Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Ответы по КП.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Вторичный (чувственный и образный) - это бред с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение восприятия. Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов — ярких и эмоционально насыщенных озарений. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

Бред воображения особо выделяемый некоторыми авторами, отличается от интерпретативного и чувственного бреда. При этом варианте бреда идеи основываются не на логической ошибке и не на расстройствах восприятия, а возникают на основе фантазии и интуиции. Бред полиморфный, малосистематизированный и очень изменчив. Чаще это бред величия, любовный бред и бред изобретательства. Есть два его вида: интеллектуальный с преобладанием интеллектуального компонента воображения и наглядно образный с патологическим фантазированием и наглядно-образными представлениями.

 

42. Нарушения умственной работоспособности.

Нарушение умственной работоспособности – это невозможность длительно удержать в конкретной работе правильный способ действий, что приводит к увеличению числа ошибок (сужение объема внимания, невозможность одновременного учета нескольких воздействий среды).

Классификация (Коган, Коробкова): нарушение целенаправленности, нарушение произвольности, нарушение объема, нарушение регистрации усилий, нарушение динамики деятельности.

Нарушение умственной работоспособности  является следствием истощения; навыки, интеллектуальные операции остаются нередко сохранными, между тем больной не в силах выполнить задание, требующих длительных и устойчивых усилий.

Признаки нарушения  умственной работоспособности:

    1. неустойчивость – то высокий уровень достижения, логически выдержанный ход мыслей, то непоследовательность мышления;
    2. истощаемость – ослабление функционального состояния корковой динамики, снижение тонуса коры, ослабление работоспособности;
    3. пресыщение – состояние, когда у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия, в то время как условия заставляют его продолжать.

 

 

43. Нарушения речи при психических  заболеваниях.

Нарушения речи обусловливаются различными причинами и встречаются достаточно часто. С точки зрения психиатра  наиболее важны те из них, которые связаны непосредственно с самими психическими расстройствами — изменениями мышления и аффектом, галлюцинациями, бредом, слабоумием и т.д. Изменения Р. касаются ее скорости, дикции, грамматического строя, содержания.

Нарушения скорости речи проявляются в ее ускорении или замедлении. При ускорении Р. значительно увеличивается количество слов — так называемая логорея. При этом слова часто перемежаются созвучиями последних слогов (рифмами), поговорками, отрывками стихотворений, афоризмами. Чаще всего ускоренная Р. встречается при гипоманиакальных, маниакальных и кататонических состояниях.

При замедлении Р. количество спонтанных высказываний уменьшается вплоть до полного исчезновения. Больные начинают отвечать только на вопросы. Замедленная Р. может смениться полным молчанием (мутизм). В зависимости от фона, на котором развивается мутизм, его определяют как депрессивный, истерический, кататонический, реактивный, органический.

Нарушения дикции разнообразны. Р. емкая с выразительными или однообразными интонациями (гипоманиакальные и маниакальные состояния) или, напротив, ослабевает — Р. тихая, шепотная, временами чуть слышная, лишенная модуляций (депрессивные, бредовые состояния, состояния слабоумия), когда Р. сопровождается выраженным эффективным компонентом театральная, декламирующая, высокопарная, патетическая (кататонические, истерические, психопатические состояния, состояния речевого возбуждения при прогрессивном параличе и т.д.) или же, напротив, стонущая, с плачем и причитаниями (тревожно-депрессивное состояние).

Нарушения грамматического  строя в своих крайних степенях представлены набором отдельных, не связанных по смыслу слов. В других случаях употребляют неоконченные фразы или их обрывки, фразы, лишенные глаголов, или, напротив, фразы, в которых глаголы употребляются в неопределенном наклонении.

Мимоговорение (миморечь) выражается в том, что ответы больных находятся вне всякой связи с задаваемыми вопросами: иногда совершенно некстати ответы включают отдельные слова вопроса (при реактивных психозах, кататоническом синдроме и т.д.)

Монолог — это непрерывная Р., хотя и обращенная к собеседнику, но обусловленная, в первую очередь, внутренним состоянием больного, а не необходимостью словесного общения (например, при шизофрении).

Зеркальная речь — это произнесение слов с конца; наблюдается при шизофрении.

Пуэрильная речь наблюдается у взрослого человека, использующего слова и речевые обороты, свойственные детям (шизофрения, старческое слабоумие).

Резонерская речь построена с преобладанием пространных, отвлеченных, обычно малосодержательных рассуждений (шизофрения, психопатии).

Слащавая речь выражается в употреблении уменьшительно-ласкательных и хвалебных слов (эпилепсия, психопатии, органические заболевания мозга).

Соскальзывающая речь проявляется в высказываниях, основное содержание которых внезапно прерывается побочными, не имеющими к основным никакого отношения, что затрудняет их понимание (шизофрения).

Эхолалическая речь (эхолалия) выражается в автоматическом непроизвольном, однократном или многократном повторении больным отдельных слов, словосочетаний или фраз (эхофразия), услышанных им от окружающих (шизофрения, болезнь Альцгеймера, органические заболевания мозга).

Шизофазия — форма разорванной Р., при которой высказываемые фразы при сохранном грамматическом строе лишены всякого смысла, а содержание Р. отражает бредовые расстройства (шизофрения).

 

Алалия — это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга.Картина речевого расстройства при алалии сводится к отсутствию речевой функции или ее значительной ограниченности в объеме. У одних детей отсутствует экспрессивная речь, что принято называть моторной алалией; другие не только не говорят сами, но и несостоятельны в импрессивной речи (плохо понимают чужую речь), что принято называть сенсорной алалией.

Дислалия, т.е. нарушение звукопроизношения, является самым распространенным дефектом речи у детей.

Физический слух — мы слышим различные звуки окружающего нас мира, которые глухие люди не слышат. Неречевой слух, включая музыкальный, открывает возможность различать всевозможные природные предметные и музыкальные шумы. Речевой слух —фонетический. Фонематический слух — наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных.

Дисграфия и  дислексия — неспособность (или затрудненность) овладения чтением и письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе.

Дизартрия — дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленном параличом или парезом речевой мускулатуры. Для дизартрии характерна невнятная, недостаточно членораздельная речь. Большинством авторов признается, что, помимо расстройств артикуляции, дизартрия проявляется в нарушениях речевого дыхания и голосообразования, а,  следовательно, и в изменениях речевой просодии (мелодики речи).

Бульбарная дизартрия  обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. Таким образом, неразборчивость речи при бульбарной дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и другими изменениями в воспроизведении речевых движений: диспросодией (потерей мелодичности), назализацией, дизритмией и прочим.

Псевдобульбарная дизартрия обусловлена параличом (парезом) речевых мышц, иннервируемых проводящими путями, которые идут (с перекрестом) из коры мозга и соединяют ее с ядрами черепных нервов, находящимися в продолговатом мозге (bulbus). Помимо мышц языка, в гипертонусе находятся также мышцы глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. Следует учитывать, что при псевдобульбарной дизартрии избирательно нарушаются произвольные движения, непроизвольные могут осуществляться гораздо лучше.

Анартрия тяжелейшее расстройство речи, характеризующееся ее полным отсутствием, но мышление, внутренняя речь остаются у анартрика, как у больных с дизартрией, сохранными.

Подкорковая (экстрапирамидная) и мозжечковая дизартрия при них отсутствует паралич или парез речевой мускулатуры, но имеется асинхронность, рассогласованность в движениях речевых органов.

Корковая дизартрия  один и тот же синдром, проявляющийся в неполноценности произносительной стороны речи без парезов и параличей речевой мускулатуры, а также при сохранности понимания речи, письма и чтения, может быть назван либо корковой дизартрией, либо артикуляционной апраксией.

 

44. Психологическая структура речи. Экспрессивная и импрессивная  речь. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические  и центральные механизмы речи. Афазия как системный дефект. Классификация афазий по Лурия. Нарушения парадигматической и синтагматической организации речи.

Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике.

Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие.

Все виды речевой деятельности тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя).

Внешняя речь бывает устной и письменной. Под письменной понимают речь "с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков (кроме языков, в которых применяется идеографическое письмо), звуки речи обозначаются буквами.

Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности.

Речь имеет  три функции: сигнификативную (обозначения - человека со словом связано представление о предмете или явлении), обобщения (слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков), коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Большой класс  речевых расстройств носит название афазии. Афазия - нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.

А. Р. Лурия, анализируя проблему афазий с позиций нейролингвистики, выделил две основных группы афазических расстройств. К первой он относил афазии, связанные преимущественно с распадом парадигматических основ речи, т. е. с распадом кодов языка (фонематических, артикуляционных, зрительных, пространственных). Это афазии, возникающие при поражении коры средне-задних отделов левого полушария (у правшей). Ко второй группе — афазии, связанные преимущественно с нарушением синтагматической организации речи, т. е. с трудностями построения фразы, высказывания. Это «передние» афазии, которые появляются при поражении коры передних отделов левого полушария.

 

45. Функциональные  и органические речевые расстройства.

М. Е. Хватцев впервые все причины  речевых нарушений разделил на внешние  и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).

Функциональные причины  М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К функциональным нарушениям речи относятся также нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"