Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
по психологии
Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников
Выполнила: Балакина
Вероника Сергеевна
студентка НК – 4 группы
Допущена к защите:
« » апреля 2013г.
______________
Гайнулина Елена
Викторовна
г. Троицк 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
проблемы коррекции страхов у младших
школьников……………………………………………………
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство
коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты
работы по коррекции страхов у младших
школьников………...……………………………………
2.1. Диагностика страхов
у детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………….
2.2.Разработка и обоснование
комплекса внеклассных занятий с элементами
сказкотерапии для коррекции страхов
у младших школьников……………………………………………………
2.3. Педагогические рекомендации
по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших
школьников ..............................
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………...............
Приложение
Введение
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема эмоциональных нарушений у детей, появления большого количества страхов. Все это – прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Младшие школьники, имеющие большое количество страхов, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе. Школьные страхи не только лишают учащихся психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию неврозов. Поэтому проблема коррекции страхов у младших школьников рассматривается в качестве одного из аспектов здоровьесберегающего обучения.
Научным ориентиром для исследовательского поиска по проблеме коррекции детских страхов являются работы психологов А.И. Захарова, К.С. Лебединской, Робинсон, Е.И. Рогова, А.С. Суровцевой, C.Томкинса, О.В.Хухлаевой, Г. Эберлейн, утверждающих, что многочисленные страхи у детей являются проявлением неблагополучия их личности. Поэтому исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе – успешности учебной деятельности.
Одними из эффективных методов коррекции страхов у младших школьников является сказкотерапия. На это указывают исследования А.И. Захарова, О.В.Хухлаевой и др. Сказка помогает снять напряжение, встать на путь преодоления и избавления от страхов. Так с помощью сказки происходит обучение адекватным приемам поведения в сложных жизненных ситуациях, что приобретает особую ценность для тех детей, кто не может постоять за себя или же, наоборот, противопоставляет силу и грубость иным способам общения. Сказка – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Несмотря на значительный интерес исследователей к данной проблеме, процесс коррекции страхов у младших школьников остается недостаточно изученным. Выбранная нами проблема еще недостаточно проработана практически, так как в образовательном процессе начальной школы ей не уделяется должного внимания. Становятся очевидными необходимость и возможность исследования детских страхов, и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста.
Таким
образом, возникает
Актуальность, практическая значимость указанной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников».
В соответствии с темой исследуемой проблемы были определены цель, объект и предмет нашего исследования.
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта по проблеме исследования, моделирование.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматривается проблема переживания страхов в младшем школьном возрасте. Раскрывается понятие страха в современной детской психологии.
Вторая глава называется "Опытно – экспериментальная". Она содержит описание базы практики, содержание коррекционной программы с элементами сказкотерапии по устранению детских страхов и тревожности.
В заключении представлены рекомендации по профилактики детских страхов и тревожности.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека
Известный физиолог
И.П. Павлов считал страх
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» 2. [3, с.75].
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Понимание опасности, ее осознание
формируется в процессе жизненного
опыта и межличностных
З. Фрейд считал, что страх детей первоначально является только выражением того, что им не хватает любимого человека, поэтому они встречают всякого постороннего человека со страхом; они боятся темноты, потому что в темноте не видно любимого человека, и успокаиваются, если могут держать в темноте руку этого лица. По его мнению, переоценивают значение всех детских испугов или жутких сказок нянек, когда обвиняют их в том, что они вызывают боязливость детей. Дети, склонные к боязливости, восприимчивы к таким сказкам, которые на других детей не производят никакого впечатления. А к страхам склонны дети с очень сильным, или преждевременно развитым, или благодаря изнеженности ставшим слишком требовательным сексуальным влечением. [37, с.145].
Страхи детей – это нормальное явление в их развитии. Возрастные страхи самопроизвольно проходят с возрастом. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи ил очень частое переживание состояния страха. В таком случае развивается «невроз страха». К его развитию могут приводить как внутренние факторы (например, повышенная тревожность, беспокойство, сверхсензитивность, мнительность), так и внешние социальные факторы (неправильное воспитание, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание). [43, с.38]
Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит» и т.д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем ему все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребенок послушался. Но какой ценой? Страх закрепился и распространился на сходные ситуации.
К числу внушенных можно также отнести и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат ее. [43, с.40]
Все это дает основание
говорить об условнорефлекторном характере
страха, даже если ребенок пугается
(вздрагивает) при внезапном стуке
или шуме, так как последний
когда-то сопровождался крайне неприятным
переживанием. Подобное сочетание запечатлелось
в памяти в виде определенного
эмоционального следа и теперь непроизвольно
ассоциируется с любым
Страх – это одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней. Страх, таким образом, выполняет определенную социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого из нас есть естественные психологические механизмы для его преодоления. [7, с.53].
Страх и тревога. Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога», и в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги – ужас. [19, с.55].
Теоретически, как подчеркивают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста:
страх – это реакция на конкретно существующую угрозу;
тревога – это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека).
Но при анализе конкретного случая состояния напряжения установить эту разницу довольно непросто. Часто очень трудно сказать, является ли наблюдаемая реакция страхом или тревогой, или чего в ней больше – страха или тревоги, или в какой момент страх переходит в тревогу и наоборот. [19, с. 56]
П. Тиллих считает, что страх и тревога неразделимы – они имманентно связаны друг с другом. «Жало страха – тревога, а тревога стремится стать страхом». И в то же время он разделяет их следующим образом: страх подразумевает конкретный объект, при столкновении с которым человек может проявить мужество. Тревога же означает отсутствие какого-либо объекта и характеризуется соответственно отсутствием направленности и интенциональности. Хотя в определенном смысле объект имеется и у тревоги, но только в виде понятия угрозы, реальный же источник угрозы при этом отсутствует; иначе говоря, в качестве объекта тревоги выступает «отрицание всякого объекта». Таким образом, тревога – это страх перед неизвестным, а это неизвестное в силу своей природы не может приобрести понятные очертания.
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников