Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Ответы по КП.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Деперсонализация. Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение "схемы тела" — нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов.

 

37. Галлюцинации. Агнозия, ее формы. Псевдоагнозия  при деменции. Нарушение мотив.компонента при восприятии.

Галлюцинация — это не соответствующий внешнему раздражителю образ, возникающий в сознании. Галлюцинации возникают при сильной усталости, употреблении некоторых психотропных веществ и при некоторых психических и неврологических заболеваниях.

Агнозиями называется затрудненность узнавания предметов, звуков. Проблеме агнозии, особенно зрительной, посвящено множество работ. Формы: предметная (больные не узнают предметы и их изображения; симультанная агнозия Вольперта – распознание отдельных элементов, но не узнавание ситуации в целом); агнозия на цвета и шрифты; пространственная агнозия.

Признаки:

  1. ступенчатость узнавания при сохранности мыслительной деятельности
  2. нарушение обобщающей функции восприятия
  3. нарушение в восприятии условных, формальных рисунков
  4. не понимание смысла сюжета
  5. отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном.

Псевдоагнозии при деменции – искажение в восприятии структуры и форм изображения.

Нарушение мотивационного компонента при восприятии:

1. больные не могли осуществить активного поискового процесса, не сличают своих ответов с действительными результатами;

2. не происходит смены фигуры  фона при предъявлении фигур  Рубина (лицо/ваза);

 

 

38. Мнестические  расстройства. Нарушение непосредственной  памяти. Нарушение динамики мнестической деятельности. Нарушение опосредствованной памяти. Нарушение мотивационного компонента памяти. Конфабуляция и ее формы. Виды амнезии. Корсаковский синдром.

Память – это сложно организованная, обобщенная деятельность, зависящая от уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов; это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат и использовать его в поведении.

Мнестические расстройства.

Проблема расстройства памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Во-первых, потому что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе и, во-вторых, потому что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом.

В исследовании патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

  1. проблема строения мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
  2. вопрос о динамике мнестического процесса;
  3. вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Анализ амнестического синдрома усложняется  еще тем обстоятельством, что  так называемые "ядерные" симптомы, вызванные непосредственно болезненным  состоянием мозга, сливаются со вторичными, наслаивающимися на них симптомами. Мысль Л. С.

Нарушение непосредственной памяти.

Корсаковский синдром. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени.

Прогрессирующая амнезия. Расстройство памяти, при котором больные путают события прошлого и настоящего, хронологию событий, присутствует дезориентировка во времени и пространстве.

Нарушение динамики мнестической деятельности. Память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга (в отдаленном периоде болезни), при некоторых интоксикациях.

Нарушение опосредованной памяти. Г. В. Биренбаум, исследовавшая при помощи этого метода нарушение понятий у душевнобольных, указывала, на основную трудность интеллектуальной операции при выполнении задания по методике пиктограмм: круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова, значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения; И хотя эта операция опосредования производится довольно легко даже здоровыми подростками, при патологических изменениях мышления создание таких условных связей бывает затруднено.

Нарушение мотивационного компонента памяти.

В 1927 г. показали в экспериментальном исследовании памяти так называемый "феномен воспроизведения незавершенных действий". У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение к ней. У одних испытуемых ситуация эксперимента вызывает желание проверить себя, свои возможности. У других испытуемых ситуация эксперимента вызывала некий. Наконец, третьи испытуемые выполняли экспериментальные задачи из чувства "долга", "вежливости". Как бы то ни было у любого испытуемого возникал какой-то мотив, ради которого он выполнял задание. Выполнение задания выступало в качестве мотивированного намерения. При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, "динамическая система"), которая проявляет себя в другом виде деятельности — в данном случае в воспроизведении.

Конфабуля́ция — вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни. Виды: бредовые; мнестические - замещения пробелов памяти; фантастические; внушённые.

Так как человеческая память по своей  природе реконструктивна, конфабуляция может наступать не только во время  психологических заболеваний, но и  на протяжении жизни здорового человека. Сам человек не может в принципе отличить нормальную конфабуляцию от «обычных» воспоминаний, т. к. между ними нет физиологической и психологической разницы.

Амнезия представляет собой изменение памяти, которое характеризуется невозможностью вспоминать происшедшее ранее, а также откладывать в памяти недавние события.

Если потеря памяти охватывает только произошедшее до недуга или сотрясения мозга, она называется ретроградной. Если же человек не может вспомнить то, что с ним произошло после заболевания или несчастного случая, приведшего к потере памяти, такая форма называется антероградной.

 

 
39. Виды нарушения мышления. Нарушение операционной стороны  мышления. Нарушение динамики мышления. Нарушение мотивационного компонента  мышления. Нарушение критичности мышления. Значение мотива экспертизы в патопсихологическом обследовании.

Мышление это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего нас мира.

Нарушение операционной стороны мышления - обобщение, отвлечение, анализ, синтез.

При всем многообразии нарушения операциональной  стороны мышления можно свести к  двум крайним вариантам: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Нарушение динамики мышления:

Лабильность мышления. Характерная  особенность этого нарушения  заключается в неустойчивости способа  выполнения задания. Уровень обобщения  больных в основном не бывает снижен; больные правильно обобщают материал; операции сравнения не нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не устойчив(часто в маниакальной фазе МДП).

Инертность мышления. В основе этого  нарушения лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой (подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости).

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.

К этим нарушениям относятся разноплановость  суждений, резонерство, нарушение критичности  и саморегуляции.

Разноплановость – нарушение мышления, заключающаяся в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.

Резонерство – склонность к "бесплодному  мудрствованию", тенденция к многоречивым рассуждениям (например, испытуемый сравнивает птицу и самолет: "сходство - крылья. Потому что рожденный ползать - летать не может. Человек тоже летает у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает, он дышит…" и т.д.)

Нарушение саморегуляции – невозможность  целенаправленной организации своих мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения, логические операции, но в результате расплывчивости мышления, его не целенаправленности выявляется неспособность решения поставленных задач.

Нарушение критичности  мышления.

Критичность мышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями  задачи и предполагаемыми итогами. Больные могут актуализировать  неадекватные связи и отношения, которые приобретают смысл из-за измененных установок больных шизофренией (не критичность).

Такое безразличное отношение к  своим ошибкам при потенциальной  возможности их коррекции выявляется при выполнении практически всех экспериментальных заданий (составлении  рассказа по сериям сюжетных картинок, толковании смысла пословиц и поговорок и др.).

 

40. Мышление при шизофрении.

Шизофрения — прогредиентное психическое заболевание, возникающее на основе наследственного предрасположения, которое имеет непрерывное или приступообразное течение и приводит к своеобразным изменениям личности в виде дезинтеграции психики, аутизма, эмоционального обеднения и снижения активности.

О нарушении мышления у больных  шизофренией писал Л. С. Выготский. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей  целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий. 

 

41. Бред как  проявление психоза. Формы бреда.

Бред  — расстройство мышления, которое характеризуется возникновением не соответствующей действительности совокупности болезненных представлений, рассуждений и выводов, в которых больной полностью, непоколебимо убеждён и которые не поддаются коррекции. Эту триаду сформулировал в 1913 Карл Теодор Ясперс. Позже она была дополнена утверждением, что бред возникает только на патологической основе.

Первичный (Интерпретативный, Примордиальный, Словесный) - первичным является поражение мышления — поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. При этом восприятие больного не нарушено. Больные могут длительно сохранять работоспособность.

Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизаци: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему. К этому варианту бреда относится паранойяльный и систематизированный парафренный бред.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"