Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ БАЛАК.....docx

— 162.76 Кб (Скачать файл)

Как подчеркивает Л.Д Короткова, такие страхи легче других поддаются коррекции, и, если неприятная травмирующая ситуация не повторяется, нередко проходят сами собой. Другой причиной приобретённых страхов являются особенности характера самого ребенка, степень его эмоциональной чувствительности, восприимчивости. Кроме того, страхи могут возникнуть в случае семейных неурядиц, родительской невнимательности, чрезмерной опеки, а также в результате подражания тем, кто боится. Так, наиболее распространенными являются именно внушённые страхи. К «классическим» страхам в настоящее время можно добавить и те, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон. У современных детей наблюдается боязнь не только сказочных персонажей (Бармалея, Бабы Яги, Кощея и т.п.), но и виртуальных монстров, киномонстров, а также страхи войны, терактов, заражений. [20, c.16]

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика. Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их, и является сказка. Наиболее распространенным страхом у дошкольников и младших школьников, как отмечает, Т.Л. Шишова, является страх темноты. Как подчеркивает автор, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько людей, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его не выключенным в свое отсутствие. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас. [11, c.67]

Дмитрий Соколов – доктор психологических наук и сказочник предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы. [34, c.57]

Например:

Схема сказочного сюжета:

Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и  пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал  по дороге да где-то страх и потерял.

Принцип решения: обида злость. Против кого-то.

Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты  без особого труда могут составить  эффективную персонализированную  сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуально-типологические особенности.

Таким образом, сказкотерапия  не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным  и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у  учащихся младшего школьного возраста мы пришли к следующим выводам:

1. Страх – это базисная реакция, но в специфической, объективированной форме. Психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

2. Факторами возникновения страхов являются: наличие страхов у родителей, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание, но большая часть страхов младших школьников лежит области учебной деятельности: страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликтов со сверстникам. Ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

3. Сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом. Коррекция страхов будет успешнее, если в образовательном процессе будет использован комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно –  экспериментальная

2.1. Цель, задачи и этапы  опытно-экспериментальной работы

Анализ психолого-педагогической теории позволил нам обосновать значимость подбора упражнений с использованием сказкотерапии по коррекции страхов младших школьников.

Поэтому нами была определена цель практической работы: сформулировать педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

1.  Выявить виды страхов и их причины у младших школьников

2.  Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии по коррекции детских страхов.

Экспериментальная работа была проведена с учащимися первого класса МБОУ «СОШ №9» г. Троицка.  В проведении практической работы нами было выделено два этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления видов страхов у младших школьников. На втором этапе осуществлялась разработка комплекса внеклассных занятий. На третьем этапе  были сформулированы педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников. Результаты этой работы были использованы для моделирования  внеклассных занятий для коррекции страхов у младших школьников.

Длительность эксперимента составила  4  недели.

 Таким образом, нами  были определены цель, задачи  и этапы практической работы.

На первом этапе был  осуществлён констатирующий эксперимент  с целью выявления видов страха у учащихся. При проведении диагностики была использована методика «Интервью волшебный мир» (Приложение 1), с помощью  которой мы познакомились с проблемами ребенка, задание «Нарисуй что боишься» было проведено анкетирование родителей, и тесты «Скажи мне, ты боишься…» [13, c. 66],(Приложение 2)

 В результате задания «Нарисуй, что боишься» нам удалось выяснить, что у большинства первоклассников преобладает реальный  страх – 55%учащихся; воображаемые страхи у 35% учащихся. Виды и степень страхов на констатирующем этапе мы отразили в рис.5.

 

 

 

 

Рис.5Диаграмма видов страха у младших школьников

 

 

В тесте « Скажи мне, ты боишься…» (составитель А. И. Захаров) ребята ставили на утверждение знак « - » - не боюсь и « + » - боюсь. [13, c. 66]Анализируя анкеты детей и их родителей, мы выявили основные виды страхов у младших школьников. Их можно разделить  на несколько групп:

    • медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни;
    • страхи, связанные с причинением физического ущерба

транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

    • страх смерти (своей);
    • боязнь животных;
    • страхи сказочных персонажей;
    • страх темноты и кошмарных снов;
    • социально-опосредованные страхи - людей, детей, одиночества;
    • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
    • школьные страхи – плохих оценок, наказаний, опоздания в школу.

Результаты теста представлены в таблице 1.

В ходе диагностики мы попытались выявить причины страхов детей. Для этого мы использовали методику «Интервью волшебный мир», где  учащиеся отвечали на вопросы и объясняли  почему, так или иначе. Диагностика  проходила в виде беседы. Дети в  развернутом виде давали ответы.

Например: Дима С. на вопрос «Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?» дал такой ответ: «Я хочу быть взрослым, чтобы не боятся темноты. Взрослые никогда не боятся темноты».

Анастасия Я. на вопрос: «Кем из животных ты хотел бы стать и почему?» ответила: «Мышкой, чтобы быть маленькой и незаметной».

 

 

 

 

 

 

Ф.И.

ребенка

Медицинские страхи

Страхи, связанные с причинением  физического ущерба

Страх смерти (своей)

Боязнь животных

Страхи сказочных персонажей

Страх темноты и кошмарных  снов

Социально-опосредованные страхи

Пространственные страхи

 Школьные           страхи

Дима Б.

+

+

+

-

-

-

-

+

-

Никита В.

-

+

+

-

-

-

+

+

+

Ярослав В.

-

-

-

-

-

-

-

-

+

Артем В.

-

-

+

-

+

-

-

-

+

Даниил Г.

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Иван Г.

+

-

+

-

-

+

-

+

-

Максим Д.

+

-

-

-

-

-

+

-

-


Рустам И.

+

-

-

+

-

-

-

-

+

Настя К.

+

+

+

+

+

+

+

-

-

Юлия К.

+

+

+

-

-

+

-

+

+

Юлия К.

+

+

-

+

+

+

-

-

-

Виктор К.

+

+

+

+

-

-

-

+

-

Карина Л.

-

-

-

-

-

+

+

-

-

Марина М

-

+

+

+

-

-

+

-

+

Вика П.

+

+

+

-

+

+

+

-

-




 

 

Иван П.

-

+

-

-

-

+

-

-

+

Иван Р.

+

-

-

-

-

+

-

-

-

Дима С.

-

-

-

+

-

+

+

-

+

Егор С.

+

+

+

-

-

+

-

-

+

Ольга Ф.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Мария Ш.

-

-

-

-

-

+

-

-

+

Настя Я.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников