Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………
• вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случая, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Таким образом, формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру;
• все события в сказке не случайны, а закономерны и имеют свою причину. Эта идея способствует развитию причинно-системного мышления в жизни;
• самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
Все эти философские идеи могут и должны обсуждаться как с детьми, так и со взрослыми - клиентами.
Наша жизнь многогранна, поэтому и сюжеты народных сказок многообразны. [ 16, c.63]
Сказки о животных, о
взаимоотношениях людей и животных.
Дети до пяти лет идентифицируют себя
с животными, стараются похожими
на них. Поэтому сказки о животных
лучше всего передадут
Бытовые сказки. Те, кто говорят,
что в сказках все
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдулаков и прочих. В современной детской субкультуре различают так же и сказки-страшилки. Здесь, вероятно, дети постигают опыт самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и "отыгрывания" напряжения полезно использовать рассказывания страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно "страшным" голосом, протягивая гласные, "растягивая" интонацию; конец страшилки должен быть обязательно смешным. Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы. Закончится история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: "Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!". [16, c.65]
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому уже исполнилось шесть-семь лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает "концентрат" жизненной мудрости и информации о некой трансформации, которая может происходит с человеком на его жизненном пути.
2. Авторские художественные сказки более трепетные, образные, чем народные. Однако, есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например "Русалочка" Г.Х. Андерсена может формировать образ "жертвы" и "несчастливой любви". Компания У. Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписывания этой истории. "Аленький цветочек" закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж). "Золушки" вечно ждут принца и теряют огромное количество обуви зря… [16, c.67]
Негативный жизненный сценарий закладывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки не был понят. Доминирующее в тот момент чувство одиночества и покинутости выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления. В этом случае работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.
При этом необходимо помнить, что народные сказки дают "концентрат" мудрости, а авторские истории чудесно "разбавляют" его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:
К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:
3. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. [16, c.69]При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создавая сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок "подаются" учебные задания. Алгоритм дидактической сказки-задания таков:
• введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, о жизни в этой стране;
• разрушения благополучия. В качестве разрушителей могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей);
• обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.
В таких историях решение примера - это прохождение испытания; ряд решенных примеров приводят героя к успеху.
4. Психодиагностические сказки. По разной проблематике существуют различные диагностические батареи, дающие достаточное количество необходимой психологу информации. Дополнительно к ним можно применить психодиагностические проективные методики, часто используемые в сказкотерапии. Они хороши тем, что дают психологу дополнительную информацию, зашифрованную в образах с которыми отождествляет себя клиент, и которую в дальнейшем нужно использовать при написании коррекционных сказок. [ 16, c.70]
5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение клиента. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение клиенту смысла происходящего.[16, c. 71]
6. Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу… Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны жизни. Они не всегда однозначны, не всегда имеют "традиционно" счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Работа со сказками начинается с анализа, с обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование. [16, c.75]
Благодаря такому разнообразию сказок можно решать психологические, культуральные, педагогические проблемы. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры, медитации и многое другое является темой обучения сказкотерапевтов. Поэтому подготовка сказкотерапевтов процесс творческий, увлекательный, но не простой. [16, c. 78]
Особо эффективной сказкотерапия
является в работе с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста. Это
объясняется несколькими
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. [ 25, c.60]
Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. С другой стороны, восприятие сказки становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать. Ведущие психологи в данной области отмечают следующие основные достоинства сказок:
• Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
• Неопределенность места действия главного героя, позволяющая
наполнить пространство сказки значимыми образами.
• Образность и метафоричность языка, открывающего
кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений.
• Победа добра, дающая психологическую защищенность.
• Наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы
возможного. [ 36, c.32]
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. Один из самых авторитетных в этой области психологов Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что данная концепция базируется на пяти видах сказок: художественные (авторские, народные), психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные, дидактические. [16, c.58] Работая со сказками, психологи используют разные формы подачи материала (рассказывание и сочинение сказок, кукло - и имиджтерапия, постановка сказок на сцене и в песочнице и др.), т.е. речь идёт об использовании средств комплексной сказкотерапии. В настоящее время существует большое количество развивающих, психокоррекционых и психотерапевтических программ, основанных на различных видах сказок.
Однако иногда возникает
необходимость написания
Кроме того, психокоррекционная сказка должна предлагать замещающий опыт, самостоятельно или при помощи взрослого малыш выбирает варианты решения существующих проблем.
Сказочный сюжет всегда разворачивается в определенной последовательности. [36, c.42] Можно опираться на следующую схему:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нельзя забывать и о возрастных предпочтениях. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Сказки, сказочные сюжеты позволяют смягчить поведенческий негативизм у ребенка и понять законы мира, в котором он родился и живет. На вербальном и эмоциональном уровне малыш осознаёт, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он может примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, оценить тот или иной поступок со стороны и иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Ненавязчиво и непринужденно сказки помогают ребенку найти выход из затруднительных жизненных ситуаций и пути решения возникших конфликтов, оказывают поддержку его возможностей, веры в себя.[29,c.138]
Используя сказки, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. Сказкотерапия позволяет эффективно преодолевать нарушениями самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно, помогает бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи. Однако помимо врожденных, или возрастных, страхов существуют страхи приобретённые. Одной из причин таких страхов может являться какое-либо вполне конкретное событие, реальный случай, который произошел с ребенком. [29,c.140]
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников