Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Ответы по КП.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

 

15.Параметры  дизонтогенеза (В.В.Лебединский). Виды  дизонтогенеза.

Под дизонтогенезом (дизонтогениями) принято понимать различные формы  нарушений онтогенеза, включая и  постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы  организма еще не достигли зрелости

I. Первый параметр связан с функциональной  локализацией нарушения

2. Второй параметр дизонтогенеза  связан с временем  поражения.

3. Третий параметр дизонтогенеза  характеризует взаимоотношения  между первичными и вторичным дефектом.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий  в процессе аномального системогенеза.

В. В. Лебединский выделяет 6 видов  дизонтогенеза: 1) недоразвитие (умственная отсталость); 2) задержанное развитие (задержка психического развития); 3) поврежденное развитие (деменция); 4) дефицитарное развитие (связано с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, инвалидизирующими хроническими соматическими заболеваниями); 5) искаженное развитие (ранний детский аутизм); 6) дисгармоничное развитие (психопатии, патологические формирования личности).

 

 

16. Медико-генетическое  консультирование и ранняя диагностика  нарушений развития у детей.  Пренатальная диагностика наследственных  заболеваний.

Медико-генетическое консультирование - специализированный вид медицинской помощи, направленный на профилактику наследственных болезней. Суть его в определении прогноза рождения ребенка с наследственной патологией, объяснении вероятности этого события и помощи консультирующейся семье в принятии решения о деторождении. Этапы: диагностика, прогнозирование и заключение. Методы: генетический анализ; генеалогический метод; биохимический и иммунологический.

Диагностика аномального развития — это комплексная клинико-генетическая и психолого-педагогическая проблема, которая направлена на определение степени выраженности психической недостаточности и на качественную оценку структуры дефекта с выделением основного психопатологического синдрома, на установление связей его с другими клиническими проявлениями, возрастом, соматическим и неврологическим состоянием ребенка.

Причины и механизмы возникновения многих форм аномального развития и прежде всего умственной отсталости, речевых и сложных дефектов, а также раннего детского аутизма, сочетающегося с различными неврологическими нарушениями, имеют различную этиологию, но в большинстве случаев связаны с генетическими заболеваниями. Важное значение в диагностике аномального развития придается методу системного анализа состояния высших психических функций.

Пренатальная диагностика наследственных болезней - комплексная, быстроразвивающаяся область медицины, использующая ультразвуковую диагностику, хирургическую технику и лабораторные методы. Методы перинатальной диагностики можно разделить на три группы: просеивающие, неинвазивные, инвазивные. Тактика перинатальной диагностики должна быть строго индивидуализирована в соответствии с конкретной ситуацией и состояния беременной.

17. Нозологический  и функциональный диагноз.

Функциональный диагноз, представляющий синтез клинической и психологической оценки больного в реальных условиях жизни и деятельности, выражает динамическую характеристику состояния индивида и его связи с социальной средой и отражает степень, способ и основные тенденции компенсации нервно-психических расстройств (Воловик, Вид, Коцюбинский). Аспекты ф. диагноза:

- клинико-психопатологический (проявления  заболевания с точки зрения  возможностей его компенсации  и влияния на социальную адаптацию  больного);

- психологический (характеризует  личность пациента и значимые  для его социальной и профессиональной адаптации отношения)

- социальный (отражает реальную  жизненную ситуацию и характер  включенности в нее больного  с учетом его преморбидного  опыта).

Нозологический диагноз - диагноз, содержащий название болезни в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней.

 

18. ВКБ. Типы отношения к болезни (Липовски).

Внутренняя картина болезни - понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления  больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни.

К.Липовски: трехкомпонентная общая  психосоциальная реакция на болезнь:

- Поведенческая реакция на информацию  о заболевании. Эта реакция  проявляет значение болезни для  заболевшего человека. Можно выделить  следующие типы реакций:

А) человек рассматривает болезнь  как угрозу или вызов. Тип реакций: противодействие, тревога, уход, борьба;

Б) болезнь как утрата. Тип реакций: депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание;

В) болезнь как наказание. Тип  реакций: угнетенность, стыд, гнев.

Г) болезнь как выигрыш, избавление. Тип реакций: безразличие, жизнерадостность, враждебность по отношению к медицинскому персоналу.

- Эмоциональная реакция на болезнь:  печаль, страх, тревога, стыд, чувство  вины, злость и др.

- Реакция преодоления болезни.  В ней Липовски разделяет два  компонента: когнитивный и поведенческий. Когнитивный компонент характеризуется преуменьшением личной значимости болезни или пристальным вниманием к ней. Поведенческий компонент может быть выражен в виде:

А) борьбы или активного сопротивления;

Б) капитуляции перед болезнью;

В) попытки «ухода» (забыть и не думать).

Типы отношения к болезни (Бабинский): анозогнозия (отрицание), диссимуляция (преуменьшение симптомов) и аггравация (преувеличение).

 

19. Типы отношения  к болезни (Конечный, Боухал). Уровни  отражения.

Выделяют следующие типы отношения больного к болезни:

а) нормальное, т.е. соответствующее состоянию больного или тому, что было сообщено ему о заболевании;

б) пренебрежительное, если больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится и не бережет себя, в отношении прогноза болезни проявляет необоснованный оптимизм;

в) отрицающее, если больной не обращает внимания на болезнь, отгоняет от себя мысли о болезни и т.п.;

г) нозофобное, т.е. больной несоразмерно боится болезни, повторно обследуется, меняет врачей;

д) нозофильная

е) ипохондрическое, если больной догадывается или убежден в том, что страдает тяжелым заболеванием или же если он переоценивает серьезность менее тяжелой болезни;

ж) утилитарное, что является высшим проявлением нозофильной реакции- получение выгодны от болезни.

Уровни отражения (Николаева): чувственный (ощущения); эмоциональный (реагирование на отдельные симптомы и на болезнь в целом); интеллектуальный (знание больного о болезни); мотивационный (отношение больного к своему заболеванию с изменением поведения и образа жизни).

20. Принцип  «замкнутого круга» в развитии  психосоматических заболеваний.

Сущность проявления этого механизма заключается в том, что нарушение, возникающее первоначально в соматической сфере, вызывает психопатологические реакции, дезорганизующие личность, а они, в свою очередь, являются причиной дальнейших соматических нарушений. Так, по «замкнутому кругу», развертывается целостная картина заболевания.

Наиболее ярким примером механизма  «замкнутого круга» является реакция на боль, часто встречающаяся в клинике внутренних болезней. Под воздействием боли и хронического физического дискомфорта у пациентов с тяжелыми соматическими расстройствами развиваются разнообразные эмоциональные нарушения. Длительные аффективные состояния меняют параметры физиологических процессов, переводя организм в иной режим функционирования, связанный с напряжением адаптивных систем. Хроническое напряжение адаптивных и компенсаторных механизмов в конце концов может приводить к формированию вторичных соматических нарушений. Так по «замкнутому кругу» и развертывается целостная психосоматическая картина заболевания.

 

21. Трудная  жизненная ситуация как психологическая  проблема.

Концепция трудной ситуации разрабатывается  в соответствии с представлениями  К. Левина о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения.

Ф. Е. Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

Бернлер и Юнссон дают следующую классификацию:

  1. временное отклонение в поведении, связанное с недостатком ресурса
  2. хроническое отклонение, приводящее к неврозам
  3. кризис – функциональная недостаточность индивида или система, вызванная радикальным изменением жизненной ситуации
  4. слом.

Уровни (Бендлер):

  1. соответствует ситуации обыденной жизни
  2. возникновение нескольких проблем
  3. характерно для стресса и трудностей, когда привычные способы поведения нерезультативны
  4. стресс более выражен – человек проявляет паттерналистическое поведение
  5. глубокий стресс – ситуация выживания.

Таким образом, трудные  жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности.

В трудной жизненной ситуации есть несколько способов или стратегий поведения личности. Лазарус выделяет два глобальных типа стилей: первый направлен на разрешение проблемы, он связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации обращением за помощью к другим поиском дополнительной информации; второй тип является, скорее, следствием эмоционального реагирования на ситуацию. Иногда выделяют и третий базовый стиль - избегание.

 

 

22. Стресс, ОАС, этапы его развития (Г.Селье). Виды стресса.

Под стрессом принято понимать неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Гансом Селье. Стресс и есть набор приспособленных реакций, который получил название - общий адаптационный синдром (ОАС).

Общий адаптационный  синдром - совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, возникающих на фоне действия стрессорных раздражителей, характеризуется фазными изменениями гормонального баланса, соответствующими метаболическими и функциональными сдвигами, направленными на адаптацию организма к действию раздражителя.

Причины возникновения  адаптационного синдрома под влиянием чрезвычайных факторов подразделяют на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные факторы: физические факторы (значительные отклонения атмосферного давления, колебания температуры); химические факторы (дефицит или повышенное содержание кислорода, интоксикации); биологические факторы (инфицирование организма и интоксикации экзогенными БАВ).

Эндогенные причины: недостаточность функций тканей, органов и их физиологических систем; дефицит или избыток БАВ.

Стадии адаптационного синдрома:

1. Стадия тревоги (аларм-реакция), по мысли автора, в свою очередь, характеризуется двумя фазами: фазой шока и фазой противотока. При значительной силе стрессора стадия тревоги может закончиться гибелью организма.

2. Если организм переживает эту по сути защитную стадию синдрома, наступает стадия резистентности.

3. При продолжительном действии стрессора она переходит в стадию истощения.

Признаки стресса:

  1. не ощущается довольно долго (напряжение с определенной динамикой);
  2. при стрессе человек не может определить локализацию напряжения;
  3. стресс можно вербализовать;
  4. стресс может быть осознан с помощью другого человека.

Основные типы патологического эмоционального реагирования (Бутановский):

    1. катотивный тип – психогенно обусловленная реакция на стресс, кратковременна, изменчива;
    2. голотимный тип – эндогенная обусловленность (врожденная) реакции, полярность эмоциональных состояний, их устойчивость и периодичность;
    3. паратимный тип – извращенное эмоциональное настроение;
    4. эксплозивный тип – инертность и взрывчатость;
    5. дементный тип – некритичность, эйфория и апатия.

Проявления  стресса на психологическом уровне: беспокойство, тревога; подавленное настроение; раздражительность и конфликтность; нарушение эмоциональных контактов; стремление отгородиться от окружающей реальности.

Проявление  стресса на физиологическом уровне: повышение артериального давления; различные боли; нарушение аппетита; нарушение сна; сексуальные проблемы.

 

23. Профессиональный  стресс, профессиональное выгорание,  профессиональные деформации. Трехкомпонентная  теория выгорания.

Профессиональный стресс - результат взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуется тем, что с людьми происходят определенные изменения, которые не позволяют им нормально функционировать.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"