Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Ответы по КП.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)
  1. эгоистический, характерный для личностей, в недостаточной степени интегрированных со своей социальной группой;
  2. альтруистический, представляющий собой полную интеграцию с социальной группой
  3. аномический, как специфическая реакция личности на тяжелые изменения в социальных порядках, приводящие к нарушению взаимных связей индивида и социальной группы.

Суициды условно подразделяются на истинные, когда в качестве цели выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих, извлечения каких-либо выгод, манипулирования чувствами других людей.

Основными критериями лечения и профилактики самоубийств является формирование антисуицидальных факторов личности, которые впоследствии препятствуют развитию суицидального поведения или реализации суицидальных действий.

При наличии чувства безнадёжности особенно полезны бывают немедикаментозные методы — бихевиористическая и когнитивная психотерапия, а также медикаментозные (антидепрессанты). Кроме того, эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся в том числе в учебных заведениях.

В российском законодательстве порядок и условия госпитализации обозначены в Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»: лицо госпитализируется в психиатрическую больницу, если его психическое расстройство является тяжёлым и обусловливает «его непосредственную опасность для себя или окружающих». Согласно статистическим данным, лишь часть людей, совершающих попытку самоубийства, страдает психическими нарушениями.

Телефон доверия — возможность анонимного телефонного разговора с квал-ным консультантом.

В ходе разговора абоненту может  предоставляться информация и психологическая поддержка, а абонент может передавать сведения консультанту. Телефон доверия часто используется для конс-ания по сложным, противоречивым темам, обсуждение которых в личной беседе может быть затруд-ным.

Примеры телефонов доверия в  РФ:

  • телефоны доверия полиции, спасателей и следственных управлений;
  • несколько телефонов доверия по ВИЧ/СПИД;
  • телефон доверия ля гомосексуалов, лесбиянок, бисексуалов, транссексуалов;
  • психологический телефон доверия.

 

29.Активное эмпатическое слушание как одна из основных психологических технологий работы с клиентом.

Функции эмпатии: 1.разрядка сильных эмоц.переживаний. 2. Психолог.поддержка. 3.получение более полной, достоверной инф-ции от клиента.

Актив.эмпатич.слушание характеризуется единством и взаимодополняемостью вербальных и невербальных способов общения:

1.невербальные: а) открытость с элементами закрытости б) поза – взгляд «не напрямую» в)контакт глаз со стороны психолога г)взвешенное использование тактильных ощущений д)уровень общения,диалога

2.вербальные: а) задавать поясняющие, уточняющие вопросы б)голосовая подстройка под клиента в)перефразирование г)вербализация чувств.

 

30. Основные  направления деятельности практического психолога.

Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога:

    • Психопрофилактическая работа
  • Психодиагностическая работа 
    • Развивающая и психокоррекционная работа 
  • Консультативная работа (психологическое консультирование)
  • Психологическое просвещение
  • Психологическая реабилитация.

 

31. Система спец.образовательных учреждений в России.

А) интернальное образование – спец.образоват.учреждения.

Б) экстернальное образование – в рамках массового образов-ия, в виде отдельных специальных классов в «обычной» школе, обучение детей с особенностями развития в «обычных» классах.

8 видов спец.школ (1997 год):

    • Спец.(коррекционное) образовательное учреждение 1го вида = школа-интернат для глухих детей.
    • 2го вида = школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей.
    • 3го вида = школа-интернат для незрячих детей.
    • 4го вида = школа-интернат для слабовидящих детей.
    • 5го вида = школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи (1.общее недоразвитие 2.с заиканием).
    • 6го вида = школа-интернат для детей с наруением опорно-двиг.аппарата (+ДЦП).
    • 7го вида = школа-интернат для детей с задержками псих.развития.

8го вида = школа-интернат для детей с умственной отсталостью.

 

32. Виды образоват.интеграции в России (Институт Коррекц.Педагогики).

А) интернальное образование – спец.образоват.учреждения.

Б) экстернальное образование – в рамках массового образов-ия, в виде отдельных специальных классов в «обычной» школе, обучение детей с особенностями развития в «обычных» классах .

ИКП РАО предложены следующие модели интеграции детей с отклонениями в развитии.

Комбинированная - адекватна для детей, имеющих отклонения в развитии, которые не приводят к снижению их речевого и интеллектуального развития. Рекомендованная организационная форма: один ребенок или двое детей со слабовыраженными отклонениями в развитии находятся в массовых группах (классах), получая при этом помощь специального педагога.

Частичная - приемлема для детей, не способных овладеть образовательным стандартом наравне со здоровыми сверстниками. При данной форме дети объединяются в одну группу на вторую половину дня (один ребенок либо двое детей с проблемами в группе).

Временная - рекомендуется для воспитанников специального класса вне зависимости от уровня их интеллектуального и речевого развития. Дети объединяются со здоровыми сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения различных внеурочных мероприятий.

Полная - подходит для детей с уровнем интеллектуального и речевого развития, соответствующего возрастной норме, которые получают коррекционную помощь, например, по преодолению сенсорных нарушений в реабилитационных центрах.

 

34. Психологическая  диагностика и проблемы экспертизы.

Психологическая диагностика — наука о конструировании м. оценки, измерения классификации психологических и присхофизиологических особенностей людей. Функции— научная и практическая.

Экспертиза — изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки, с вынесением определенного суждения (заключения). Соответственно психологическая экспертиза – изучение разного рода вопросов специалистами психологами.

Экспертиза судебно-психологическая — это система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых.

Границы компетенции судебно-психологической  экспертизы в уголовном процессе

  1. установление способности несовершеннолетних обвиняемых, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;
  2. установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  3. диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;
  4. установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;
  5. установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т. д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т. п.;
  6. диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;
  7. установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;
  8. установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

35. Системный  подход к помощи детям с нарушениями развития. Теория семейных систем, социально-экологическая модель. Функции семьи, стадии развития семьи. Экокарта.

В психологии системный подход нашел выражение прежде всего в развитии теории семейных систем (Селингман, Дарлинг) и социально-экологических моделей (Бронфенбенен).

Теории  семейных систем. Семья действует как интерактивное объединение; все, что затрагивает одного из членов семьи, затрагивает и всех остальных (Минухин). Структура семьи складывается из разнообразных характеристик, которые делают эту семью уникальной. Торнбайл выделяет характеристики состава семьи, культурный и идеологический стиль. Системное взаимодействие состоит из подсистем: брачная, братско-сестринская, родительская, внесемейная.

Функции семьи:

    1. экономическая
    2. домашнее хозяйство
    3. досуг
    4. самоидентичность
    5. самосоциализация
    6. привязанность
    7. работа

Жизненный цикл семьи: рождение ребенка – младенчество – дошкольный возраст – школьный – подростковый – взросление – эмоциональное приспособление к уходу ребенка – постродительская стадия.

Концепция социальной экологичности. Если мы хотим изменить чье-то поведение, необходимо изменить условия ее существования.

Подсистемы:

    1. микросистема – набор ролей, который функционирует в мезосистеме
    2. мезосистема – ближайшее окружение
    3. экзосистема – условия, на которые семья не может повлиять, но которые влияют на нее
    4. макросистема – этические, религиозные и социально-экономические ценности.

Для применения социально-экологической  модели в клинических условиях Hartman (1978) разработал диаграмму взаимодействия семьи и общины. Эту диаграмму он назвал экокартой. Экокарта – это простой чертеж, наглядно демонстрирующий положение семьи и доступность для нее различных ресурсов. По Hartman, экокарта «показывает природу взаимодействия, указывает на конфликты, нуждающиеся в посредничестве при разрешении, выстраивании мостов, на ресурсы, которые необходимо увидеть и задействовать.

 

36. Нарушения  сознания.

К. Ясперс рассматривал сознание как  фон, на котором происходит смена  различных психических феноменов. Соответственно при душевных заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности.

Вслед за К. Ясперсом в качестве критериев  помраченного сознания берутся:

  1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;
  2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего:
  3. разные степени бессвязности мышления;
  4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Оглушенное состояние  сознания. Встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах. Характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения сознания длится от минут до нескольких часов.

Делириозное помрачение сознания. Наплывы ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве. На фоне делириозного состояния сознания возникают иногда преходящие, иногда более стойкие иллюзии и галлюцинации, бредовые идеи. Делириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций.

Онейроидное (сновидное) состояние сознания характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные "совершают" межпланетные путешествия, "оказываются среди жителей Марса". Обнаруживается сосуществование реального и фантастического.

Сумеречное состояние  сознания. Характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т.е. преходящим. Характерной чертой сумеречного состояния сознания является последующая амнезия. Воспоминания о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют. Во время сумеречного состояния больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий.

Псевдодеменция. Разновидностью сумеречного состояния. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"