушения, связанные с поражением определенного нейропсих фактора.

  - Вторичные - системное следствие (взаимосвязь) первичных.

Синдром - сочетание симптомов, обусловленных поражением.

Фактор - структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определённым принципом физиологической деятельности.

Теория системной динамической локализации высших психических функций — оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов.

Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с  общепсихологическими представлениями  о высших психических функциях, как  о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами (главным образом речью), произвольных по способу управления.

Согласно Т. с. д. л. в. п. ф. мозг как  субстрат психических процессов не является совокупностью мозговых "центров" различных "психических способностей" (узкий локализационизм) и не представляет собой недифференцированное целое, во всех своих отделах в равной степени связанное со всеми психическими "способностями" (антилокализационизм).

В соответствии с современными воззрениями  или обобщающим принципом системной динамической локализации, ВПФ охватывают сложные системы совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга (Лурия). Привлекаемые функциональные системы являются многомерными многоуровневыми констелляциями различных мозговых образований. Отдельные их звенья должны быть увязаны во времени, по скоростям и ритмам выполнения, то есть должны составлять единую динамическую систему. Исследования глубоких мозговых структур показали, что характеристики жесткости-пластичности работы элементов психофизиологических систем могут анализироваться под углом зрения вероятности их привлечения к работе: отдельные элементы ВПФ могут быть «жесткими», то есть принимать постоянное участие в тех или иных актах, а часть — «гибкими» — включаться в работу лишь при определенных условиях. Кроме того, динамическая локализация ВПФ имеет еще и хронологический аспект, отслеживающий изменения их структуры от детского возраста к взрослому.

 

 

53. Функциональная  асимметрия мозга.

ФАМ - разделение когнитивных функций между правым и левым полушариями головного мозга человека.

Сам факт межполушарной церебральной асимметрии мозга известен со второй половины 19 в., когда, опираясь на результаты посмертных вскрытий людей, страдавших по различным причинам (инсульт, иные поражения мозга) афазией (утратой речи), франц. нейроанатому Полю Брока удалось выявить локализацию речевого центра в лобной доле левого полушария. В дальнейшем на основании подобного рода данных нейрофизиологи пришли к выводу, что с доминирующим полушарием связаны не только праворукость и леворукость, но и большинство высших когнитивных функций человека. 

Наиболее важные результаты в исследовании ФАМ были получены в 60-х гг. 20 столетия амер. нейрофизиологом Р. Сперри (лауреат  Нобелевской премии 1981) и его коллегами  из Калифорнийского технологического института:

- левое полушарие - способность  к письму и речевому общению,  к грамматически правильным ответам  оно свободно оперирует символьными  репрезентациями — знаками, цифрами,  а также математическими формулами  и др. формальными правилам; оно способно выявлять повторяющиеся корреляции (в том числе и музыкальный ритм), но в то же время испытывает серьезные затруднения при выполнении задач на распознавание сложных образов, не поддающихся разложению на простые элементы (напр., идентификация изображений человеческих лиц).

- информация от правого поля  зрения обоих глаз поступает  в левое полушарие нашего мозга,  а информация от левого поля  зрения — в правое полушарие.  Аналогичным образом звуковые  сигналы. Однако применительно  к обонянию вообще не было обнаружено перекрещивания функций.

- правое полушарие неповрежденного  мозга оперирует исключительно  перцептивными образами и представлениями,  обеспечивая ориентацию в пространстве. Хотя правое полушарие и не  способно к развитой речепродукции,  оно все же воспринимает элементарную речь и простые грамматические конструкции. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмет.

Поэтому исследователи пришли к  выводу, что различия между функциями  полушарий и, соответственно, когнитивными типами мышления касаются, главным  образом, способов переработки информации, принципов организации контекстуальной  связи стимулов, доминирующих мыслительных стратегий.

Возникновение Ф. а. м. полностью соответствует  принципу биологической (когнитивной) эволюции, согласно которому более  высокий уровень организации  когнитивных функций влечет за собой  их большую дифференциацию между  системами. Так как мозг крайне важен для выживания, то дифференциация и функциональная специализация более всего развиты в центральной нервной системе. Благодаря естественному отбору Ф. а. м. закрепилась в виде генетической программы, направляющей формирование обоих когнитивных типов мышления в правом и левом полушарии (порознь), а также их конкретное соотношение (относительное доминирование одного из них).

 

 

54. Межполушарное  взаимодействие. Межполушарные связи.  Синдром «расщепленного мозга».

Синдром «расщеплённого мозга» Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга». Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций.

"Модель расщепленного мозга", характеризуется триадой симптомов: - аномия, проявляющаяся в нарушении  способности давать отчет обо  всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие;

- дископия-дисграфия, для которой  характерно нарушение письма  и конструктивной деятельности  при выполнении их одной (правой  или левой) рукой;

- нарушение координации движений.

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. Межполушарная асимметрия является частным случаем межполушарного взаимодействия. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется сразу же после рождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов межполушарной асимметрии т межполушарного взаимодействия происходит к 12—14 гг. и даже позже. То есть парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов.

 

55. Основные  принципы строения зрительного  анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительного анализатора. Виды зрительных агнозий.

Зрительный анализатор: сетчатка, зрительный нерв (2 пара), область пересечения зрит нервов (хиазма),зрительный канатик, наружное коленчатое тело, подушка зрительного бугра, зрительное сияние, 17 поле коры мозга.

Сенсорные нарушения:

1. Поражение сетчатки - глаукома (одного  глаза)

2. Поражение зрительного нерва  - рассторойство зрит функций  в одном глазу

3. Нарушения хиазмы - гемианопсии  (нарушения полей глаз)

-битемпоральная

-бинозальная

 -верхняя (нижняя) квадрантная

-односторонняя нозальная гемианопсия

-частичная гемианопсия - скотома

-гомонимные гемианопсии - при  поражении зрит канатиков.

4.поражение Наруж Колен Тела. - полная/частичная гемианопсия

5. Поражение 17 поля - скотома, фотопсия (вспышки), нарушение цветовосприятия.

Зрительные  агнозии:

1. Предметная агнозия -нарушение опознавания предмета разной степени тяжести.

2. Оптико-пространственная агнозия -нарушение ориентирования в пространстве, нарушение восприятния разной пространственной символики

3. Буквенная агнозия - нарушения в узнавании и назывании букв

4. Цветовая агнозия

5. Симультанная агнозия (синдром  Балинта+атаксия взора) - восприятие только части объекта из-за сужения зрительного восприятия.

6. Лицевая агнозия - Нарушения распознавания лиц (реальные и фото)

 

56. Сенсорные  нарушения работы кожно-кинестетической  системы. Нарушения тактильного  гнозиса при поражении вторичных  полей коры. Виды тактильной агнозии.

Сенсорные нарушения  тактильные

1. Нарушение температурной и  болевой чувствительности - повреждение боковых частей спинного мозга

2. Нарушение проприорецептивной  чувствительности и отчасти болевой  - повреждение путей Голля и  Бурдаха или нарушение одной  чувств и усилении другой. (задние  столбы спинного мозга)

3. Снижение всех видов чувствительности на противоположной поражению стороне тела - 3-е поле постцентральной коры

Гностические тактильные растройства

1. Тактильная предметная агнозия  (астереогноз) - нарушение способности  воспринимать предметы на ощупь  при сохранности распознавания отдельных признаков предмета или при грубом нарушении не распознаются и свойства.

2. Тактильная агнозия текстуры

3. Пальцевая агнозия (утрата  способности называть и ощущать  пальцы руки противоположной  очагу поражения)

4. Тактильная алексия (нарушение распознавания символов на крнечностях)

5. Тактильная асимболия (невозможность  назвать предмет на ощупь при  сохранности описания его при  зрительном контакте)

6. Соматоагнозия (нарушение схемы  тела)

-Гемисоматоагнозия - нарушение  распознавания левой части тела

 

 

57. Основные  принципы строения слухового  анализатора. Сенсорные нарушения  работы слуховой системы.

Строение слухового  анализатора: кортиев орган в улитке, слуховой нерв (8 пара), ядра продолговатого мозга, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело, слуховое сияние, 41-е поле височных долей мозга в извилине Гешеля. Сенсорные нарушения:

1. Поражение кортиева органа  - звуки причиняют боль или не слышатся

2. Поражение 8 пары черепно-мозговых  нервов - головокружение, разные ложные  слуховые ощущения (писк, шорох)

3. Поражение среднего мозга в  области бугров четверохолмия  - нарушение биноурального слуха:  нарушение распознавания пространственного  расположения звука

4. Поражение медиального коленчатого  тела - нарушение способности воспринимать звуки противоположным очагу поражения ухом вообще или слуховые галлюцинации.

5. Поражение слухового сияния - снижение слуха у противоположного  поражению уха + галлюцинации

6. Поражение 41-ого первичное  поле коры височной области  мозга - невозможность воспринимать короткие звуки (менее 4 микрсек)

 

58. Апраксии. Классификация  апраксий по А.Р. Лурия.

А.Р.Лурия предложил выделять четыре основные формы апраксии (нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений), каждая из которых обусловлена нарушением определенного звена функциональной системы, лежащей в основе произвольных движений и действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"