Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ БАЛАК.....docx

— 162.76 Кб (Скачать файл)

Следовательно, если страх  – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей  угрозы. [19, с.60]

Если человек начинает бояться самого факта возникновения  страха (страх страха), то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень  тревоги, поскольку он боится, а точнее, опасается всего того, что может  даже косвенно угрожать его жизни  и благополучию.

Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностных аспектах – это путь от страха к  тревоге, о которой можно уже  говорить в старшем школьном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте [26, с 328].

Личностно обусловленный  страх предопределен характером человека, например его тревожной  мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуационно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных отношений. [26, с.330]

Страх как относительно эпизодическая реакция имеет свои аналоги в форме более устойчивого психического состояния: страх – в виде боязни. Общей основой всех этих реакций и состояний будет чувство беспокойства. Если страх скорее ситуационно, чем личностно, обусловленный психический феномен, то боязнь, наоборот, скорее личностно мотивировано и, соответственно, более устойчиво. [26, с.331]

Несмотря на то, что страх  – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный и патологический уровни. Страх – явление неоднородное по своему содержанию, по силе, по причинам, его вызвавшим, возникает он у  детей в разном возрасте, и связан то с реальными событиями, то рождается  как бы из ничего. Родителям необходимо знать, где это естественная реакция  организма, а где уже отклонение от нормы, в какой момент надо начинать бить тревогу, обращаться к врачу, начать перестраивать взаимоотношения  в семье. [18, с.97]

Обычно страх кратковременен, обратим, не затрагивает глубоко  ценностные ориентации человека, существенно  не влияет на его характер, поведение  и взаимоотношения с окружающими  людьми. Более того, некоторые формы  страха имеют защитное значение, поскольку  позволяют избежать соприкосновения  с объектом страха.

На патологический страх  указывают его крайние, драматические  формы выражения (ужас, эмоциональный  шок, потрясение), затяжное, трудно обратимое  течение, непроизвольность, т.е. полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения  и приспособление человека к окружающей социальной действительности. [41, с.111]

Последствия страха. Эхо  страхов разнообразно, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменений. В первую очередь это относится  к эмоциональной сфере, когда  страх пропитывает все чувства  тревожной краской. В ряде случаев  страх поглощает так много  эмоций, что их начинает не хватать  для выражения других чувств, а  сам страх разрастается в психике  человека, затормаживая ее. Это проявляется  в исчезновении ряда положительных  эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, чувства полноты жизни. Вместо них  развивается хроническая эмоциональная  неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего. [35, с.278]

Наличие устойчивых страхов  говорит о неспособности человека справиться со своими чувствами, контролировать их, когда он пугается вместо того, чтобы  действовать, и не может остановить «разгулявшиеся» чувства. Невозможность  управлять собой порождает чувство  бессилия и безнадежности, понижая  еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм. Но что самое главное – взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится ездить в лифте, боится пожаров, уколов, она, разумеется, старается предостеречь и дочку, а на самом деле – передает ей все то, что она испытала сама в детстве. [1, с.133]

Страх уродует и мышление, которое становится все более  быстрым, хаотичным в состоянии  тревоги или вялым, заторможенным  при страхе. В обоих случаях  мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. При  сильном страхе торможение может  стать настолько устойчивым и  труднообратимым, что психологически человек может начать умирать  еще молодым, превращаясь в свою тень. [42, с.105]

Именно здесь – предпосылки  для формирования страха (скрытого или явного). Внешние условия жизни  ребенка – режим, взаимоотношения  в семье, воспитательная тактика  родителей – определяют, воплотятся эти предпосылки в ту или иную форму страха или найдут свое нормальное выражение в умении реально оценить степень опасности [42, с.106].

Таким образом, страх –  это базисная реакция, но в специфической, объективированной форме. Психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

 

 

1.2  Причины  проявления страха у детей  младшего школьного возраста

 

Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд  общих страхов: страх отделения  от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет – страх смерти. Это  служит доказательством общих закономерностей  психического развития, когда созревающие  психические структуры под влиянием социальных факторов становится основой  для проявления одних и тех  же страхов. Насколько будет выражен  тот или иной страх, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка. [21, с.55]

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх  может иметь своим предметом  какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами [21, с.58].

Механизмы проявления страха у человека является условно рефлекторным. Возможны и интуитивные проявления страха.

В зависимости от авторов  отмечаются разные причины страха.

Дж. Боулби отмечает, что  причиной страха является присутствие  чего – то угрожающего, но и отсутствие того, что обеспечивает безопасность.[4]

К. Изард подразделил причины страха на внешние и внутренние. [18, с. 127]

А. С. Зобов все опасности  вызывающие страх разделил на три группы:

    1. реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;
    2. мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию;

В различном возрасте проявляются  разные страхи, что зависит от процессов  созревания и развития детей. [13, с. 27]

Страх может рассматриваться  как самостоятельное болезненное  состояние организма, дающее начало другим психоневрологическим заболеваниям. Именно по этой причине диагностика, лечение и предупреждение страхов  у детей имеет самостоятельное  значение.

Под страхом понимается реакция  ребёнка в результате осознания  им угрозы собственной биологической  и личной целостности близких  ему людей или себя.

Появление у ребёнка страха означает постепенное завершение "наивного" этапа его развития, когда он ещё  верил в бессмертие сказочных  героев, и начало понимания того, что любая жизнь имеет неизбежный конец. А наблюдаемый у детей  страх является результатом переживания  ими утраты, боли на основе инстинкта  самосохранения. [23,с. 88]

Максимум страхов в 5 -8 лет, в возрасте, когда заметно  уменьшается интенсивность связей между страхами, но когда страх  более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший интеллектуальный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются уже известной зрелостью и устойчивостью. [23,с. 89]

Начиная с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе). Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, т.е. в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и об интеллектуальной основе страхов как особой психологической структуре формирующейся личности человека [13, с.30].

Известно, что почти за всеми страхами детей стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, поэтому профилактика страхов, прежде всего в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, но относиться к этому адекватно. Как это сделать? Существующие способы снижения и контроля страха основывается, прежде всего, на теории научения. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка [21, с.68].

Страх смерти – своего рода нравственно-этическая категория, указывающая  на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных  детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них в сравнении с мальчиками инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем – родителей со страхами чужих, незнакомых лиц начиная с 8 месяцев жизни, т.е. мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страхам смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

Страх смерти тесно связан со страхами нападения бандитов, заболевания и смерти родителей, темноты, сказочных персонажей, чудовищ, невидимок, скелетов, страшных снов, животных, пауков, змей (страхи животных), машин, поездов, самолетов (страхи транспорта), бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии),когда очень высоко, когда очень глубоко, находиться в тесной, маленькой комнате, помещении, воды, огня, пожара, войны, больших площадей, врачей, крови, уколов, боли, неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет, опоздать в школу, быть наказанными, не оправдать чьи-то ожидания. [31, с.112]

Боязнь умереть – это  возрастное отражение формирующейся  концепции жизни. Ее точкой отсчета  является рождение, а концом – смерть, осознание неизбежности которой  приходит впервые и проявляется  соответствующим страхом. Страх  смерти появляется как аффективно-заостренное  выражение инстинкта самосохранения. Этот большей частью внешне не проявляемый  страх, как и вообще большинство  других страхов, присущ эмоционально чувствительным и впечатлительным детям и  нередко отсутствует при задержке психического развития, психопатоподобном, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых  страдают хроническим алкоголизмом. [31, с.113]

О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию  других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). [31, с.114]

Ведущий страх в данном возрасте – это страх «быть  не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими  словами, это страх не соответствовать  социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники, семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. о том, что объединено в понятии «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте. Рассмотренные ранее страхи не успеть, опоздать, и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников – тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте. Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умения оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности. [43, с.55]

Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия – удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей  и учителей, их нравственно-этических  и социально-адаптивных качеств личности [43, с.56].

Начало посещения школы  подводит своеобразную черту под  концепцию жизни и смерти, превращая  последнюю как уже пережитое  чувство в единую концепцию жизни. Новая социальная позиция школьника  способствует переключению внимания на более конструктивные цели. Вот почему уже с первого класса страх  смерти перестает звучать как  аффект или мысль, вызывающая беспокойство. Однако у эмоционально чувствительных детей подобный страх может давать о себе знать в виде необъяснимой для окружающих боязни покойников, черной руки, скелетов и Пиковой  Дамы. Обычно уже в 8 лет дети боятся не столько своей смерти, сколько  смерти родителей. [43, с.59]

Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников