Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………
Итого |
13 |
12 |
12 |
8 |
6 |
14 |
9 |
7 |
11 |
Таблица 1
В результате теста « Скажи мне, ты боишься …» мы выявили, что преобладающими видами страха в данном классе являются: медицинские страхи, страх своей смерти, страх темноты и кошмарных снов, страхи, социально – опосредованные страхи, школьные страхи.
Виды и степень страхов на констатирующем этапе мы отразили в рис.6
Рис. 6 Гистограмма видов и степени страхов у младших школьников.
Таким образом, в данном параграфе мы выделили цель и задачи данного эксперимента, а также рассмотрели результаты констатирующего эксперимента, который позволил нам выявить виды и степени страха у младших школьников, и пришли к выводу, что необходима коррекция страхов у учащихся. Решение указанной проблемы видится нами в использовании внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
2.2.Разработка
и обоснование комплекса
На втором этапе был разработан комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов младших школьников. В этот комплекс вошли коррекционные упражнения с использованием сказкотерапии. Всего было разработано пять внеклассных занятий, где мы работали с такими страхами как: медицинские страхи, страх своей смерти, страх темноты и кошмарных снов, страхи, связанные с причинением физического ущерба, школьные страхи.
Сказки и терапевтические
истории помогают детям справится
с ситуациями вызывающими страх,
преодолеть чувство растерянности,
беспомощности и отчаяния. Сказки
дают прекрасную возможность посмотреть
со стороны на похожие, негативные истории,
но с хорошим концом. Представляя
себя на месте сказочного героя, подсказывающего
решения вместо того, чтобы осуждать
и критиковать, ребенок пытается
решить свои проблемы сначала в воображаемом
плане затем в игре и позже
в реальной жизни. Посредством сказок
он учится узнавать жизненные аналоги
отрицательных сказочных
Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика. Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их, и является сказка.
Первое внеклассное занятие - это знакомство с чувством страха. Начинается с упражнения «Теплые слова», где младшие школьники здороваются друг с другом. Они должны повернуться к соседу, который сидит справа и, глядя на него, улыбаясь, сказать теплые слова, например: «Миша, я рад тебя видеть!». Такое упражнение помогает создать доброжелательную атмосферу в коллективе.
Затем можно провести игру «Раз, два, три, фигура чувствами замри». Правила игры таковы: дети бегают, прыгают, по команде: «Раз, два, три фигура чувствами замри» учащиеся замирают тем чувством, которое скажет заранее учитель. Например, замереть чувством страха, учащиеся могут замереть с удивлением на лице или восхищением и т.д. Когда ведущий подходит к ребёнку, они обмениваются репликами, обыгрывают ситуацию («На кого ты обижен?», «Чему ты радуешься?»)
На занятии учащиеся могут рассмотреть фотографию ребенка, испытывающего страх. Младшие школьники описывают фотографию и определяют, какое это чувство. Учитель предлагает попытаться изобразить его на своём лице и спрашивает, знают ли они, откуда появился страх? Далее педагог читает сказку «Откуда появился страх», и дети анализируют ее по заданным вопросам учителя. (Приложение 3)
На этом же занятии учащиеся могут самостоятельно придумать сказку про мальчика, который всего боялся. Учитель может предложить начало сюжета, а дети в коллективном рассказывании придумывают продолжение.
«Жил-был мальчик Петя. Он жил вместе с папой и мамой, у него были дедушка и бабушка. Он ходил в школу в 1 класс. У него были друзья, все его любили, и всё было хорошо, только он всего боялся…».
Затем детям предлагается встать в круг и начать перечислять, чего же боялся Петя (с использованием передачи клубочка: во время перечисления ребёнок наматывает нитку на палец, а затем передаёт клубочек следующему). Когда все страхи перечислены, должна образоваться «паутина страхов». После этого учитель эту паутину сматывает, тем самым как бы избавляет, освобождает детей от страхов.
При этом каждый ребёнок, отдавший ниточку ведущему, должен сказать, что можно сделать, чтобы справиться со страхом Пети.
В заключении занятия проводится упражнение «У страха глаза велики». Ребята должны представить, что у них большой, огромный страх. (Учащиеся широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Дети изображают большие, круглые глаза мимикой и с помощью рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Дети пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Дети смотрят друг на друга и видят, что ни у кого нет больше больших глаз, следовательно, никто ничего не боится, так как страх исчез. Учащиеся берутся за руки и улыбаются друг другу. Таким образом, на занятии дети знакомятся с эмоцией страха и его видами у младших школьников.
Наиболее распространенным страхом у дошкольников и младших школьников, как отмечает, Т.Л. Шишова, является страх темноты. По результатам нашего исследования этот страх является ведущим и у первоклассников. Как подчеркивает автор, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько людей, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его не выключенным в свое отсутствие. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.[11, c. 47]
Никтофобия или по – другому страх темноты имеет свои причины возникновения.
Причины появления боязни темноты:[ 11, c.49]
1. Генетика склонность
к боязни темноты, как и
2.Ограниченность нашего
организма. Большую часть
3.Неизвестность. Мы не видим, что именно нам угрожает, поэтому от большинство таких страхов собственно от неизвестности. Неизвестно, что может произойти, поэтому мы боимся.
3. Прошлое. Практически
все страхи и комплексы
4. Одиночество. Оставшись
один в темной комнате,
5. Воображение. Воображение
человека хорошо начинает
6. Постоянные стрессы.
Они меняют направление
7. Нехватка микроэлементов
в питании. Многие врачи
8.Страх смерти. С этим вообще связано, очень много. Боязнь темноты может быть основана на страхе смерти, поскольку страхи переходят с одного предмета на другой, близкий. И если вы выявите, что причина кроется именно в этом то избавляться надо именно от страха смерти. Соответственно, избавившись от страха смерти, вы избавитесь и от страха темноты.
Для уменьшения степени страха мы предлагаем внеклассное мероприятие с элементами сказкотерапии.
Занятие проводится в форме путешествия в город Боюсек. Все начинается с игры «Паровозик» с целью создания эмоционального настроя. Ребята образуют цепочку и выбирают «главный вагончик» т.е. ребенка, который будет вести остальных. Остальные должны хлопать в ладоши и повторять имя ребенка, идущего впереди. На месте «главного вагончика» должны быть застенчивые, тревожные учащиеся, имеющие большое количество страхов.
Итак, поезд останавливается на станции «Художественная». Все, кто прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Учащимся предлагается нарисовать портреты главных жителей этого города, которые всего боятся. Затем идет обсуждение детских рисунков. Когда все работы будут закончены, можно предложить детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Когда первый ребёнок закончит рассказ, предложить всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы житель города Боюсек перестал всего бояться.
Далее учитель предлагает детям послушать сказку «Про бобрика, который боялся темноты». (Приложение 4) В городе Боюсек даже животные имеют большое количество страхов и всего боятся.
Далее ребята анализируют сказку по заданным вопросам учителя. Затем учитель предлагает учащимся придумать свою сказку, дав начало: «Жил был мальчик, он очень боялся темноты и кошмарных снов. И вот однажды…» Каждый ребенок дополняет по одному предложению. В итоге получается коллективная сказка. Так, учащиеся самостоятельно ищут пути преодоления страха темноты.
В заключение занятия выполняется упражнение «Превращаем Злую чёрную руку в Добрую белую руку». По команде учителя «Злая, злая, злая…» каждый ребенок своими руками изображает Злую Черную Руку. По команде «Добрая рука» быстро снимают напряжение с рук и изображают добрую и ласковую руку. Учитель предлагает попрощаться друг с другом Добрыми руками (обнять и погладить друг друга). С помощью этого занятия дети учиться выражать чувство страха в рисунке и ищут пути преодоления страха темноты.
Так же у первоклассников наблюдаются социально – опосредованные страхи, т.е. страхи одиночества и потери близких.
Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. [5, c.132]
Этот страх может появиться вследствие следующих причин:
1.Последствие детского опыта.
(Например: воспитатель заперла в спальне или оставила одного в группе во время прогулки. У кого-то из-за подобных «воспитательных мер» даже во взрослом возрасте остается боязнь закрытого пространства — клаустрофобия).
2.Сильный испуг.
(Например: ребенок, оказавшись один в комнате во время грозы. На кого-то травмирующе повлияла сцена из детектива, мельком увиденная по телевизору, но надолго врезавшаяся в память. Кому-то долго не дают покоя воспоминания о том, как он потерял маму в большом магазине).
Все это подходит под одну
категорию «психических травм». Последствия
психотравм изживаются с большим
трудом. Особенно, если это ранние воспоминания,
забытые или, как говорят психологи,
вытесненные в сферу
3.Страх одиночества может выражаться и в ревности ребенка. (Например: когда он «прилипает» к матери или бабушке, восполняя таким образом нехватку внимания с их стороны).
Понять реальную причину нежелания ребенка оставаться в одиночестве совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников