Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ БАЛАК.....docx

— 162.76 Кб (Скачать файл)

Для уменьшения степени страха одиночества мы предлагаем внеклассное мероприятие с элементами сказкотерапии.

Занятие начинается с упражнения «Потерялась девочка». Дети сидят в кругу, учитель «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» Далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла, в школу вашу я пришла!» Ребята внимательно слушают и угадывают о ком идет речь.

Затем ребята принимают участие  в игре « Слепой поводырь». Выбираются 2 участника – слепой и поводырь. Остальные дети разбиваются в пары и изображают джунгли (встают в разных позах, сцепляются руками, ногами). «Слепой» закрывает глаза, а «поводырь» должен провести его по «джунглям».

Далее учитель читает сказку «О букашке Сашке», отрабатывая с детьми страх одиночества. (Приложение 5) После обсуждения сказки ее можно разыграть.

В заключении занятия проводится упражнение «Прощаемся ладошками».  Ребята стоят в кругу, держа руки согнутыми в локтях, ладони наружу. Учитель проходит по кругу, касаясь своими ладошками ладоней всех детей. Как только он коснулся ладоней второго, второй тут же начинает бег, затем третий и т.д. Это занятие помогает установить эмоциональный контакт между всеми детьми и уменьшить степень страха одиночества у младших школьников.

Мы так же выявили в констатирующем эксперименте, что младшим школьникам присущи медицинские страхи, т.е. боязнь уколов, врачей и боли.

Ятрофобия - это навязчивый страх перед походом к врачу или к врачам. [5, с.340]

Причинами этого страха могут  являться:

1.Вспугивание детей еще в младшем возрасте за плохое поведение их родителями ("Сейчас дядя тебе укол сделает, а ну тихо сиди!" и т.п.);

2.Какие-либо травматичные операции, перенесенные в детстве, вызвавшие отрицательные эмоции;

3.Сильные и агрессивные запахи медикаментозных средств в поликлинике;

4. Нетактичность доктора его при контакте с пациентами;

5.Знание о сложности предстоящей операции (например, кардиохирургия, нейрохирургия и т.д.);

6.У некоторых детей есть страх при виде медицинских инструментов.

Конечно же, все существует еще много других причин, вызывающих ятрофобию. Если не уменьшить степень медицинских страхов, то это может перейти в состоянии фобии. Внеклассное занятие « Я прививок не боюсь» корректирует степень медицинских страхов у детей младшего школьного возраста.

Начинается занятие с  упражнения – приветствия « Доброе день». Ребята берутся за руки и образуют круг, говорят  «Доброе день!» сначала шёпотом, потом обычным голосом, затем громко. Это упражнение помогает установить эмоциональный контакт между всеми детьми.

Затем проводится игра «  Кого укусил комарик», с целью проигрывания возможных неприятных ощущений при походе к врачу. Ребята  садятся в круг. Учитель проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, одного из них незаметно от других он тихонько щиплет – «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи, но не выдавать себя звуками. Остальные внимательно разглядывают друг друга и пытаются догадаться, «кого укусил комарик». Далее учитель читает сказку  «Про бегемота, который боялся прививок» В.Сутеева. (Приложение 6) Младшие школьники обсуждают сказку и  разыгрывают  ее по ролям.

Заканчивается занятие игрой « Пожелания». Ребята сидят в кругу. Учитель предлагает им представить себя добрыми волшебниками и пожелать друг другу что – то такое, отчего все станут радостными.

Это занятие помогает установить эмоциональный контакт между  всеми детьми и уменьшить степень  медицинских страхов у младших школьников.

Так же мы выявили, что младшим  школьникам присущ страх животных.

Причинами этого страха могут  являться:

1.Испуг (Например: напугала собака)

2.Запугивающее воспитание

3.Особенности характера ребенка

4.Тревожные родители

5.Детские фантазии

6.Наличие более серьезного расстройства

Для коррекции страха животных  мы предлагаем занятие с элементами сказкотерапии.

Начинается занятие с  упражнения «Возьми и передай». Ребята встают в круг, берутся за руки, поворачиваются к друг к другу, смотрят в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Такое упражнение способствует положительному настрою в коллективе. Затем проводится игра « Ехал Грека через реку», с целью проигрывания возможных неприятных ощущений при контакте с животными. Детям предлагается сесть в круг, руки держать вытянутыми за спиной. Учитель ходит по внешней стороне круга и один или вместе с детьми проговаривает: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку. Рак за руку Грек…». Когда говорится слово «ЦАП», дети быстро убирают руки вперед,  педагог должен успеть схватить руки какого-либо ребенка, который становится водящим. Далее учитель читает рассказ В.В. Бианки « Аришка – трусишка». (Приложение 7) Младшие школьники обсуждают сказку и  разыгрывают  ее по ролям.

Заканчивается занятие  подвижной  игрой «Лисонька, где ты?». Дети становятся полукругом, учитель — в центре. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Учитель тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.

По сигналу все открывают  глаза и поворачиваются. Никто  не знает, кто — лиса? Учитель  зовет: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Учитель зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев. Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

Это занятие помогает установить эмоциональный контакт между  всеми детьми и уменьшить степень  страха животных у младших школьников.

Целью заключительного занятие является установление эмоционального контакта между всеми детьми, создание  условий для ощущения чувства безопасности и доверия, коррекция страхов посредством рисования, а так же поиск путей преодоления страха.

Начинается занятие с  упражнения «Комплименты». Учитель предлагает ребятам сесть в круг и еще раз поприветствовать друг друга, и похвалить своего соседа справа, при этом нужно смотреть ему в глаза.

Затем учитель рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других – такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого – чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Далее  учитель спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде ведущего «ПРЫГ» начинают прыгать по комнате. По команде «СТОП» им необходимо сесть на веревочку (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети прилагали усилия, чтобы их услышать).

Выбирается пара детей: хозяин и его чувство. «Чувство» закрывает  глаза, хозяин становится позади, берет  его за локти, затем пара начинает двигаться по комнате. Хозяину нужно  управлять своим чувством так, чтобы  уберечь его от столкновения с  предметами.

Так же на занятии детям  предлагается вспомнить страхи, которые испытывали жители города Боюсек и нарисовать их так, чтобы страхи стал менее страшными (превратить страх в смешное или рядом нарисовать то, что поможет с ним справиться). Рассмотреть и обсудить рисунки.

Заканчивается занятие упражнением «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища – например, соприкоснувшись головами или ладошками). Затем дети строят мостик втроём, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая большой «Мост дружбы».

Заключительное занятие  помогает еще раз проиграть детские страхи, учит детей владеть своими чувствами, этому способствует игра «Хозяин чувств».

Таким образом, нами были разработан комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для уменьшения степени страхов у младших школьников.

 

 

2.3. Педагогические  рекомендации по использованию  сказкотерапии для коррекции  страхов у младших школьников

На основе  изучения  психолого-педагогической литературы по проблеме  и проектирования комплекса  внеклассных занятий с элементами сказкотерапии по коррекции страхов  у младших школьников нами были  сформулированы педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии в работе с учащимися. Разработанные рекомендации предназначены для студентов педагогических колледжей, учителей начальной школы, психологов и призваны оказать практическую помощь в работе с младшими школьниками. Данные рекомендации основаны на исследованиях психологов Д. Бретт, А.В. Гнездиловой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.Д. Коротковой, Р.М. Ткач и др. 

1.Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для коррекции страхов и совершенствования взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Поэтому учитель начальной школы может использовать сказкотерапию в работе с ребенком, конечно, при условии специально созданного для этой цели сказочного материала. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать следующие виды сказок: [16,c. 105]

  • Художественные сказки — все литературное наследие наших предков, то, что мы и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.
  • Дидактические сказки — это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
  • Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы пациента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.
  • Психотерапевтические сказки — это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня», «смерть»... Примером могут служить замечательные сказки петербургского сказочника О. Гнездилова. Можно в работе использовать авторские сказки, разработанные психологами Ю. Ворошниной, Л.Д. Коротковой, Е. Милютиной, Д. Соколовым, Т.Д. Зинкевич –Евстигнеевой и др.

Так, Е. Милютина  применяет  фантазии-сказки,  чтобы  помочь детям  справиться со своими страхами, чтобы то, что «казалось кошмарным,  превратилось  в  новый  источник силы,  в другие способы поведения и решения проблем».  Д.  Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида), расширение границ (узнавание мира как он есть, его объективацию) или  плата за  обретение смелости,  и  предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы. Например,  схема сказочного  сюжета: «Зайчик боялся темноты. Встретил друга котенка.  Пошли вместе  исследовать ночной  лес.  Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый глаз» — фонарем. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют». Здесь используется принцип   решения: помощник (такой же, как герой); в самое пекло; узнавание; границы.

2. Успех терапевтического  воздействия сказок  и  историй  во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания.  К основным правилам их  изложения  можно  отнести  следующие: [20, c.53]

  1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки  могут  сочетаться  реальные и  вымышленные  события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг,  мультфильмов, а также  придуманные вами  несуществующие животные, говорящие предметы и  другие фантастические объекты.  Такое соседство помогает  ребенку сохранять ощущение,  что это понарошку.  Находясь в  «зоне безопасности», ребенок не  чувствует себя  виноватым, не  испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то  сопоставляет, сравнивает  без  всяких  неприятных  психологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.
  2. Для сказки  должно быть какое-то  разумное основание. Можно начинать сказку словами: «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок...», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки (например, «Кот в сапогах»)...»  или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу...». Затем рассказывается история или содержание передачи, которую вы якобы смотрели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как нам хотелось бы.
  3. Рассказывать можно группе или одному человеку новую или известную сказку. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения и навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Самому рассказчику обязательно нужно подумать: «Что я могу транслировать слушателям?», чтобы не перенести им свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику.
  4. Возможно групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  5. Лучше  не  анализировать терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Дайте ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира. Через некоторое время её можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку.
  6. Не  перегружайте  ребенка  терапевтическими  сказками и  историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников